интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Хронограф » Система Станиславского устарела? Не верю!

 
 
 

Система Станиславского устарела? Не верю!

Автор: от 17-01-2013, 17:41, посмотрело: 4922

Система Станиславского устарела? Не верю! Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского. Имя этого великого русского деятеля культуры известно во всем мире, свыше 100 лет великие актеры, режиссеры, учителя принимают его постулаты как руководство к действию. Имя его – не просто история, с ним навсегда связано настоящее театральное искусство.

Константин Алексеев (настоящая фамилия Станиславского) родился 17 января 1863 года в многодетной московской купеческой семье, состоявшей в родстве с известным меценатом С.И.Мамонтовым и не менее известными братьями Третьяковыми. Театр был главным увлечением всей семьи, в доме был специально оборудованный для представлений зал, а в имении в Любимовке – целый флигель.

Сценические опыты Константина Сергеевича начались в домашнем Алексеевском кружке еще до начала учебы в гимназии. Он усиленно занимался вокалом и пластикой с лучшими педагогами, учился на примере лучших актеров Малого театра. По окончании гимназии одновременно с игрой в любительском театре начал службу в семейной фирме, но не смог оказаться полезным в деле, «жизнь в искусстве» победила.

В 1886 году Константина Алексеева был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В составе дирекции консерватории в то время были П.И.Чайковский, С.И.Танеев, С.М.Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф.П.Комиссаржевским и художником Ф.Л.Соллогубом Константин Сергеевич разработал проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), в который вложил личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, на сцене начал выступать под псевдонимом Станиславский.

За десять лет работы на сцене МОИиЛ Константин Сергеевич, одаренный большим талантом, яркостью воображения, харизмой, сценичной внешностью и постоянно совершенствующий мастерство, приобрел славу выдающегося актера своего времени. Его исполнение некоторых ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, а в январе 1891 года Станиславский официально взял на себя в Обществе искусства и литературы руководство режиссерской частью. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, сценической рутиной, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене.

В 1898 Станиславский вместе с В.И.Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Днем рождением театра по праву можно считать день знаменитой исторической встречи двух великих деятелей культуры в московском ресторане «Славянский базар», к сожалению, не сохранившемся до наших дней. Но подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» А.П.Чехова (1898, режиссеры К.С.Станиславский. и В.И.Немирович-Данченко). Далее были поставлены «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» великого русского драматурга. Поняв жизненную правду и поэтичность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приемы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актеров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ.

Далее на сцене МХТ ставились пьесы Максима Горького, продолжалась работа над русской классикой – Грибоедов, Достоевский, Тургенев, и дань зарубежной драматургии – «Синяя птица» Метерлинка. В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в 1907 году «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева, но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актера нарочитой, искусственной стилизации.

С 1900-х гг. Константин Сергеевич активно разрабатывал учение о творчестве актера - актерскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию, чтобы в работе с молодежью проверить и утвердить свою систему.

Не помешала великому актеру, режиссеру и педагогу даже революция. Он продолжал работу и при советской власти. А в 20-30-е годы деятельность Константина Сергеевича определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены.

Немалый вклад внес Станиславский и в развитие оперного искусства. В 1918 году он основал Оперную студию Большого театра (ныне Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича Данченко), а в 1935 году – Оперно-драматическую студию К.С.Станиславского (ныне Драматический театр имени К.С.Станиславского). Практически не покидая после болезни своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актёрами у себя дома, превратив репетиции в актёрскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий.

До конца жизни Константин Сергеевич продолжал работу над своей знаменитой теперь системой, ознакомиться с которой стоит не только актерам и режиссерам, благо, его литературное наследие достаточно широко распространено.

Скончался Станиславский в 1938 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Но и сейчас иногда в театрах, когда работа актера далека от известной всему миру системы, кажется, что откуда-то из зала слышится знаменитое «Не верю!»

Категория: Хронограф