Флейта-пикколо (она же малая флейта, она же flauto piccolo) – вариация на тему современной флейты. Для этого духового музыкального инструмента характерен верхний регистр звучания в диапазоне от «ре» второй октавы до «до» пятой. Входит в состав симфонического оркестра.
Прямой предок флейты-пикколо – старинный духовой инструмент под названием флажолет, обладающий свистковым устройством. В эпоху Средневековья в Европе его повсеместно использовали в военной музыкальной традиции.
В своем привычном виде флейта-пикколо появилась в XVIII веке. В состав симфонического оркестра плотно влилась уже на рубеже XVIII-XIX столетий, став одним из наиболее высоких по регистру инструментов.
Если сравнить звучание маленькой и классической флейты, то у пикколо оно окажется несколько более свистящим и резким. Клапанные механизмы этих инструментов разработаны почти идентично, отличается только сечение ствола: большая флейта имеет цилиндрическую форму, малая – обратноконическую. Малышка пикколо меньше своей «старшей сестры» ровно в 2 раза: ее длина составляет всего 32 см. Может быть изготовлена из металла, дерева или пластика. Состоит из двух частей – корпуса и головки.
Флейта-пикколо широко используется в составе симфонических и духовых оркестров, а также камерных ансамблей. В довольно редких случаях бывает солистом. Именно для нее Н.А.Римский-Корсаков написал партию белки в опере «Сказка о царе Салтане». Современный американский композитор Л.Либерман (р.1961) написал концерт для флейты-пикколо с оркестром.
В составе симфонического оркестра малая флейта может временно заменить вторую или третью.
Ольга Пурчинская
Прямой предок флейты-пикколо – старинный духовой инструмент под названием флажолет, обладающий свистковым устройством. В эпоху Средневековья в Европе его повсеместно использовали в военной музыкальной традиции.
В своем привычном виде флейта-пикколо появилась в XVIII веке. В состав симфонического оркестра плотно влилась уже на рубеже XVIII-XIX столетий, став одним из наиболее высоких по регистру инструментов.
Если сравнить звучание маленькой и классической флейты, то у пикколо оно окажется несколько более свистящим и резким. Клапанные механизмы этих инструментов разработаны почти идентично, отличается только сечение ствола: большая флейта имеет цилиндрическую форму, малая – обратноконическую. Малышка пикколо меньше своей «старшей сестры» ровно в 2 раза: ее длина составляет всего 32 см. Может быть изготовлена из металла, дерева или пластика. Состоит из двух частей – корпуса и головки.
Флейта-пикколо широко используется в составе симфонических и духовых оркестров, а также камерных ансамблей. В довольно редких случаях бывает солистом. Именно для нее Н.А.Римский-Корсаков написал партию белки в опере «Сказка о царе Салтане». Современный американский композитор Л.Либерман (р.1961) написал концерт для флейты-пикколо с оркестром.
В составе симфонического оркестра малая флейта может временно заменить вторую или третью.
Ольга Пурчинская