Так сложилось, что лира на протяжении многих веков прочно ассоциируется у людей с любым видом творчества, искусства. Она олицетворяет собой вдохновение, гармонию, полет души. Однако это, прежде всего, старинный музыкальный инструмент, а это значит, что за этим элегантным, изящным предметом стоит долгая, интересная история.
В эпоху Античности лирой называли абсолютно все струнные щипковые музыкальные инструменты – хелис, кифару, формингу и барбит. Российские переводчики, как правило, не различают эти наименования, а трактуют все именно как лиру.
Согласно древнегреческой мифологии, молодой обитатель Олимпа Гермес похитил у еще одного бога, Аполлона, стадо священных коров. Чтобы ввести старшего товарища в заблуждение и запутать следы, дерзкий юнец укрыл животных в пещере, причем расположил их таким образом, что следы ведут не в помещение, а в обратную сторону. Увлеченный своей затеей, Гермес изобрел лиру – попросту вырезал ее из черепашьего панциря. Струны он сделал из внутренностей коровы, которую принес в жертву богам. Когда Аполлон обнаружил пропажу, потребовал правосудия от Зевса, однако, услышав чарующие звуки лиры, согласился обменять только что созданный музыкальный инструмент на свое похищенное священное стадо.
Техника игры на античной лире такова: исполнитель держал ее под углом 45 градусов к корпусу. Играть музыканты могли как в сидячем, так и в стоячем положении. Струны, не принимавшие участие в пассажах, виртуозы зажимали пальцами свободной руки.
Если кифара считалась исключительно мужским инструментом, то для всех остальных представителей семейства лир различий по гендерной принадлежности подходящих исполнителей не было. Играть на ней обязаны были все свободные жители Древней Греции и Древнего Рима. Музыкальные занятия входили в стандартную образовательную программу.
Сегодня известно, что в стародавние времена существовало два основных способа настройки лиры. Первый заключался в прикреплении струн к специальным колышкам, которые можно было поворачивать. Второй предполагал изменение расположения струн на перекладине. Современные музыковеды и историки музыки полагают, что чаще всего оба способа использовались параллельно.
Струны лиры дали название ступеням звукоряда (нотам). Этот фундамент современной теории музыки был заложен еще в эпоху Античности. Классической считалась лира, насчитывавшая семь струн. Именно такой инструмент ассоциировался у древних эллинов и римлян с совершенной, небесной, божественной гармонией.
Согласно различным искусствоведческим и иконографическим источникам, число струн лиры могло доходить до 18, однако наиболее часто доводилось встретить экспериментальные модели с 11 или 12 струнами-ладами. Классический греческий звукоряд до сих пор воспринимается как струны лиры.
Зародилась лира в Классическую эпоху Древнегреческого царства. Античный поэт Пиндар в своем творчестве называл ее не иначе, как инструмент Аполлона и его муз. По его мнению, нежное, гармоничное звучание струн способно смягчать, ублажать, умиротворять даже самых агрессивно настроенных, грозных обитателей Олимпа.
Под ненавязчивый аккомпанемент лиры артисты нараспев декламировали стихи. Это могли быть как солисты, так и хористы (античный хор чаще всего состоял из 10 или 12 человек). Отсюда поэзия и получила свое знаменитое название – лирика.
Ольга Пурчинская
В эпоху Античности лирой называли абсолютно все струнные щипковые музыкальные инструменты – хелис, кифару, формингу и барбит. Российские переводчики, как правило, не различают эти наименования, а трактуют все именно как лиру.
Согласно древнегреческой мифологии, молодой обитатель Олимпа Гермес похитил у еще одного бога, Аполлона, стадо священных коров. Чтобы ввести старшего товарища в заблуждение и запутать следы, дерзкий юнец укрыл животных в пещере, причем расположил их таким образом, что следы ведут не в помещение, а в обратную сторону. Увлеченный своей затеей, Гермес изобрел лиру – попросту вырезал ее из черепашьего панциря. Струны он сделал из внутренностей коровы, которую принес в жертву богам. Когда Аполлон обнаружил пропажу, потребовал правосудия от Зевса, однако, услышав чарующие звуки лиры, согласился обменять только что созданный музыкальный инструмент на свое похищенное священное стадо.
Техника игры на античной лире такова: исполнитель держал ее под углом 45 градусов к корпусу. Играть музыканты могли как в сидячем, так и в стоячем положении. Струны, не принимавшие участие в пассажах, виртуозы зажимали пальцами свободной руки.
Если кифара считалась исключительно мужским инструментом, то для всех остальных представителей семейства лир различий по гендерной принадлежности подходящих исполнителей не было. Играть на ней обязаны были все свободные жители Древней Греции и Древнего Рима. Музыкальные занятия входили в стандартную образовательную программу.
Сегодня известно, что в стародавние времена существовало два основных способа настройки лиры. Первый заключался в прикреплении струн к специальным колышкам, которые можно было поворачивать. Второй предполагал изменение расположения струн на перекладине. Современные музыковеды и историки музыки полагают, что чаще всего оба способа использовались параллельно.
Струны лиры дали название ступеням звукоряда (нотам). Этот фундамент современной теории музыки был заложен еще в эпоху Античности. Классической считалась лира, насчитывавшая семь струн. Именно такой инструмент ассоциировался у древних эллинов и римлян с совершенной, небесной, божественной гармонией.
Согласно различным искусствоведческим и иконографическим источникам, число струн лиры могло доходить до 18, однако наиболее часто доводилось встретить экспериментальные модели с 11 или 12 струнами-ладами. Классический греческий звукоряд до сих пор воспринимается как струны лиры.
Зародилась лира в Классическую эпоху Древнегреческого царства. Античный поэт Пиндар в своем творчестве называл ее не иначе, как инструмент Аполлона и его муз. По его мнению, нежное, гармоничное звучание струн способно смягчать, ублажать, умиротворять даже самых агрессивно настроенных, грозных обитателей Олимпа.
Под ненавязчивый аккомпанемент лиры артисты нараспев декламировали стихи. Это могли быть как солисты, так и хористы (античный хор чаще всего состоял из 10 или 12 человек). Отсюда поэзия и получила свое знаменитое название – лирика.
Ольга Пурчинская