интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть девятнадцатая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть девятнадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 3-03-2021, 00:11, посмотрело: 742

Испанская культура Средних Веков была отмечена Реконкистой - продолжительным процессом возвращения христианами Пиренейского полуострова (главным образом португальцами и испанцами) исконно своих земель, когда-то завоеванных мавританскими варварами (VIII в.). Этот факт оказал значительное влияние на испанское искусство романского периода: артефакты уникальны, самобытны, узнаваемы из сотен и тысяч аналогов, они создавались под воздействием французской и арабской культур.

Провинция Андалусия стала территорией арабских владений, это был один из наиболее экономически благополучных регионов. Здесь процветали не только религиозные постройки, но и объекты культуры и искусства. Такие города, как Кордова, Валенсия, Севилья и Гранада, до сих пор славятся своими прекрасными, грандиозными средневековыми храмами, соборами, монастырями, дворцами, мечетями, фонтанами и библиотеками.

Арабское влияние принесло в испанское искусство немало интересного, в частности, многие шедевры живописи пестрят причудливыми узорами на основе ориентальных орнаментов. Романские архитектурные сооружения отличаются еще одним восточным элементом - витыми тонкими колоннами.

Канонические испанские сооружения романского периода - церкви Санта Мария и Сан Клементе в каталонской Тауле (1123 г.). Характерной особенностью этих построек является отсутствие каких-либо декоративных элементов на фасаде, скульптурных изваяний там по минимуму: согласно задумке архитекторов, обе церкви должны были иметь вид грозной, устрашающей, неприступной крепости.

Искусство Средневековья. Часть девятнадцатаяСлавные традиции французского зодчества вдохновили испанских мастеров на создание одного из самых известных христианских сооружений этой страны: церкви Сант Яго де Компостела (1075-1128). Позднее постройка претерпела множество изменений как снаружи, так и внутри. Она была заложена на месте, где, согласно популярной легенде, был похоронен Святой Иаков.

Многие искусствоведы полагают, что прототипом этого собора стала церковь Сен Сернен (Тулуза, Франция). Фасад испанского сооружения отличается строгостью, логичностью и выразительностью, внутри он выглядит особенно нарядно, празднично, торжественно. Со временем он стал одним главных центров паломничества западных христиан. Кроме того, в визуальном решении этого сооружения ощущается влияние мавританского стиля. Так, окна над главной капеллой обрамлены арками (это важнейший элемент ориентального зодчества).

Средневековая Испания стала крупнейшей в Старом Свете площадкой для строительства феодальных замков-крепостей. Например, Кастилья романского периода была неофициальной «страной замков». Об этом говорит даже название этой провинции - «castillo» означает «замок».

Искусство Средневековья. Часть девятнадцатаяОдин из первых испанских замков-крепостей романского периода - королевский дворец Алькасар в Сеговии (построен в IX веке, значительно изменен и доработан в XVI) - представляет собой произведение в смешанном западно-восточном стиле. Сооружение стояло на вершине внушительной скалы, его окружали толстые крепостные стены с огромным количеством высоких башен, призванных устрашать нападающих врагов.

В испанской культуре Позднего Средневековья определяющая роль отведена живописи. В религиозном королевстве зарождались славные традиции национальных школ живописи, где роспись мастера осуществляли исключительно яркими красками, с четко прорисованным контуром (так называемая графичная манера). Писались очень выразительные, острые, актуальные, характерные сцены. Яркий пример изобразительного искусства - росписи каталонских церквей Санта Мария и Сен Клементе.

Романская живопись в Испании представлена расписными церковными балдахинами, миниатюрными иллюстрированными рукописями и масштабными алтарными изображениями (фронталес).

XI век - ориентировочное время зарождения традиций испанской монументальной скульптуры. Первыми образцами грандиозных изваяний стали декоративные элементы на колоннах, дверях и капителях. Наиболее знаковые примеры - рельефы кастильского монастыря Сан Доминго де Силос (1085-1100) и каталонской церкви Санта Мария де Риполль (1130).

Испанские рельефы отличает сочетание выразительности и простоты. Они изображают знаковые сцены из Священного Писания, например, Сотворение Мира, Рождество Христово, Тайная Вечеря и др.

Искусство средневековой Британии развивалось под влиянием норманнских племен, завоевавших эти земли в 1066 году. Эта доминанта стремительно развивала и укрепляла общественные, политические, экономические, и, как следствие, культурные связи островного государства. Романский стиль здесь развивался достаточно интенсивно.

Во второй половине XI века на территории Англии повсеместно возводились соборы и монастыри. Как правило, строительством руководили архитекторы из континентальной Европы, главным образом из Нормандии (которая до XIII столетия была частью Английского королевства) и других северных регионов Франции.

Искусство Средневековья. Часть девятнадцатаяБританское христианское сооружение романского периода обязательно узкое и вытянуто в длину. Среди европейских аналогов английские постройки выделяются обилием башен по всему периметру. Как правило, здания имели деревянные перекрытия. Типовой пример - собор в Питерборо (конец XII в.). На западе страны церкви отличались укороченной центральной частью фасада и массивными опорами. К таким строениям относится собор в Глостере (1089-1150).

Монументальную живопись средневековой Англии сохранить почти не удалось. Что-либо сказать о ней искусствоведы могут благодаря дошедшим до наших дней книжным миниатюрам. Больше всего артефактов находятся в Винчестере и Кентербери. Среди ключевых традиций британских романских иллюстраций - яркие краски с щедрыми вкраплениями золота и систематическое использование пера.

Знаменитый памятник британской средневековой духовной литературы - «Сент-Олбанская Псалтырь» (около 1123 г.). На ее иллюстрации существенное влияние оказала византийская художественная культура. Страницы залиты красным или золотым фоном, изображенные образы отличаются четкостью и выразительностью.

Скульптура в Англии романского периода не получила широкого распространения, славные традиции этого вида изобразительного искусства островное королевство практически не затронули. Соответствующих памятников не сохранилось.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств