интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть шестнадцатая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть шестнадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 21-01-2021, 23:42, посмотрело: 852

Франция была одним из центров развития романского искусства. Здесь сохранилось немало средневековых грандиозных построек, как церковных, так и светских. Наиболее значимые сооружения появились на территории современных Нормандии, Бургундии, Оверни и Прованса.

Бургундия - восточный регион, один из самых богатых уголков страны, средневековый центр торговли. Здесь же процветали самые разные ремесла. Местные соборы, построенные в романском стиле, выделяются восхитительными живописными и скульптурными элементами. Масштабные сооружения поражают воображение своим величественным великолепием, не утратившим блеска даже сегодня, спустя несколько сотен лет.

Искусство Средневековья. Часть шестнадцатаяТиповой пример бургундской христианской средневековой постройки романского периода - монастырь Клюни, также известный под неофициальным названием «Второй Рим». Это очень величественное, богатое сооружение. Оно прославилось, прежде всего, тем, что в течение года здесь могли прокормить не менее 17 тысяч социально незащищенных людей - нищих и бедняков.

Главное здание монастыря - церковь Святого Петра (1088-1131) - сохранилось только частями. Этот образец архитектурного искусства и передовой инженерной мысли вошел в историю как самая большая постройка такого рода на территории Западной Европы. Длина ее достигала 127 метров, высота центрального интерьера - 30 метров. Особенно роскошный вид церкви придавали пять высоких башен.

Образец средневекового изобразительного искусства - резные капители, то есть верхние части колонн - чудом сохранился до наших дней. Мастерски нанесенные на них изображения представляют собой символы семи ладов (музыкальных тональностей). Этого требовали строгие стандарты Позднего Средневековья: молитвы тогда было принято читать нараспев, поскольку они должны были обязательно гармонировать с «музыкой, звучащей на Небесах».

Не менее интересны другие романские сооружения Бургундии - церкви Сент Мадлен в Везле (1120-1150) и Сен Лазар в Отене (1112-1132). Существует легенда, согласно которой в первой постройке хранятся реликвии Марии Магдалины, а во второй - останки Лазаря (по преданию, позднее его воскресил Иисус Христос). Эти постройки долгое время были популярными центрами паломничества. Они знамениты на весь мир благодаря, прежде всего, своим скульптурным композициям.

Прованс - южный регион Франции. В его романской архитектуре ощущалось влияние двух «полюсов» зодчества - западного (Римская империя времен заката) и восточного (Византия). Например, церковь Сен Фрон в Перингё (1120-1179) своим проектом напоминает знаменитый венецианский собор Святого Марка.

Искусство Средневековья. Часть шестнадцатаяТиповые представители романской архитектуры Прованса - церкви Сен Трофим (XII в.) и Сен Жиль (XI-XII в.) в Арле. Обе постройки отличаются от других аналогичных сооружений оригинальным решением в оформлении фасадов, которые спроектированы по аналогии с античными триумфальными арками. Капители колонн выполнены в стиле коринфского ордера (верх колонны воспроизводит мотивы корзины или колокола, его украшают орнаментом в виде стилизованных листьев аканта). Таким образом, квази-римские соборы сооружались с учетом славных традиций древнегреческого и древнеримского зодчества, дошедших и несколько видоизмененных к Средним Векам.

В годы расцвета романского архитектурного стиля самая северная французская провинция Нормандия была частью Британии. Местные архитекторы в своих проектах обращались к деревянным перекрытиям, а скульптурными декоративными элементами почти не пользовались. Нормандские средневековые христианские сооружения напоминают крепости с огромными, просторными внутренними помещениями и наличием огромных башен, расположенных по периметру фасада и в центре сооружений.

Искусство Средневековья. Часть шестнадцатая«Золотой век» романской живописи пришелся на рубеж XI-XII столетий. Примером жемчужин этого вида искусства можно назвать стены и потолки главной церкви монастырского комплекса в Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Потрясающие картины, расположенные длинными рядами в два яруса, покрывали все пространство небольшого здания. Живописные сюжеты отличались разнообразием - от библейских сцен Ветхого Завета и Апокалипсиса до эзоповских басен. Для романской живописи характерны плоские, разномасштабные изображения. Часто головы и ноги персонажей художники намеренно меняли местами, а их движения не были пластичными и естественными.

Франция - страна с наиболее развитым искусством книжной миниатюры. До наших дней дожила небольшая часть шедевров средневековых мастеров, львиная доля уцелевших работ создавалась в южных регионах, где стилистически доминировали исанские мотивы. Например, в гасконском аббатстве Сен Север на рубеже в 1028-1077 годах на испанский (ориентально-европейский) манер монахи иллюстрировали рукописи комментариев к Апокалипсису.

Во французских средневековых романских миниатюрах доминирует ярко выраженный народный стиль. Для них характерны яркие, сочные цвета и необычайная живость изображений.

К середине XII века на французскую книжную миниатюру все активнее стал влиять византийский стиль. Это проявлялось, например, в решении цветового оформления рукописей. Так, Библия из Сувиньи (конец XII столетия) проиллюстрирована с преобладанием ярких, драгоценных красок - пурпура и золота.

XI столетие связано с появлением скульптуры во французских церквях и соборах. Сперва вылеплялись красивые рельефы, декорировались отдельные небольшие детали интерьеров. Уже к началу XII века этот вид изобразительного искусства распространился по всей Западной Европе.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств