интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть восемнадцатая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть восемнадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 11-02-2021, 23:33, посмотрело: 826

Италия рубежа XI-XII веков отличалась тем, что, несмотря на внутреннюю раздробленность, отдельные крупные города играли важную роль в общественной, политической, культурной и экономической жизни страны, становились центрами торговли и ремесел. Страна в Средние Века постоянно была вынуждена отражать натиски германских варваров. Это обстоятельство значительно сдерживало развитие всех аспектов зрелого государства, в том числе национального искусства.

Несмотря ни на какие сложности общественно-политического характера, Италия долгие столетия была одной из самых привлекательных территорий для паломников, сюда регулярно стекались сотни тысяч человек из соседних стран Западной Европы. Это был центр церковной организации Старого Света.

Романские светские и христианские постройки итальянские мастера создавали, вдохновившись аналогичными сооружениями эпохи Античности и средневековыми византийскими. Север страны (Ломбардия) сразу проникся непосредственно архитектурой «Нового Рима». Ученые-искусствоведы полагают, что в зданиях именно этой провинции впервые начали проявляться черты, впоследствии ставшие отличительными признаками западноевропейского зодчества - перекрытие центральной части постройки крестовыми сводами и чередование опор.

Искусство Средневековья. Часть восемнадцатаяИтальянские романские храмы выделяются своим монументальным, роскошным, изящным и элегантным фасадом. Яркий пример такого сооружения - церковь Сант Амброджио (Милан, XI-XII вв.). Соборы Раннего Средневековья отличаются скромным внешним видом, контрастирующим с роскошными, баснословно богатыми интерьерами.

Храмовый комплекс в Пизе (Центральная Италия) построен с учетом всех славных традиций эпохи Античности. Внешне это восхитительное сооружение, включающее в себя башню, баптистерий и собор, напоминает уцелевшие элементы Римского Форума. Создавался этот артефакт на протяжении нескольких десятилетий на рубеже XI-XII веков. Сперва процессом руководил архитектор Бускетто, затем - Райнальдо. На сегодняшний день самой известной частью комплекса является Пизанская башня, которая давно уже стала одним из самых ярких символов Италии. Почему она долгое время стояла под наклоном? Точный ответ на этот вопрос не найден до сих пор. Согласно одной из версий, это произошло из-за проседания фундамента на начальном этапе строительных работ. Заметив это, архитектор решил делать ее «падающей».

На острове Сицилия сложился свой «собственный» романский стиль. Он формировался под влиянием, с одной стороны, восточных и византийских течений, а с другой - западных. Типовые примеры местной архитектуры: Палантийская Капелла в Палермо (1131-1143) и собор Санта-Мария ла Нуова в Монреале (1174-1189).

Искусство Средневековья. Часть восемнадцатаяИтальянская живопись романского периода формировалась под влиянием раннего христианского искусства и всей византийской культуры. Это обстоятельство объясняет ее огромное стилистическое разнообразие. Наибольшее количество памятников сохранилось в главных центрах - в соборах Рима и монастырях итальянского юга, прежде всего в аббатстве Монтекассино.

На итальянском юге развилась уникальная, самобытная форма духовного христианского текста, так называемый экзультет (название соответствует первому слову светлого пасхального хорала - «возрадуйтесь»). Располагались они на специальных литургических свитках пергамента. Рисунки наносились таким образом, чтобы изображение можно было рассматривать, постепенно разворачивая бумагу. Процессом незримо управлял священник, читающий проповедь или служащий мессу.

Итальянская романская скульптура создавалась под влиянием богатого творческого наследия эпохи Античности. Наиболее близки строгим древнегреческим и древнеримским канонам изваяния мастеров северного региона страны - рельефы, украшающие стены церквей и соборов Милана, Павии и Вероны.

Современные ценители Прекрасного могут наслаждаться многочисленными шедеврами средневековых итальянских скульпторов. В хорошем состоянии находятся рельефы собора в Модене, созданные в XII веке мастером Вилиджельмо. Изображения представляют собой сцены из Священного Писания, например, «Сотворение Евы». Его ученики работали в христианских постройках всей страны, плоды их труда сохранились и доступны паломникам и туристам со всего мира.

Финальный аккорд романского периода в изобразительном искусстве Италии связан с именем Бенедетто Антелами (1175-1235). Среди реализованных им проектов наиболее известны скульптурные композиции внутри собора и баптистерия в Парме. Одна из наиболее известных - «Снятие с креста» (1178), очень сложное, грандиозное сооружение с внушительным количеством важных маленьких деталей.

Стены пармского баптистерия увенчаны многочисленными библейскими сюжетами, в том числе «Царь Соломон и царица Савская», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Страшный суд» и др.

Искусство Средневековья. Часть восемнадцатаяБенедетто Антелами вошел в историю мировой художественной культуры как создатель первой итальянской стоячей скульптуры. Артефакт расположен на территории собора в Фиденце и представляет собой монументальное групповое изображение пророков Давида и Иезекииля. Искусство ваяния мастер изучал во французском Провансе, познавая и впитывая мельчайшие особенности работ местных выдающихся художников и скульпторов.

Еще одна выдающаяся работа Антелами - епископский трон (1190) из драгоценного белого мрамора. Этот памятник романского искусства хранится в кафедральном соборе Пармы по сей день.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств