На смену эпохе Античности пришло Средневековье. Свободолюбивое мировоззрение населения древних цивилизаций Европы и Азии сменилось жесткими, радикальными, ориентированными на религию взглядами. В странах Старого Света стремительно набирала обороты новая ветвь власти - Римская католическая церковь. Она оказала существенное влияние на все области жизни, в том числе на искусство.
Средневековье - длинный временной интервал. Существует несколько хронологических рамок этого периода, наиболее популярных две: 500-1800 и 500-1500.
Первая страница истории средневековой культуры Европы и Ближнего Востока тесно связана с Византией. Эта цивилизация оказала существенное влияние на жизнь и обиход, нравы и обычаи, духовные и культурные ценности многих стран и народов. Основано это государство, расположенное в самом сердце Евразии, было в 330 году. Согласно существующей легенде, на месте греческого поселения византийский император Константин Великий (306-337) основал город, который тут же объявил новой столицей Римской империи. Название его нам хорошо известно - Константинополь (город Константина).
В 395 году произошел раскол Римской империи на Западную и Восточную. В V веке вторжение варваров-завоевателей привело к декадансу некогда могущественной цивилизации на Западе. На Востоке дела обстояли иначе. Страну, переименованную в «государство ромеев», удалось сохранить. Местные жители еще долго считали себя римлянами.
Процесс длительного развития восточных римских земель привел к созданию могущественной феодальной империи - Византии, которой было суждено просуществовать целое тысячелетие. Турки сумели завоевать ее в 1453 году, после чего легендарная цивилизация пала.
За долгие столетия своего существования Византия пережила несколько славных этапов, периодов роста и расцвета всех областей жизни. Основные черты ее культуры - высокая духовность и праздничность - доминировали на протяжении всей истории государства.
Император Константин считал столицу своего государства «вторым Римом». Правитель мечтал, чтобы основанный им город своим блеском, величием и славой затмил античный Рим. Для наглядной демонстрации безграничной силы полиса император приказал привезти множество древних статуй, колонн и триумфальных арок. Также по всему городу находились изваяния самого правителя из самого лучшего, драгоценного белого мрамора.
В 415 году в Константинополе был основан университет, куда на протяжении многих столетий регулярно приглашались на работу самые прославленные ученые со всего мира. Они исследовали бесценные древние рукописи, совершали погружение в творчество греческих и римских писателей, поэтов, драматургов и художников. До VII века на территории Византии функционировал античный народный театр.
На искусство Византии в равной степени оказала влияние культура как западного, так и ближневосточного мира. В IV веке территориальный охват Восточной Римской империи был весьма обширен и включал в себя Сирию, Египет, Палестину, Малую Азию, Кипр, отдельные регионы Армении, Месопотамии и Аравии.
Константинополь располагался на берегу пролива Босфор, через него проходила символическая черта, разделяющая Европу и Азию. В его архитектуре, жизненном укладе, традициях, нравах, обычаях, мировоззрении жителей соединились элементы национальных культур множествам стран. Самобытные особенности восточных и западных народов постепенно приживались в Византии, неустанно формируя национальное искусство этого мощного центра христианства, его «ориентальной половины» - православия. Характерные черты плодов творчества константинопольских мастеров - особенная, легко узнаваемая свежесть и яркие орнаментальные мотивы.
Центром жизни Византии, в том числе ее культуры и искусства, было христианство. Религия, охватившая множество жителей Старого Света, зародилась в I веке на территории Палестины. Константин, император Восточной Римской империи, признал ее в IV столетии как официальную, что пресекло существовавшие ранее гонения. Древние языческие культы и иные ритуалы постепенно были вытеснены известными службами, мессами и т.д.
Главная идея в христианском искусстве заключается в равенстве, всеобщей любви, обещании благоденствия и благополучия в загробном мире всем, кто страдает и нуждается в земной жизни. Грешникам, согласно веяниям новой эры, после смерти уготовано возмездие.
Земная жизнь представлялась полной горестей, потерь и испытаний. Считалось, что люди приходят в мир на краткий миг. Напротив, грядущее попадание на небеса сулило вечную, счастливую, полную блаженств действительность. Духовные ценности уже на начальном этапе развития христианства возвышались над физической красотой.
Центральный образ религиозного искусства - Иисус Христос, мудрец, проповедник, сын Бога и земной женщины, пришедший в земной мир для наставления людей на путь Истины. Он принял страдания и последующую смерть во имя искупления грехов человечества, после чего произошло чудо - вознесение на небеса.
История не стоит на месте. Меняется все: жизненный уклад, мировоззрение, общественные и политические настроения, политический строй. Разумеется, все это оказывает существенное влияние на культуру и искусство. Если фундаментальной фигурой античных шедевров был человек с его земной красотой, совершенством линий и форм, то Средневековье во главу угла поставило божественное начало, нравственность, силу духа, торжество души над телом. Все это можно уловить в многочисленных, разнообразных портретах и скульптурных изображениях Иисуса Христа и его матери - девы Марии.
Раннее Средневековье - промежуток между IV и VI веками - время становления традиций христианской иконописи и иконографии. Типовое священное изображение рождалось на стыке традиций эпохи Античности и искусства Палестины и Сирии. Очень долго искусствоведы не могли сойтись во мнении, как же именно должны выглядеть изображения Богоматери и Иисуса Христа, ангелов и архангелов, мучеников и святых.
Константинопольские художники наиболее тонко и деликатно, с уважением традиций воплотили свои творческие замыслы, гармонично скрестив восточные и западные культурные традиции. Столичные мастера смогли выработать особый художественный стиль, совершенство, подчеркивающее средневековые эталоны красоты, основанные на торжестве духа над телом.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Средневековье - длинный временной интервал. Существует несколько хронологических рамок этого периода, наиболее популярных две: 500-1800 и 500-1500.
Первая страница истории средневековой культуры Европы и Ближнего Востока тесно связана с Византией. Эта цивилизация оказала существенное влияние на жизнь и обиход, нравы и обычаи, духовные и культурные ценности многих стран и народов. Основано это государство, расположенное в самом сердце Евразии, было в 330 году. Согласно существующей легенде, на месте греческого поселения византийский император Константин Великий (306-337) основал город, который тут же объявил новой столицей Римской империи. Название его нам хорошо известно - Константинополь (город Константина).
В 395 году произошел раскол Римской империи на Западную и Восточную. В V веке вторжение варваров-завоевателей привело к декадансу некогда могущественной цивилизации на Западе. На Востоке дела обстояли иначе. Страну, переименованную в «государство ромеев», удалось сохранить. Местные жители еще долго считали себя римлянами.
Процесс длительного развития восточных римских земель привел к созданию могущественной феодальной империи - Византии, которой было суждено просуществовать целое тысячелетие. Турки сумели завоевать ее в 1453 году, после чего легендарная цивилизация пала.
За долгие столетия своего существования Византия пережила несколько славных этапов, периодов роста и расцвета всех областей жизни. Основные черты ее культуры - высокая духовность и праздничность - доминировали на протяжении всей истории государства.
Император Константин считал столицу своего государства «вторым Римом». Правитель мечтал, чтобы основанный им город своим блеском, величием и славой затмил античный Рим. Для наглядной демонстрации безграничной силы полиса император приказал привезти множество древних статуй, колонн и триумфальных арок. Также по всему городу находились изваяния самого правителя из самого лучшего, драгоценного белого мрамора.
В 415 году в Константинополе был основан университет, куда на протяжении многих столетий регулярно приглашались на работу самые прославленные ученые со всего мира. Они исследовали бесценные древние рукописи, совершали погружение в творчество греческих и римских писателей, поэтов, драматургов и художников. До VII века на территории Византии функционировал античный народный театр.
На искусство Византии в равной степени оказала влияние культура как западного, так и ближневосточного мира. В IV веке территориальный охват Восточной Римской империи был весьма обширен и включал в себя Сирию, Египет, Палестину, Малую Азию, Кипр, отдельные регионы Армении, Месопотамии и Аравии.
Константинополь располагался на берегу пролива Босфор, через него проходила символическая черта, разделяющая Европу и Азию. В его архитектуре, жизненном укладе, традициях, нравах, обычаях, мировоззрении жителей соединились элементы национальных культур множествам стран. Самобытные особенности восточных и западных народов постепенно приживались в Византии, неустанно формируя национальное искусство этого мощного центра христианства, его «ориентальной половины» - православия. Характерные черты плодов творчества константинопольских мастеров - особенная, легко узнаваемая свежесть и яркие орнаментальные мотивы.
Центром жизни Византии, в том числе ее культуры и искусства, было христианство. Религия, охватившая множество жителей Старого Света, зародилась в I веке на территории Палестины. Константин, император Восточной Римской империи, признал ее в IV столетии как официальную, что пресекло существовавшие ранее гонения. Древние языческие культы и иные ритуалы постепенно были вытеснены известными службами, мессами и т.д.
Главная идея в христианском искусстве заключается в равенстве, всеобщей любви, обещании благоденствия и благополучия в загробном мире всем, кто страдает и нуждается в земной жизни. Грешникам, согласно веяниям новой эры, после смерти уготовано возмездие.
Земная жизнь представлялась полной горестей, потерь и испытаний. Считалось, что люди приходят в мир на краткий миг. Напротив, грядущее попадание на небеса сулило вечную, счастливую, полную блаженств действительность. Духовные ценности уже на начальном этапе развития христианства возвышались над физической красотой.
Центральный образ религиозного искусства - Иисус Христос, мудрец, проповедник, сын Бога и земной женщины, пришедший в земной мир для наставления людей на путь Истины. Он принял страдания и последующую смерть во имя искупления грехов человечества, после чего произошло чудо - вознесение на небеса.
История не стоит на месте. Меняется все: жизненный уклад, мировоззрение, общественные и политические настроения, политический строй. Разумеется, все это оказывает существенное влияние на культуру и искусство. Если фундаментальной фигурой античных шедевров был человек с его земной красотой, совершенством линий и форм, то Средневековье во главу угла поставило божественное начало, нравственность, силу духа, торжество души над телом. Все это можно уловить в многочисленных, разнообразных портретах и скульптурных изображениях Иисуса Христа и его матери - девы Марии.
Раннее Средневековье - промежуток между IV и VI веками - время становления традиций христианской иконописи и иконографии. Типовое священное изображение рождалось на стыке традиций эпохи Античности и искусства Палестины и Сирии. Очень долго искусствоведы не могли сойтись во мнении, как же именно должны выглядеть изображения Богоматери и Иисуса Христа, ангелов и архангелов, мучеников и святых.
Константинопольские художники наиболее тонко и деликатно, с уважением традиций воплотили свои творческие замыслы, гармонично скрестив восточные и западные культурные традиции. Столичные мастера смогли выработать особый художественный стиль, совершенство, подчеркивающее средневековые эталоны красоты, основанные на торжестве духа над телом.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия