интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Каноническое Средневековье и оригинальный модерн, или Кое-что из истории органа

 
 
 

Каноническое Средневековье и оригинальный модерн, или Кое-что из истории органа

Автор: Ольга Пурчинская от 11-12-2022, 11:01, посмотрело: 381

Орган – клавишный музыкальный инструмент со специально разработанной системой труб для создания тонов. Часто с этой целью также используются другие средства, например, педали. Играют на нем как руками, так и ногами. Существуют трубные, тростниковые (помповые, насосные и т.д.) и электронные органы.

Трубные органы широко использовались в Европе с XVI века. Для изготовления труб применялись самые разные материалы, что оказывало существенное влияние на характер звукоизвлечения инструмента, его тембр и уровень максимальной громкости. Сегодня чаще всего можно встретить так называемые гибридные органы, где механические традиции дополняются высокими электронными технологиями. Их применение позволяет значительно экономить пространство, в котором инструмент сможет с комфортном расположиться. Не менее важным является и снижение стоимости производства. Сегодня существуют как гибридные, так и чисто электронные, и механические органы.

К далеким предкам органа относятся такие духовые инструменты, как пан-флейта, свирель и сиринкс.

Это старинный музыкальный инструмент, первые упоминания о нем датируются III веком до Рождества Христова, временами античного математика и изобретателя Ктесибия Александрийского (285-222). Именно ему молва приписывает создание водяного органа (трубчатый инструмент), который вентилировался при помощи воздуха и водопада). Его звуки сопровождали многочисленные парадные события и мероприятия Древней Греции, а затем и Древнего Рима. Без водного органа не обходились даже Олимпийские Игры, скачки и прочие зрелищные турниры.

К раннему Средневековью технологии производства органов хорошо освоили мастера из Византийской империи, которая на протяжении многих столетий доминировала в восточной части христианского мира. Там он в равной степени использовался как в религиозной, так и в придворно-светской жизни. В частности, музыканты-виртуозы регулярно исполняли особую императорскую музыку.

Параллельно в западном (католическом) мире орган занимал прочные позиции главного вестника воли наместников высших сил. Постепенно он становился главным инструментом любого кафедрального собора Европы. Многие грандиозные, величественные органы и сегодня звучат под сводами легендарных базилик Старого Света. Чаще всего их звуки наполняют пространство канонических сооружений по большим религиозным праздникам – на Рождество, Пасху и т.д.

Для того, чтобы в салоны богатых европейских аристократов снова вернулось светское музицирование на небольшом органе, понадобилось несколько столетий: суровые канонические правила удавалось несколько смягчить далеко не всегда.

Сегодня органы можно увидеть не только в крупных католических храмах и соборах романского и готического периода, но и в знаменитых концертных залах. Инструмент этот является одним из самых крупных. Высота его начинается от метра и может достигать 5-этажного дома.

В своем нынешнем, трубном виде орган возник в XIV столетии, то есть на стыке эпох Средневековья и Возрождения, когда доминирование религиозного начала в христианском мире значительно ослабло. Таким образом, музыкальный инструмент стало возможно использовать не только во время богослужений, но и в светской жизни.

«Королем инструментов» орган назвал мастер Венской классической школы Вольфганг Амадей Моцарт. Наиболее широко этот инструмент представлен как в духовном, так и в светском творчестве композиторов эпохи барокко – И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, А.де Кабесона, Дж.Фрескобальди и др.

Чрезвычайно важное место партия органа занимает в грандиозных кантатно-ораториальных сочинениях композиторов разных стран, народов, эпох. Сложно представить себе старинную средневековую секвенцию Stabat Mater как без нежного, мелодичного, светлого, глубоко скорбящего женского голоса (сопрано, меццо-сопрано), так и без характерных, узнаваемых звуков «короля инструментов». Также и многочисленные мессы и пассионы («страсти») обязательно ассоциируются с торжественным многоголосием хорового пения, виртуозным мастерством солистов и всепоглощающей партией органа.

Современная музыка такова, что орган звучит не только в строгой академический обстановке, но и в оригинальных джазовых импровизациях. Разумеется, это не грандиозные старинные инструменты, а их младшие братья – электронные и электромеханические.

Ольга Пурчинская

Немного о том, какие бывают органы

Категория: История искусств