Валторна – музыкальный инструмент, представитель группы медных духовых, относится к теноровому регистру. Название имеет немецкие корни: в дословном переводе Waldhorn означает «Лесной рог». Предком современной валторны является охотничий сигнальный рог.
Постоянную прописку в основном составе симфонического оркестра получила в середине XVII века. До 30-х годов XIX столетия относилась к категории так называемых натуральных инструментов, имела ограниченный звукоряд. Первые валторны широко применялись в музыке эпохи барокко. В частности, партии для этого инструмента можно встретить в старинных авторских партитурах таких мастеров, как И.С.Бах, Л.ван Бетховен, В.А.Моцарт и др.
Только к середине XIX века на валторнах, как и на других представителях медной духовой группы, появились вентили. Несмотря на нововведение, с одинарным вариантом инструмента исполнителям было сложно входить в верхний регистр диапазона. Для решения проблемы изначально использовались валторны более высокого строя.
Двойная валторна представляет собой два инструмента в одном. Это сочетание оригинального варианта в диапазоне F (фа) и более ярком и высоком H (си бемоль).
Чаще всего валторна используется в камерных духовых и симфонических оркестрах. Также ее можно встретить как сольный или ансамблевый инструмент. Сегодня, как правило, их делают в строе F (фа). Диапазон такой валторны от си контроктавы до фа второй октавы. В звукоряд входят все промежуточные хроматизмы.
Сегодня ноты для такого инструмента пишутся в скрипичном ключе на квинту (пять тонов) выше действительного звука, а в басовом – на кварту (четыре тона) ниже. Ранее музыкальные тексты писались без применения ключевых знаков.
Для валторны характерен несколько грубоватый тембр. В нижнем регистре своим звучанием она напоминает тубу или фагот. В верхнем и среднем звук обретает яркую и певучую окраску на форте и нежную, певучую – на пиано. Благодаря таким особенностям инструмент может передавать торжественное настроение в минорном ладе.
Валторна хорошо исполняет длинные ноты и мелодии широкого (кантиленного) дыхания. Одна из технических особенностей инструмента заключается в том, что при игре на нем расход воздуха сравнительно невелик. Исключение – звучание в крайних регистрах диапазона.
Наиболее известные сочинения для валторны с оркестром принадлежат перу В.А.Моцарта, Р.Штрауса, Р.Глиэра и других композиторов.
Ольга Пурчинская
Постоянную прописку в основном составе симфонического оркестра получила в середине XVII века. До 30-х годов XIX столетия относилась к категории так называемых натуральных инструментов, имела ограниченный звукоряд. Первые валторны широко применялись в музыке эпохи барокко. В частности, партии для этого инструмента можно встретить в старинных авторских партитурах таких мастеров, как И.С.Бах, Л.ван Бетховен, В.А.Моцарт и др.
Только к середине XIX века на валторнах, как и на других представителях медной духовой группы, появились вентили. Несмотря на нововведение, с одинарным вариантом инструмента исполнителям было сложно входить в верхний регистр диапазона. Для решения проблемы изначально использовались валторны более высокого строя.
Двойная валторна представляет собой два инструмента в одном. Это сочетание оригинального варианта в диапазоне F (фа) и более ярком и высоком H (си бемоль).
Чаще всего валторна используется в камерных духовых и симфонических оркестрах. Также ее можно встретить как сольный или ансамблевый инструмент. Сегодня, как правило, их делают в строе F (фа). Диапазон такой валторны от си контроктавы до фа второй октавы. В звукоряд входят все промежуточные хроматизмы.
Сегодня ноты для такого инструмента пишутся в скрипичном ключе на квинту (пять тонов) выше действительного звука, а в басовом – на кварту (четыре тона) ниже. Ранее музыкальные тексты писались без применения ключевых знаков.
Для валторны характерен несколько грубоватый тембр. В нижнем регистре своим звучанием она напоминает тубу или фагот. В верхнем и среднем звук обретает яркую и певучую окраску на форте и нежную, певучую – на пиано. Благодаря таким особенностям инструмент может передавать торжественное настроение в минорном ладе.
Валторна хорошо исполняет длинные ноты и мелодии широкого (кантиленного) дыхания. Одна из технических особенностей инструмента заключается в том, что при игре на нем расход воздуха сравнительно невелик. Исключение – звучание в крайних регистрах диапазона.
Наиболее известные сочинения для валторны с оркестром принадлежат перу В.А.Моцарта, Р.Штрауса, Р.Глиэра и других композиторов.
Ольга Пурчинская