Британское изобразительное искусство Позднего Средневековья связано с христианскими постройками, главным образом с монастырями. Это неслучайно: городские постройки в Англии готического периода не представляли особой ценности, в их создании не принимали участие выдающиеся мастера эпохи.
Английские соборы готического периода вытянуты в длину и имеют горизонтальное членение. Не очень высокий свод венчает башня (на фасадах британцы их не строили). Округлые окна с цветными витражами на Туманном Альбионе почти не встречаются, а скульптурные группы почти всегда находятся в нишах.
Одна из ярчайших отличительных особенностей британской средневековой христианской архитектуры - обилие декоративных элементов на фасадах и в интерьерах. К таким украшениям относятся, например, популярные плетения арок, призванных укреплять своды. Благодаря красочным, изысканным плодам творчества выдающихся мастеров и сегодня можно наслаждаться сетчатыми, веерными, звездчатыми и иными оформлениями сводов церквей и храмов. Обстановка в этих сооружениях была и остается изящной, изысканной и богатой.
Долгое время одним из главных религиозных сооружений Британии считался собор в Кентербери. Он находился в центре грандиозной композиции. Его северными соседями были зал церковного совета (капитула), монастырский двор, всевозможные бытовые строения и огромная библиотека. Собор воздвигался в промежутке между XII и XV столетиями.
Композиция сооружения сложная, в ее архитектуре мастерам удалось виртуозно совместить черты разных стилей, прежде всего, романского и готического. Грандиозный собор впечатляет своими масштабами: длина его составляет 154 метра. Свод его увенчан гигантской 4-метровой башней с парными стрельчатыми окнами. В создании кентерберийского собора принимали участие архитекторы из разных стран Западной Европы.
Еще одно знаменитое христианское сооружение Англии - Вестминстерское аббатство в Лондоне. Это здание повидало на своем веку немало торжественных церемоний, таинств и обрядов, в том числе венчания на престол и захоронения британских монархов.
Главный собор Вестминстерского аббатства представляет собой образец классического английского готического сооружения. Его строительство продолжалось на протяжении двух столетий, с XIII по XV. В его архитектуре соединились элементы, характерные как для раннего, так и для позднего готического периода: высокое центральное помещение, сложный рисунок сводов, капеллы.
Собор в Солсбери (1220-1266) - классический пример английского готического сооружения. Он знаменит тем, что его венчала 135-метровая башня, самая высокая в королевстве, длина здания в 140 метров также впечатляет. В нишах западного фасада преобладало горизонтальное деление. Там обнаруживалась еще одна отличительная черта собора: огромное количество статуй и скульптурных групп.
На закате Средневековья, в позднеготический период, на Туманном Альбионе стали актуальны постройки с большими окнами и изящными, изысканными ажурными декоративными элементами. Здания в стиле готики строились не только религиозные, но и светские. В качестве типичных примеров можно привести капеллу Святого Георгия в Виндзорском замке (1460-1483), капеллу Генриха VII в Вестминстере (1500-1512) и капеллу Кембриджского королевского колледжа (1470-1520).
Суровые климатические условия Британии не позволили надолго сохранить памятники позднеготической живописи и скульптуры. Не менее пагубное влияние на культурное наследие средневековой Англии оказали активисты Реформации - непримиримые противники католической церкви, разрушители христианских святынь западного мира.
До наших дней сохранилось немало образцов британской книжной миниатюры. В иллюстрациях доминировали орнаменты с архитектурными мотивами. Не менее популярны были бытовые сценки из жизни простых людей. Один из наиболее знаменитых памятников английской миниатюры - Псалтырь королевы Марии 1320 года.
Италия на закате Средневековья стремительно развивалась в экономическом плане. В формировании национальной культуры страны определяющая роль отводилась городам-республикам - Венеции, Флоренции, Сиене. Также на этот важнейший пласт жизни общества существенное влияние оказывала предшествующая эпоха Античности.
Готический стиль в одной из самых эстетически обогащенных стран Западной Европы распространился несколько позже, чем у соседей. Пик его популярности пришелся на XIV век. Даже в это время «пламенеющая готика» не стала доминировать в национальном изобразительном искусстве. По сравнению с другими землями Старого Света, итальянская архитектура Позднего Средневековья отличалась спокойствием, сдержанностью и массивностью.
Один из самых ярких итальянских мастеров готического периода - зодчий Арнольфо ди Камбио. Среди плодов его труда выделяется церковь Святой Троицы во Флоренции (1258-1290), которая привлекает внимание чередованием в убранстве разных каменных плит (темных и светлых).
Не менее прославлен Джованни Пизано - автор проекта собора в Сиене. Несмотря на то, что все чертежи были готовы к 1284 году, строительство здания началось лишь в XIV веке. К реализации идеи мастера приступили архитекторы Андреа Орканья и Лоренцо Майтани. Это трехнефовая базилика с крестовыми сводами. Горизонтальное членение сооружения подчеркивает его монументальный характер и стройную композицию. Вместо остроконечных завершений над окнами для сиенского собора характерны равносторонние фронтоны. Огромное окно в виде розы стало частью фасада, что было призвано создать и многократно усилить эффект сбалансированности, гармонии и величия общей композиции.
Самый большой итальянский собор готического периода - знаменитый миланский «Дуомо». Огромное помещение рассчитано на 40 тысяч человек. Реализация этого грандиозного проекта началась в 1386 году и продолжалась несколько столетий, до XIX века. Сегодня это один из символов Милана, который ежегодно посещают десятки миллионов туристов. Он щедро украшен скульптурами, рельефами и иными декоративными элементами.
Италия - страна, сумевшая сохранить большинство светских готических построек, в числе которых значатся дворцы, фонтаны и ратуши. Наиболее интересными искусствоведы считают венецианские шедевры. В их числе - Дворец Дожей, одно из самых красивых старинных сооружений Италии. Трехэтажная постройка состоит из поддерживаемой 36 столбами арочной галереи со скульптурами XV века и драгоценными мраморными отделками интерьеров (плиты розовато-красного и белого цветов).
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Английские соборы готического периода вытянуты в длину и имеют горизонтальное членение. Не очень высокий свод венчает башня (на фасадах британцы их не строили). Округлые окна с цветными витражами на Туманном Альбионе почти не встречаются, а скульптурные группы почти всегда находятся в нишах.
Одна из ярчайших отличительных особенностей британской средневековой христианской архитектуры - обилие декоративных элементов на фасадах и в интерьерах. К таким украшениям относятся, например, популярные плетения арок, призванных укреплять своды. Благодаря красочным, изысканным плодам творчества выдающихся мастеров и сегодня можно наслаждаться сетчатыми, веерными, звездчатыми и иными оформлениями сводов церквей и храмов. Обстановка в этих сооружениях была и остается изящной, изысканной и богатой.
Долгое время одним из главных религиозных сооружений Британии считался собор в Кентербери. Он находился в центре грандиозной композиции. Его северными соседями были зал церковного совета (капитула), монастырский двор, всевозможные бытовые строения и огромная библиотека. Собор воздвигался в промежутке между XII и XV столетиями.
Композиция сооружения сложная, в ее архитектуре мастерам удалось виртуозно совместить черты разных стилей, прежде всего, романского и готического. Грандиозный собор впечатляет своими масштабами: длина его составляет 154 метра. Свод его увенчан гигантской 4-метровой башней с парными стрельчатыми окнами. В создании кентерберийского собора принимали участие архитекторы из разных стран Западной Европы.
Еще одно знаменитое христианское сооружение Англии - Вестминстерское аббатство в Лондоне. Это здание повидало на своем веку немало торжественных церемоний, таинств и обрядов, в том числе венчания на престол и захоронения британских монархов.
Главный собор Вестминстерского аббатства представляет собой образец классического английского готического сооружения. Его строительство продолжалось на протяжении двух столетий, с XIII по XV. В его архитектуре соединились элементы, характерные как для раннего, так и для позднего готического периода: высокое центральное помещение, сложный рисунок сводов, капеллы.
Собор в Солсбери (1220-1266) - классический пример английского готического сооружения. Он знаменит тем, что его венчала 135-метровая башня, самая высокая в королевстве, длина здания в 140 метров также впечатляет. В нишах западного фасада преобладало горизонтальное деление. Там обнаруживалась еще одна отличительная черта собора: огромное количество статуй и скульптурных групп.
На закате Средневековья, в позднеготический период, на Туманном Альбионе стали актуальны постройки с большими окнами и изящными, изысканными ажурными декоративными элементами. Здания в стиле готики строились не только религиозные, но и светские. В качестве типичных примеров можно привести капеллу Святого Георгия в Виндзорском замке (1460-1483), капеллу Генриха VII в Вестминстере (1500-1512) и капеллу Кембриджского королевского колледжа (1470-1520).
Суровые климатические условия Британии не позволили надолго сохранить памятники позднеготической живописи и скульптуры. Не менее пагубное влияние на культурное наследие средневековой Англии оказали активисты Реформации - непримиримые противники католической церкви, разрушители христианских святынь западного мира.
До наших дней сохранилось немало образцов британской книжной миниатюры. В иллюстрациях доминировали орнаменты с архитектурными мотивами. Не менее популярны были бытовые сценки из жизни простых людей. Один из наиболее знаменитых памятников английской миниатюры - Псалтырь королевы Марии 1320 года.
Италия на закате Средневековья стремительно развивалась в экономическом плане. В формировании национальной культуры страны определяющая роль отводилась городам-республикам - Венеции, Флоренции, Сиене. Также на этот важнейший пласт жизни общества существенное влияние оказывала предшествующая эпоха Античности.
Готический стиль в одной из самых эстетически обогащенных стран Западной Европы распространился несколько позже, чем у соседей. Пик его популярности пришелся на XIV век. Даже в это время «пламенеющая готика» не стала доминировать в национальном изобразительном искусстве. По сравнению с другими землями Старого Света, итальянская архитектура Позднего Средневековья отличалась спокойствием, сдержанностью и массивностью.
Один из самых ярких итальянских мастеров готического периода - зодчий Арнольфо ди Камбио. Среди плодов его труда выделяется церковь Святой Троицы во Флоренции (1258-1290), которая привлекает внимание чередованием в убранстве разных каменных плит (темных и светлых).
Не менее прославлен Джованни Пизано - автор проекта собора в Сиене. Несмотря на то, что все чертежи были готовы к 1284 году, строительство здания началось лишь в XIV веке. К реализации идеи мастера приступили архитекторы Андреа Орканья и Лоренцо Майтани. Это трехнефовая базилика с крестовыми сводами. Горизонтальное членение сооружения подчеркивает его монументальный характер и стройную композицию. Вместо остроконечных завершений над окнами для сиенского собора характерны равносторонние фронтоны. Огромное окно в виде розы стало частью фасада, что было призвано создать и многократно усилить эффект сбалансированности, гармонии и величия общей композиции.
Самый большой итальянский собор готического периода - знаменитый миланский «Дуомо». Огромное помещение рассчитано на 40 тысяч человек. Реализация этого грандиозного проекта началась в 1386 году и продолжалась несколько столетий, до XIX века. Сегодня это один из символов Милана, который ежегодно посещают десятки миллионов туристов. Он щедро украшен скульптурами, рельефами и иными декоративными элементами.
Италия - страна, сумевшая сохранить большинство светских готических построек, в числе которых значатся дворцы, фонтаны и ратуши. Наиболее интересными искусствоведы считают венецианские шедевры. В их числе - Дворец Дожей, одно из самых красивых старинных сооружений Италии. Трехэтажная постройка состоит из поддерживаемой 36 столбами арочной галереи со скульптурами XV века и драгоценными мраморными отделками интерьеров (плиты розовато-красного и белого цветов).
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия