Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Их звук может быть как глубоким, протяжным и депрессивным, так и легким, мажорным, полетным, серебристым. В любом случае это будет громко и торжественно. Несмотря на весьма ощутимые раздражители, услышав их, мы не почувствуем раздражение, головную боль или колебания барабанных перепонок. Все это об одном из самых загадочных музыкальных инструментов – о колоколе.
Так сложилось исторически, что на протяжении всей жизни человека неустанно сопровождает колокольный звон. Он приветствует нас при рождении и провожает в последний путь, становится свидетелем таинств нашего крещения и венчания, не позволяет забыть о самых светлых и мрачных днях в истории человечества.
Колокола бывают светские и духовные. В церквях, храмах, монастырях и соборах обязательно есть свои профессиональные звонари, которые виртуозно управляются со сложными, тяжелыми инструментами и придают им такое звучание, которое требуется в конкретную минуту.
В симфоническом оркестре также есть свои особые колокола. Это специально разработанные трубчатые инструменты, относящиеся к группе ударных. Они представляют собой систему металлических трубок. Звукоизвлечение осуществляется при помощи специальной колотушки. Как правило, набор включает от 12 до 18 колоколов. Диапазон звучания насчитывает от одной до полутора октав. Звукоряд может быть любым, но чаще всего встречается хроматический.
Прописку в симфоническом оркестре колокола получили в конце XVIII века, когда тон общественным настроениям задавала Французская буржуазная революция. Первым композитором, включившим партию для нового инструмента в партитуру своего сочинения, стал Луиджи Керубини (1760-1842).
По мнению выдающегося композитора и дирижера, а также мастера слова эпохи романтизма Гектора Берлиоза (1803-1869), колокола нужны были больше для театральных, чем для музыкальных эффектов.
В русскую светскую музыку первым ввел колокольный звон М.И.Глинка, который написал партию для этих инструментов в финале хора «Славься» в своей опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
В 1894 году англичанин Джон Харрингтон приобрел патент на создание колоколов современного типа. Согласно сведениям из нескольких источников, не подтвержденным документально, подобные инструменты появлялись в составе симфонических оркестров и раньше.
На высоту звука влияет длина цилиндра, а на его силу – диаметр. Удобство системы цилиндрических колоколов заключается в максимально облегченной и ускоренной системе настройки инструмента. Поскольку это компактное устройство, его значительно удобнее перевозить с места на место.
Ольга Пурчинская
Так сложилось исторически, что на протяжении всей жизни человека неустанно сопровождает колокольный звон. Он приветствует нас при рождении и провожает в последний путь, становится свидетелем таинств нашего крещения и венчания, не позволяет забыть о самых светлых и мрачных днях в истории человечества.
Колокола бывают светские и духовные. В церквях, храмах, монастырях и соборах обязательно есть свои профессиональные звонари, которые виртуозно управляются со сложными, тяжелыми инструментами и придают им такое звучание, которое требуется в конкретную минуту.
В симфоническом оркестре также есть свои особые колокола. Это специально разработанные трубчатые инструменты, относящиеся к группе ударных. Они представляют собой систему металлических трубок. Звукоизвлечение осуществляется при помощи специальной колотушки. Как правило, набор включает от 12 до 18 колоколов. Диапазон звучания насчитывает от одной до полутора октав. Звукоряд может быть любым, но чаще всего встречается хроматический.
Прописку в симфоническом оркестре колокола получили в конце XVIII века, когда тон общественным настроениям задавала Французская буржуазная революция. Первым композитором, включившим партию для нового инструмента в партитуру своего сочинения, стал Луиджи Керубини (1760-1842).
По мнению выдающегося композитора и дирижера, а также мастера слова эпохи романтизма Гектора Берлиоза (1803-1869), колокола нужны были больше для театральных, чем для музыкальных эффектов.
В русскую светскую музыку первым ввел колокольный звон М.И.Глинка, который написал партию для этих инструментов в финале хора «Славься» в своей опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
В 1894 году англичанин Джон Харрингтон приобрел патент на создание колоколов современного типа. Согласно сведениям из нескольких источников, не подтвержденным документально, подобные инструменты появлялись в составе симфонических оркестров и раньше.
На высоту звука влияет длина цилиндра, а на его силу – диаметр. Удобство системы цилиндрических колоколов заключается в максимально облегченной и ускоренной системе настройки инструмента. Поскольку это компактное устройство, его значительно удобнее перевозить с места на место.
Ольга Пурчинская