Один из важнейших этапов развития искусства Западной Европы в Средние Века - готический период. Понятие «готика» появилось несколько позже - в эпоху Возрождения. Тогда «готическим» считался любой артефакт, внешне не соответствовавший строгим канонам формы Античности. Для своих современников такие шедевры не представляли интереса, потому что их ориентированность на древние стандарты красоты, гармонии, композиции, линии была непоколебима.
Ценность культурного наследия Позднего Средневековья в глазах искусствоведов выросла нескоро - лишь к XIX столетию. «Готический» этап - промежуток приблизительно с середины XII до середины XIV века. Это время считается этапом расцвета искусства Средних Веков. Готический период состоит из трех основных частей:
1. Ранняя готика;
2. Зрелая (высокая) готика;
3. Поздняя (пламенеющая) готика.
Третий этап развития готического искусства ознаменовался появлением памятников светской архитектуры. Все сооружения, построенные до этого, были сугубо христианскими - монастыри, храмы, церкви, соборы. Среди наиболее известных зданий позднеготического периода - Дворец дожей в Венеции.
Позднее Средневековье - время, когда стремительно развивавшиеся города закономерно стали центрами политической, экономической, культурной и религиозной жизни. К началу XIV века население таких крупных территорий, как Севилья, Флоренция, Милан, Кордова и Венеция, превышало 100 тысяч человек. В эти города стекалось множество паломников, ремесленников и студентов из Италии, Испании и других королевств и республик Западной Европы; здесь же прочно обосновались главы монашеских орденов и тайных обществ, появились первые институты и университеты.
В готический период самым популярным типом западноевропейского христианского сооружения стал собор. Архитектура Позднего Средневековья предполагала, что конструкция здания должна быть устремлена вверх. Каждая деталь обязательно подчинялась общей инженерно-философской идее. Все это привело к возникновению построек, целиком и полностью соответствовавших мировоззренческим идеалам эпохи - стремлению души в небеса, преобладанию духовного начала над физическим, богатству внутреннего мира при иллюзорной простоте фасадов.
Готическое искусство способствовало формированию в сознании людей нового образа Иисуса Христа. Если раньше в визуальном плане он представлял собой царственное, грозное божество, то теперь стал мудрым, сострадающим, несущим людям свет, радость и благие вести. В романских монастырях и церквях с изображений на прихожан взирал Бог-судья, в готических соборах - Бог, приближенный к обитателям Земли.
Заключительный этап Средневековья в мировоззрении людей вывел на авансцену человеческую сущность Иисуса Христа. Образ Божьей Матери в середине XII века обрел неслыханную ранее популярность. Пресвятая Дева Мария считалась путеводной звездой и защитницей, которая поддержит каждого человека в важнейший момент Страшного Суда.
Архитектура готического собора привела к значительным изменениям восприятия живописи. В сооружениях Позднего Средневековья ровная плоская стена отсутствует (в постройках романского периода в этой части была сосредоточена большая часть изображений). Поэтому выдающиеся художники эпохи расписывали окна. Таким образом появились знаменитые витражи, которые и по сей день восхищенными взглядами внимательно изучают и местные жители, и многочисленные паломники, и туристы.
Витраж - изображение, составленное из скрепленных между собой разноцветных прозрачных стекол. Через них во внутренний мир соборов проникают солнечные лучи, что в Средние Века символизировало божественное сияние, исходящее непосредственно от Царя Небесного. В живописном плане большинство готических витражей представляли собой сцены из Священного Писания.
Драгоценная церковная утварь, роскошные одеяния священнослужителей (главным образом верховных иерархов), яркие краски на алтарных стенах, - все это наполняло интерьеры готических христианских сооружений максимально праздничной, торжественной атмосферой.
Начиная с XIV века, скульптура и живопись широко распространились не только в духовных, но и в светских домах, музеях и салонах. Постепенно возникла мода на подобные украшения интерьеров замков и дворцов. У каждого члена высокородного семейства могли складываться неплохие коллекции работ талантливых современников или легендарных мастеров прошлого.
Готическая книга - также артефакт не только церковный, но и светский. На рубеже XIII-XIV веков появились так называемые часословы (сборники молитв и текстов, распределенных по христианскому календарю, с учетом всех воскресных и праздничных дней, обновлялись ежегодно) и псалтыри, а также исторические хроники, всевозможные романы и трактаты.
Как и в прошлые эпохи, в готический период издавались лишь баснословно дорогие книги. Тома были оформлены как самые настоящие произведения искусства: бархатный переплет, перламутровые инкрустации, золотое или серебряное тиснение, жемчуг и драгоценные камни, - все эти материалы ставили «пищу для ума» в один ряд с ювелирными изделиями и шедеврами мастеров высокой моды.
Фолианты готического периода отличаются обилием и разнообразием использованных декоративных элементов. Иллюстрации развернуты, подробны, их стало значительно больше, чем в византийских рукописях и западноевропейских книжных миниатюрах романских времен. Готические заглавные буквы выделяются яркими, контрастными оттенками, страницы оформлены характерными изящными, утонченными орнаментами.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Ценность культурного наследия Позднего Средневековья в глазах искусствоведов выросла нескоро - лишь к XIX столетию. «Готический» этап - промежуток приблизительно с середины XII до середины XIV века. Это время считается этапом расцвета искусства Средних Веков. Готический период состоит из трех основных частей:
1. Ранняя готика;
2. Зрелая (высокая) готика;
3. Поздняя (пламенеющая) готика.
Третий этап развития готического искусства ознаменовался появлением памятников светской архитектуры. Все сооружения, построенные до этого, были сугубо христианскими - монастыри, храмы, церкви, соборы. Среди наиболее известных зданий позднеготического периода - Дворец дожей в Венеции.
Позднее Средневековье - время, когда стремительно развивавшиеся города закономерно стали центрами политической, экономической, культурной и религиозной жизни. К началу XIV века население таких крупных территорий, как Севилья, Флоренция, Милан, Кордова и Венеция, превышало 100 тысяч человек. В эти города стекалось множество паломников, ремесленников и студентов из Италии, Испании и других королевств и республик Западной Европы; здесь же прочно обосновались главы монашеских орденов и тайных обществ, появились первые институты и университеты.
В готический период самым популярным типом западноевропейского христианского сооружения стал собор. Архитектура Позднего Средневековья предполагала, что конструкция здания должна быть устремлена вверх. Каждая деталь обязательно подчинялась общей инженерно-философской идее. Все это привело к возникновению построек, целиком и полностью соответствовавших мировоззренческим идеалам эпохи - стремлению души в небеса, преобладанию духовного начала над физическим, богатству внутреннего мира при иллюзорной простоте фасадов.
Готическое искусство способствовало формированию в сознании людей нового образа Иисуса Христа. Если раньше в визуальном плане он представлял собой царственное, грозное божество, то теперь стал мудрым, сострадающим, несущим людям свет, радость и благие вести. В романских монастырях и церквях с изображений на прихожан взирал Бог-судья, в готических соборах - Бог, приближенный к обитателям Земли.
Заключительный этап Средневековья в мировоззрении людей вывел на авансцену человеческую сущность Иисуса Христа. Образ Божьей Матери в середине XII века обрел неслыханную ранее популярность. Пресвятая Дева Мария считалась путеводной звездой и защитницей, которая поддержит каждого человека в важнейший момент Страшного Суда.
Архитектура готического собора привела к значительным изменениям восприятия живописи. В сооружениях Позднего Средневековья ровная плоская стена отсутствует (в постройках романского периода в этой части была сосредоточена большая часть изображений). Поэтому выдающиеся художники эпохи расписывали окна. Таким образом появились знаменитые витражи, которые и по сей день восхищенными взглядами внимательно изучают и местные жители, и многочисленные паломники, и туристы.
Витраж - изображение, составленное из скрепленных между собой разноцветных прозрачных стекол. Через них во внутренний мир соборов проникают солнечные лучи, что в Средние Века символизировало божественное сияние, исходящее непосредственно от Царя Небесного. В живописном плане большинство готических витражей представляли собой сцены из Священного Писания.
Драгоценная церковная утварь, роскошные одеяния священнослужителей (главным образом верховных иерархов), яркие краски на алтарных стенах, - все это наполняло интерьеры готических христианских сооружений максимально праздничной, торжественной атмосферой.
Начиная с XIV века, скульптура и живопись широко распространились не только в духовных, но и в светских домах, музеях и салонах. Постепенно возникла мода на подобные украшения интерьеров замков и дворцов. У каждого члена высокородного семейства могли складываться неплохие коллекции работ талантливых современников или легендарных мастеров прошлого.
Готическая книга - также артефакт не только церковный, но и светский. На рубеже XIII-XIV веков появились так называемые часословы (сборники молитв и текстов, распределенных по христианскому календарю, с учетом всех воскресных и праздничных дней, обновлялись ежегодно) и псалтыри, а также исторические хроники, всевозможные романы и трактаты.
Как и в прошлые эпохи, в готический период издавались лишь баснословно дорогие книги. Тома были оформлены как самые настоящие произведения искусства: бархатный переплет, перламутровые инкрустации, золотое или серебряное тиснение, жемчуг и драгоценные камни, - все эти материалы ставили «пищу для ума» в один ряд с ювелирными изделиями и шедеврами мастеров высокой моды.
Фолианты готического периода отличаются обилием и разнообразием использованных декоративных элементов. Иллюстрации развернуты, подробны, их стало значительно больше, чем в византийских рукописях и западноевропейских книжных миниатюрах романских времен. Готические заглавные буквы выделяются яркими, контрастными оттенками, страницы оформлены характерными изящными, утонченными орнаментами.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия