интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Готическая архитектура Нидерландов

 
 
 

Готическая архитектура Нидерландов

Автор: Ольга Пурчинская от 11-01-2022, 23:55, посмотрело: 721

Средневековая Голландия (Нидерланды, «Нижняя страна») состояла из многочисленных герцогств, графств и епархий. Все эти разрозненные земли входили в состав Римской империи. Объединение государства случилось лишь в XVI столетии. Власть взяли на себя представители одного из могущественнейших монарших домой средневековой Европы – Габсбургов.
Распространение кальвинизма привело к Контрреформации, в результате в стране вновь случился раскол. Независимость Нидерландов была официально провозглашена 26 июля 1581 года. Другие государства официально признали этот факт значительно позже – в 1648, по окончании Восьмидесятилетней войны. В годы войны за независимость Голландия вступила в свой Золотой век, когда расцвета достигли национальная экономика, социальная жизнь, искусство и культура. Так уходили Средние Века из этой страны.
Старинные «нижние земли» сегодня принадлежат четырем странам: Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северной территории Франции.

Готика – архитектурный стиль, получивший распространение в странах Западной Европы в эпоху Зрелого Средневековья (конец XII – середина XVII в.). Сначала он доминировал только в духовных, а затем и в светских сооружениях. Зародился этот стиль во Франции, после чего стремительно распространился по всей Западной Европе, в том числе в Нидерландах. Ключевые отличительные признаки готики: устремление вверх (благодаря этому явлению возникло понятие «пламенеющая готика»), роскошные интерьеры (снаружи соборы выглядели скромно, все богатство доставалось помещениям: согласно бытовавшему тогда мировоззрению, самое главное, светлое, чистое, одухотворенное, богатое находится внутри, а визуальная скромность фасадов – не более, чем иллюзия) и изящество сооружения.

Первых серьезных, значительных успехов архитектура и инженерная мысль Нидерландов достигли в период расцвета Средневековья – в XII веке. Так исторически сложилось, что в «Нижних землях» романский стиль господствовал несколько дольше, чем в других странах Западной Европы. Первые готические сооружения в Голландии создавались по принципу творческого компромисса, поскольку в них удивительно гармонично уживались черты, характерные как для романского, так и для готического стиля. Один из известнейших примеров сооружения такого типа – кафедральный собор святого Мартина в Утрехте (Утрехтский собор), построенный и освещенный в 1254 году. Высота сооружения – 112 метров.
Также на пересечении двух средневековых архитектурных стилей рожден кафедральный собор Нотр-Дам де Турне. Строительство началось в 1110 году. К концу XII столетия было завершено романское здание (неф) с боковыми помещениями, пятью башнями (одна центральная + четыре угловых колокольни). Длина сооружения составляет 134 метра, ширина 36 метров, высота 58 метров. В 1244-1255 годах в ходе незначительной перестройки у собора появились новые хоры готического типа. Дальнейшее стилистическое преобразование культового здания, запланированное епископом Готье де Марви, не состоялось. В 1325 году к нему были пристроены две типично готические боковые капеллы.

Одно из самых эпохальных культовых готических сооружений Нидерландов – Собор Святого Михаила и Гудулы, расположенный на территории Брюсселя, столице герцогства Брабант (регион средневековой Голландии). Строительство грандиозного здания началось в 1220 году, а завершилось в XV веке. Его фасад – типовая готическая композиция с двумя симметрично расположенными башнями. На высоте 64 метров расположена терраса, на которую можно попасть по одной из двух длинных лестниц, находящихся внутри обеих башен.
Со стороны главного фасада в собор ведут четыре двери с тремя стрельчатыми порталами. Каждую венчают скульптуры святых. Над главным входом расположено огромное цветное окно с витражом. Здание строилось по проекту архитектора Яна ван Рёйсбрука.
Зал собора выполнен в светлых тонах. С интерьером контрастируют темно-коричневые скамейки. Внутри огромное количество витражей, датированных XVI веком и старше. Среди выполнивших их мастеров выделаются Ян Хак и Жан-Батист Капроньер.

Заслуживает внимания собор Святого Иоанна в Хертогенбосе, который создавался в промежутке между 1220 и 1340 годами (основное здание) Хоры и трансепт были достроены позже, к 1450 году. Высокая, стройная, изящная, «устремленная в небеса» готическая башня появилась в 1525. Длина сооружения – 115 метров, ширина – 62 метра, высота башни – 73 метра.

Интересные, знаковые христианские сооружения, самые дерзкие, амбициозные проекты реализовывались в Голландии повсеместно, а не только в столице и крупнейших городах. Это касалось, например, сложной композиции башен: даже в небольших провинциальных городках могли появиться сооружения с многоярусными, чрезвычайно высокими башнями и другие шедевры инженерной мысли.

Множество особенностей сакральной (равно как и любой другой) архитектуры Голландии связано с ее сложными климатическими особенностями. Холодный, влажный воздух «Нижних земель» способствует недолговечности почвенного фундамента, соответственно, постройки «на века» возводить там было весьма сложно. Возводить монументальные каменные стены с высокими башнями было очень опасно: из-за особенностей природного ландшафта конструкции попросту вскоре обваливались. Поэтому большинство христианских средневековых построек в Нидерландах имеют, главным образом, деревянные перекрытия. В этой стране, особенно в северных регионах, почти не было камней, поэтому строители чаще всего прибегали к кирпичу.

Культовые здания в эпоху Средневековья представляют собой «золотой фонд» архитектуры Западной Европы. Тем не менее, на ее закате, в позднеготический период, популярность обрели и светские постройки: частных домов, рынков, ратуш и т.д. Голландия на закате эпохи была наиболее либеральной, раскованной, свободно настроенной и прогрессивно мыслящей страной региона. Этот факт привел к стремительному повсеместному распространению элегантного образа и подобия готических контуров в оформлении крупных и мелких городов, мест, где можно жить, работать, проводить свободное время.
Нижние этажи и подвалы готических домов служили помещениями для складов, подвалов и магазинов, где торговали необходимыми товарами, главным образом тканями местного производства (сукно). Наверху регулярно проходили заседания городских чиновников, купеческих сообществ и других общественных и политических движений и организаций.

Ольга Пурчинская

Голландская готика на фото

Категория: История искусств