Готический стиль в искусстве родился во Франции, в провинции Иль-де-Франс. В Средние Века там был центр королевских владений страны. В XII веке главный город этого региона - Париж - утвердился значительным объектом творческой и культурной жизни государства. Вскоре он стал французской столицей, а впоследствии - центром притяжения туристов со всего мира.
В Париже мечтали оказаться ремесленники из всех уголков Западной Европы. Поэт XIV века называл его «цветом всех искусств и ремесел». На территории французской столицы находилось множество мастерских скульпторов и цехов каменщиков, которые совместными усилиями закладывали фундамент славных традиций изобразительного искусства готического периода.
Свои новые разработки художники, скульпторы, инженеры и архитекторы впервые попробовали при реализации проекта церкви аббатства Сен-Дени (один из пригородов Парижа). Сооружение было основано в 1137 году в честь Святого Дионисия - первого епископа Парижа. На протяжении многих столетий оно оставалось королевским аббатством. Наследники престола получали там начальное фундаментальное образование, а французские правители отправлялись оттуда в последний путь.
В строительстве храмового комплекса ведущую роль выпало сыграть аббату Сугерию (1080-1151) - мудрому советнику французских монархов, одному из скрытых правителей страны, ведущему игроку на политической арене Западной Европы. Для строительства церкви в аббатстве он пригласил выдающихся специалистов со всей Франции, некоторые работы выполнял лично и активно поддерживал все технические и творческие инициативы художников, скульпторов, инженеров и архитекторов.
В историю вошел ценный легендарный артефакт: книга аббата Сугерия, в которой он подробно описал ход строительства церкви в Сен-Дени. На фасаде этого грандиозного сооружения выгравированы слова Его Преосвященства: «Чувственною красотою душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам». Церковь подобна яркой иллюстрации этого изречения: ее красота совершенна, потому здание стало эталоном для многих мастеров, работавших в готическом стиле на всех этапах его распространения по территории Западной Европы.
Один из самых заметных образцов ранней французской готики - знаменитый на весь мир Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери). Это масштабное сооружение создавалось очень долго: с 1163 (эпоха правления короля Людовика VII и папы Александра III, которые вдвоем заложили в фасад будущего здания первый камень) года до конца XIV века. Прежде, чем легендарное здание обрело свои привычные очертания, оно подвергалось неоднократным перестройкам. Наиболее масштабную реконструкцию проводили дважды: в XIII веке - архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро, в XIV - Пьер де Шелль.
Собор уникален тем, что в его архитектуре гармонично соединились два стиля. Столбы центральной части и башни фасада здания выделяются массивностью, преобладает горизонтальное членение. Все это характерно для сооружений романского периода. Одновременно можно увидеть и полуарки-аркбутаны, крестовые своды, стрельчатые формы окон и обилие света, что соответствует канонам готики.
Войти в здание можно через три специальных портала - уходящие в глубину здания арки. Выше расположены ниши со скульптурными изображениями библейских царей и пророков. Это место известно под названием «галерея королей». В самом центре западного фасада находится огромное круглое окно-витраж в виде розы, боковые порталы венчают цветные стекла в обрамлении стрельчатых арок. Параметры собора Парижской Богоматери, как минимум, впечатляют. В длину он достигает 129 метров, высота башен составляет 69 метров. Это одно из наиболее крупных сооружений Позднего Средневековья.
Еще один прекрасный пример готической христианской постройки - собор в Шартре. В процессе создания этого божественного дома принимало участие неизмеримое количество людей. Неслыханная популярность работы над реализацией проекта грандиозного храма была обусловлена тем, что в Средние Века подобный труд считался делом благословенным, люди безоговорочно верили, что добросовестное его выполнение в будущем может привести к отпущению всех грехов и к дальнейшей легкой судьбе на небесах, в загробной жизни.
Собор в Шартре знаменит, прежде всего, своим огромным окном в форме розы. Таков был щедрый подарок короля Людовика IX. Витражи создали местные ремесленники в своих мастерских. Позднее храм стал местом хранения драгоценных реликвий, согласно легенде принадлежавших Богоматери. Эти артефакты долго привлекали в Шартр сотни тысяч паломников со всего христианского мира.
В конце XII века (1194) пожар почти полностью уничтожил здание собора. Чудом уцелели лишь так называемый королевский портал и основание нескольких башен. Полностью восстановить сооружение удалось к 1260 году. В ходе реставрационных работ к остаткам присоединились два фасада - северный и южный. Интерьеры собора стали более гармоничными и цельными. Увеличение размеров окон и аркад привело к тому, что в храм стало проникать значительно больше дневного света. Архитектура его содержит все элементы, характерные для позднего готического периода: большие окна с цветными витражными стеклами, многочисленные декоративные элементы (главным образом статуи и рельефы), высокие центральные и боковые части интерьеров и своды, опирающиеся на арки.
Французских монархов благословляли при восшествии на престол в еще одном памятнике готической архитектуры - соборе в Реймсе. Это сооружение возводили очень долго - без малого век (1212-1311). Храм представляет собой типовую постройку зрелого готического периода. Над ним работали архитекторы Жан д’Орбэ, Жан де Лу, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон и Робер де Куси. Фасад и башни - части единого целого, витражных окон-роз у здания два (диаметр большего составляет 11,5 метров).
Собор в Реймсе украшен так называемой Галереей королей - внушительной коллекцией статуй. Эту группу, как и весь храм, отличают такие эстетические черты, как пропорциональность, стройность и четкая ясность композиции.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
В Париже мечтали оказаться ремесленники из всех уголков Западной Европы. Поэт XIV века называл его «цветом всех искусств и ремесел». На территории французской столицы находилось множество мастерских скульпторов и цехов каменщиков, которые совместными усилиями закладывали фундамент славных традиций изобразительного искусства готического периода.
Свои новые разработки художники, скульпторы, инженеры и архитекторы впервые попробовали при реализации проекта церкви аббатства Сен-Дени (один из пригородов Парижа). Сооружение было основано в 1137 году в честь Святого Дионисия - первого епископа Парижа. На протяжении многих столетий оно оставалось королевским аббатством. Наследники престола получали там начальное фундаментальное образование, а французские правители отправлялись оттуда в последний путь.
В строительстве храмового комплекса ведущую роль выпало сыграть аббату Сугерию (1080-1151) - мудрому советнику французских монархов, одному из скрытых правителей страны, ведущему игроку на политической арене Западной Европы. Для строительства церкви в аббатстве он пригласил выдающихся специалистов со всей Франции, некоторые работы выполнял лично и активно поддерживал все технические и творческие инициативы художников, скульпторов, инженеров и архитекторов.
В историю вошел ценный легендарный артефакт: книга аббата Сугерия, в которой он подробно описал ход строительства церкви в Сен-Дени. На фасаде этого грандиозного сооружения выгравированы слова Его Преосвященства: «Чувственною красотою душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам». Церковь подобна яркой иллюстрации этого изречения: ее красота совершенна, потому здание стало эталоном для многих мастеров, работавших в готическом стиле на всех этапах его распространения по территории Западной Европы.
Один из самых заметных образцов ранней французской готики - знаменитый на весь мир Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери). Это масштабное сооружение создавалось очень долго: с 1163 (эпоха правления короля Людовика VII и папы Александра III, которые вдвоем заложили в фасад будущего здания первый камень) года до конца XIV века. Прежде, чем легендарное здание обрело свои привычные очертания, оно подвергалось неоднократным перестройкам. Наиболее масштабную реконструкцию проводили дважды: в XIII веке - архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро, в XIV - Пьер де Шелль.
Собор уникален тем, что в его архитектуре гармонично соединились два стиля. Столбы центральной части и башни фасада здания выделяются массивностью, преобладает горизонтальное членение. Все это характерно для сооружений романского периода. Одновременно можно увидеть и полуарки-аркбутаны, крестовые своды, стрельчатые формы окон и обилие света, что соответствует канонам готики.
Войти в здание можно через три специальных портала - уходящие в глубину здания арки. Выше расположены ниши со скульптурными изображениями библейских царей и пророков. Это место известно под названием «галерея королей». В самом центре западного фасада находится огромное круглое окно-витраж в виде розы, боковые порталы венчают цветные стекла в обрамлении стрельчатых арок. Параметры собора Парижской Богоматери, как минимум, впечатляют. В длину он достигает 129 метров, высота башен составляет 69 метров. Это одно из наиболее крупных сооружений Позднего Средневековья.
Еще один прекрасный пример готической христианской постройки - собор в Шартре. В процессе создания этого божественного дома принимало участие неизмеримое количество людей. Неслыханная популярность работы над реализацией проекта грандиозного храма была обусловлена тем, что в Средние Века подобный труд считался делом благословенным, люди безоговорочно верили, что добросовестное его выполнение в будущем может привести к отпущению всех грехов и к дальнейшей легкой судьбе на небесах, в загробной жизни.
Собор в Шартре знаменит, прежде всего, своим огромным окном в форме розы. Таков был щедрый подарок короля Людовика IX. Витражи создали местные ремесленники в своих мастерских. Позднее храм стал местом хранения драгоценных реликвий, согласно легенде принадлежавших Богоматери. Эти артефакты долго привлекали в Шартр сотни тысяч паломников со всего христианского мира.
В конце XII века (1194) пожар почти полностью уничтожил здание собора. Чудом уцелели лишь так называемый королевский портал и основание нескольких башен. Полностью восстановить сооружение удалось к 1260 году. В ходе реставрационных работ к остаткам присоединились два фасада - северный и южный. Интерьеры собора стали более гармоничными и цельными. Увеличение размеров окон и аркад привело к тому, что в храм стало проникать значительно больше дневного света. Архитектура его содержит все элементы, характерные для позднего готического периода: большие окна с цветными витражными стеклами, многочисленные декоративные элементы (главным образом статуи и рельефы), высокие центральные и боковые части интерьеров и своды, опирающиеся на арки.
Французских монархов благословляли при восшествии на престол в еще одном памятнике готической архитектуры - соборе в Реймсе. Это сооружение возводили очень долго - без малого век (1212-1311). Храм представляет собой типовую постройку зрелого готического периода. Над ним работали архитекторы Жан д’Орбэ, Жан де Лу, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон и Робер де Куси. Фасад и башни - части единого целого, витражных окон-роз у здания два (диаметр большего составляет 11,5 метров).
Собор в Реймсе украшен так называемой Галереей королей - внушительной коллекцией статуй. Эту группу, как и весь храм, отличают такие эстетические черты, как пропорциональность, стройность и четкая ясность композиции.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия