Середина XIX века ознаменовалась появлением нового для русского искусства направления – реализма, в котором писали свои знаменитые шедевры такие драматурги и писатели, как А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов.
Вместе с характером драматургии серьезные изменения претерпевало и актерское искусство, так, кардинально иными стали представления о том, что собой представляет правда на сцене.
Неофициальным днем рождения реализма в русском театре принято считать 16 ноября 1859 года, когда на сцене Малого театра состоялась премьера знаменитой ныне драмы А.Н.Островского (1823 – 1886) «Гроза». Название стало в некоторой степени символичным – вокруг спектакля разыгралась настоящая буря. Причиной подобных ситуаций чаще всего становилось нарушение художником принятых этических и эстетических норм.
Даже один из величайших артистов того времени М.С.Щепкин, сделавший немало для того, чтобы публика «приняла» реализм, не воспринимал пьесу Островского, так как она казалась мастеру просто неприличной.
Но сочинения безусловно талантливого драматурга все-таки не остались без союзника. Их оценил критик Н.А.Добролюбов, в наши дни известный практически каждому школьнику. Он стал первым человеком, который увидел в этой пьесе утверждение права каждого человека на внутреннюю свободу.
Актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827 – 1868) вошла в историю как первая исполнительница главной роли в «Грозе» - роли Катерины. Ее карьера начиналась на сценах провинциальных театров, в труппу Малого была принята в 1847 году. Получив уникальную возможность выбирать себе роль для дебюта самостоятельно, артистка обратилась к пьесе Островского «Не в свои сани не садись». Именно это произведение данного автора стало первым, поставленным на сцене одной из самых главных сцен страны.
Малый театр, один из крупнейших в России, имеет неофициальное название «Дом Островского». И еще одно – «Дом Щепкина». Это название – «дом» - действительно подходит ему, даже внешне куда менее официально-торжественному, чем, например, Большой или Мариинский театр.
Свою биографию «дом Островского» начинает с октября 1824 года. Именно тогда в газете «Московские ведомости» было дано объявление, согласно которому в доме, некогда принадлежавшем купцу Василию Варгину, находящемся на Петровской площади (ныне известной как Театральная), открывается Императорский театр. А всего через несколько месяцев это же издание сообщило об открытии по соседству, на той же площади еще одного театра, из-за своих внушительных размеров получившего название Большой. Соответственно, другой, тот, что появился первым, стали называть Малым.
Изначально обе сцены имели одну и ту же труппу, и на каждой из них игрались как драматические, так и музыкальные спектакли. Но постепенно каждый из них стал отдавать предпочтение отдельному виду сценических искусств: в Малом теперь игрались исключительно драматические постановки, в Большом – оперы и балеты.
С появлением в качестве одного из постоянных авторов А.Н.Островского Малый театр приобрел, наконец, драматурга, в многочисленных пьесах которого труппа могла полностью реализовать свой богатый творческий потенциал. Автор и артисты к великой радости друг друга практически полностью совпадали в своих пристрастиях.
С появлением произведений Островского сцену буквально закружил самый настоящий водоворот русской жизни, новый, современный, сочный язык, совершенно новые герои: купцы, чиновники, мещане.
Первая постановка состоялась в 1853 году. Как уже говорилось выше, это была пьеса «Не в свои сани не садись».
В произведениях Островского артисты Малого театра блистали на протяжении очень многих лет и десятилетий.
Так, Гликерия Николаевна Федотова (1846 – 1925), чей талант позволял охватить чуть ли не все жанры драмы – и трагедию, и драму, и комедию, стала одной их лучших исполнительниц роли Кручининой в пьесе «Без вины виноватые» (первая постановка увидела свет в 1884 году). А на закате своей карьеры, под конец жизни она сменила амплуа, начав играть старых героинь, в том числе Мурзавецкую в «Волках и овцах».
Легендарная Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928) в своей игре с успехом объединяла две театральные школы – романтического театра, заложенную Мочаловым, и реалистическую, внедренную династией Садовских. Образы ее героинь являли собой женщин нового склада – сильные, страдающие, раздираемые тоской и восстающие против привычного уклада жизни. Среди ее ролей – Негина («Таланты и поклонники»), Людмила («Поздняя любовь») и многие другие. Они казались персонажами русской трагедии, а вовсе не заявленной бытовой драмы.
На сцене не существовало еще единого бытового ансамбля, на что обращали свое пристальное внимание театральные критики и наиболее образованные зрители. Уже тогда было понятно, что одного хорошего актера еще мало, нужно достойное окружение.
В.Г.Белинский утверждал, что «полное сценическое очарование возможно только под условием естественности представления, происходящей сколько от искусства, столько и от ансамбля игры…».
Задача режиссера ограничивалась только «надзором за труппою», так что режиссерами становились сами актеры, как правило, не слишком талантливые.
До 1898 года, когда был создан Московский Художественный театр, единоличным хозяином и распорядителем на сцене был актер или, в случае с Островским, драматург. Именно по этой причине историю русского театра XIX века вершили одни только актеры.
Первый опыт режиссерской работы, хотя бы отдаленно напоминающей действия современных мастеров, имел место лишь в самом конце XIX века. Все чаще стала заходить речь о необходимости создания в дирекции Императорских театров целостного зрелища: художник должен работать, помня об актерах и о том, что в декорациях им должно быть комфортно, а композитору, прежде чем начать работу, следует внимательно прочитать пьесу, возможно даже не один раз.
Эти дискуссии и публичные выступления критиков дали плоды уже в начале нового, ХХ столетия.
Ольга Пурчинская
Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XIX век
Вместе с характером драматургии серьезные изменения претерпевало и актерское искусство, так, кардинально иными стали представления о том, что собой представляет правда на сцене.
Неофициальным днем рождения реализма в русском театре принято считать 16 ноября 1859 года, когда на сцене Малого театра состоялась премьера знаменитой ныне драмы А.Н.Островского (1823 – 1886) «Гроза». Название стало в некоторой степени символичным – вокруг спектакля разыгралась настоящая буря. Причиной подобных ситуаций чаще всего становилось нарушение художником принятых этических и эстетических норм.
Даже один из величайших артистов того времени М.С.Щепкин, сделавший немало для того, чтобы публика «приняла» реализм, не воспринимал пьесу Островского, так как она казалась мастеру просто неприличной.
Но сочинения безусловно талантливого драматурга все-таки не остались без союзника. Их оценил критик Н.А.Добролюбов, в наши дни известный практически каждому школьнику. Он стал первым человеком, который увидел в этой пьесе утверждение права каждого человека на внутреннюю свободу.
Актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827 – 1868) вошла в историю как первая исполнительница главной роли в «Грозе» - роли Катерины. Ее карьера начиналась на сценах провинциальных театров, в труппу Малого была принята в 1847 году. Получив уникальную возможность выбирать себе роль для дебюта самостоятельно, артистка обратилась к пьесе Островского «Не в свои сани не садись». Именно это произведение данного автора стало первым, поставленным на сцене одной из самых главных сцен страны.
Малый театр, один из крупнейших в России, имеет неофициальное название «Дом Островского». И еще одно – «Дом Щепкина». Это название – «дом» - действительно подходит ему, даже внешне куда менее официально-торжественному, чем, например, Большой или Мариинский театр.
Свою биографию «дом Островского» начинает с октября 1824 года. Именно тогда в газете «Московские ведомости» было дано объявление, согласно которому в доме, некогда принадлежавшем купцу Василию Варгину, находящемся на Петровской площади (ныне известной как Театральная), открывается Императорский театр. А всего через несколько месяцев это же издание сообщило об открытии по соседству, на той же площади еще одного театра, из-за своих внушительных размеров получившего название Большой. Соответственно, другой, тот, что появился первым, стали называть Малым.
Изначально обе сцены имели одну и ту же труппу, и на каждой из них игрались как драматические, так и музыкальные спектакли. Но постепенно каждый из них стал отдавать предпочтение отдельному виду сценических искусств: в Малом теперь игрались исключительно драматические постановки, в Большом – оперы и балеты.
С появлением в качестве одного из постоянных авторов А.Н.Островского Малый театр приобрел, наконец, драматурга, в многочисленных пьесах которого труппа могла полностью реализовать свой богатый творческий потенциал. Автор и артисты к великой радости друг друга практически полностью совпадали в своих пристрастиях.
С появлением произведений Островского сцену буквально закружил самый настоящий водоворот русской жизни, новый, современный, сочный язык, совершенно новые герои: купцы, чиновники, мещане.
Первая постановка состоялась в 1853 году. Как уже говорилось выше, это была пьеса «Не в свои сани не садись».
В произведениях Островского артисты Малого театра блистали на протяжении очень многих лет и десятилетий.
Так, Гликерия Николаевна Федотова (1846 – 1925), чей талант позволял охватить чуть ли не все жанры драмы – и трагедию, и драму, и комедию, стала одной их лучших исполнительниц роли Кручининой в пьесе «Без вины виноватые» (первая постановка увидела свет в 1884 году). А на закате своей карьеры, под конец жизни она сменила амплуа, начав играть старых героинь, в том числе Мурзавецкую в «Волках и овцах».
Легендарная Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928) в своей игре с успехом объединяла две театральные школы – романтического театра, заложенную Мочаловым, и реалистическую, внедренную династией Садовских. Образы ее героинь являли собой женщин нового склада – сильные, страдающие, раздираемые тоской и восстающие против привычного уклада жизни. Среди ее ролей – Негина («Таланты и поклонники»), Людмила («Поздняя любовь») и многие другие. Они казались персонажами русской трагедии, а вовсе не заявленной бытовой драмы.
На сцене не существовало еще единого бытового ансамбля, на что обращали свое пристальное внимание театральные критики и наиболее образованные зрители. Уже тогда было понятно, что одного хорошего актера еще мало, нужно достойное окружение.
В.Г.Белинский утверждал, что «полное сценическое очарование возможно только под условием естественности представления, происходящей сколько от искусства, столько и от ансамбля игры…».
Задача режиссера ограничивалась только «надзором за труппою», так что режиссерами становились сами актеры, как правило, не слишком талантливые.
До 1898 года, когда был создан Московский Художественный театр, единоличным хозяином и распорядителем на сцене был актер или, в случае с Островским, драматург. Именно по этой причине историю русского театра XIX века вершили одни только актеры.
Первый опыт режиссерской работы, хотя бы отдаленно напоминающей действия современных мастеров, имел место лишь в самом конце XIX века. Все чаще стала заходить речь о необходимости создания в дирекции Императорских театров целостного зрелища: художник должен работать, помня об актерах и о том, что в декорациях им должно быть комфортно, а композитору, прежде чем начать работу, следует внимательно прочитать пьесу, возможно даже не один раз.
Эти дискуссии и публичные выступления критиков дали плоды уже в начале нового, ХХ столетия.
Ольга Пурчинская
Столь интересные подробности из истории театра мне помогли узнать:
1. Энциклопедия для детей «Аванта +», том «Искусство: Музыка. Театр. Кино»
2. Стариков Л. «Театральная жизнь старинной Москвы», М., 1996
3. История России, XIX век