В середине IX века (843) произошел распад империи Каролингов. Еще недавно процветающее, сильное государство в одночасье превратилось в ряд раздробленных небольших территорий с разными уровнями развития, но самобытных и однородных в этническом отношении.
В IX веке в восточной части вотчины Карла Великого сформировалось франкское королевство. Оно объединило германские территории и стало фундаментом для последующего возникновения Германской империи. Первым правителем тех земель стал король Людовик Немецкий (833-876).
В 936 году в Ахенском соборе был помазан на престол Оттон I, герцог Саксонский (936-973). В 962 году он получил титул императора. Это событие произошло в Риме. Два места для коронации своих правителей франки выбирали неслучайно: таким образом стремились подчеркнуть «преемственность поколений» между Римской и Каролингской империями и ее немецкой преемницей - Оттоновской вотчиной.
По окончании первого тысячелетия от Рождества Христова Западная Европа находилась в благоприятной фазе расцвета во всех аспектах жизни - политическом, экономическом, социальном и культурном. Это славное время подарило миру множество признанных шедевров изобразительного искусства - архитектуры, живописи и скульптуры. Основными центрами духовной жизни империи по-прежнему были монументальные церкви, соборы и монастыри. Христианские мировоззренческие идеалы, возвышающие духовное начало над физическим, и в дальнейшем отражались в проектировании христианских сооружений.
Основной формой храмового комплекса еще долго оставалась базилика, напоминающая в плане вытянутый (католический) крест. Здание своим видом должно было символизировать жизненный путь Иисуса Христа, полный страданий с последующим искуплением. Каждая часть постройки в период Центрального Средневековья имела символическое значение. Например, сложные конструкции с колоннами и столбами отождествлялись с пророками и апостолами. Они поддерживали свод собора, как ученики и последователи - своего Учителя.
Начиная с Х столетия, службы и литургии обретали все более торжественный, парадный, пышный характер. Архитекторы, инженеры и художники постепенно приспосабливались ко все более существенному влиянию, которое римская католическая церковь оказывала на жизненный уклад людей, для чего учились подчинять новые здания все более расширяющему свои полномочия священному культу.
Тогда же все большую силу в глазах рядовых прихожан обретали реликвии, наделявшиеся феноменальными чудодейственными способностями. Это были «магические» предметы, так или иначе связанные с жизнью Богородицы, Иисуса Христа, его апостолов, блаженных и святых.
Появилась необходимость в расширении восточной части храмов, места, где по христианским канонам располагается алтарь. Там и хранились мощи. Строились дополнительные алтари и капеллы, соответственно, на территории одного собора можно было одновременно служить несколько месс.
Немецкая архитектура Центрального Средневековья внедрила новый тип христианского сооружения. Храмы там строили массивные и величественные. Ярчайший символ Оттоновской империи - собор в Шпейере, одна из самых грандиозных построек такого вида в Западной Европе. К его воздвижению приступили в 1030 году, процесс продолжался 76 лет.
Важнейшее достижение немецких средневековых мастеров - первые скульптурные изображения, основанные, разумеется, на религиозной тематике. Это распятия Иисуса Христа, Мадонна, святые и т.д. Первые образцы назывались «реликварии» и служили для хранения реликвий.
Средневековых скульпторов и архитекторов отличал высочайший уровень мастерства. Об этом наглядно свидетельствуют их работы, в том числе двери, ведущие в церковь Святого Михаила в Гольдесгейме (1015). Ворота, целиком и полностью отлитые из бронзы, декорированы рельефами. До того бронзовые изваяния было принято украшать отдельными пластинами, также бронзовыми. Изображения представляют собой сцены из библейских Ветхого и Нового Заветов. Левую створку венчает иллюстрация грехопадения, правую - искупления первородного греха, Миссии Христа и его Вознесении. Это очередная символическая иллюстрация торжества Света над Тьмой, Духа над Телом, Небес над Землей.
В XI столетии появились артефакты, для которых характерны новые художественные черты. Например, небольшое распятие из серебра (1007-1008), созданное по заказу архиепископа Бернарда. Голова мертвого Иисуса Христа здесь тяжело склонена на бок, что выглядит очень реалистично, производя тем самым сильнейшее впечатление. В этой работе неизвестного мастера уже можно рассмотреть признаки, характерные для важнейшего направления в западноевропейской средневековой архитектуре - романского стиля.
Рубеж X-XI веков искусствоведы называют золотым периодом развития немецкой национальной живописи. Одним из ее центров считается бенедиктинское аббатство Оберцелле (остров Рейхенау, предгорье Альп, расположено на границе современных Австрии, Германии и Швейцарии), где в конце Х века образовался центр живописи своего времени. Аббат-настоятель подчинялся исключительно императору (поэтому аббатство считалось императорским). Творившие там живописцы работали в основном по заказу Его Величества и его ближайшего окружения.
В церкви Святого Георгия при монастыре Оберцелле и по сей день есть множество изображений, считающихся эталоном немецкой живописи Раннего Средневековья. Здесь можно встретить такие главы Священного Писания, как, например, «Исцеление бесноватого» и «Воскрешение Лазаря».
Своей главной задачей мастера тех лет считали необходимость подчеркнуть исключительное значение Иисуса Христа и Его действий. В связи с этим важнейшая для верующих фигура на всех изображениях была композиционным центром. Фон на священных картинах был нейтральным, а фигуры - масштабными. В результате сюжеты приобретали эпичность и монументальность, производя на прихожан неизгладимое впечатление.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
В IX веке в восточной части вотчины Карла Великого сформировалось франкское королевство. Оно объединило германские территории и стало фундаментом для последующего возникновения Германской империи. Первым правителем тех земель стал король Людовик Немецкий (833-876).
В 936 году в Ахенском соборе был помазан на престол Оттон I, герцог Саксонский (936-973). В 962 году он получил титул императора. Это событие произошло в Риме. Два места для коронации своих правителей франки выбирали неслучайно: таким образом стремились подчеркнуть «преемственность поколений» между Римской и Каролингской империями и ее немецкой преемницей - Оттоновской вотчиной.
По окончании первого тысячелетия от Рождества Христова Западная Европа находилась в благоприятной фазе расцвета во всех аспектах жизни - политическом, экономическом, социальном и культурном. Это славное время подарило миру множество признанных шедевров изобразительного искусства - архитектуры, живописи и скульптуры. Основными центрами духовной жизни империи по-прежнему были монументальные церкви, соборы и монастыри. Христианские мировоззренческие идеалы, возвышающие духовное начало над физическим, и в дальнейшем отражались в проектировании христианских сооружений.
Основной формой храмового комплекса еще долго оставалась базилика, напоминающая в плане вытянутый (католический) крест. Здание своим видом должно было символизировать жизненный путь Иисуса Христа, полный страданий с последующим искуплением. Каждая часть постройки в период Центрального Средневековья имела символическое значение. Например, сложные конструкции с колоннами и столбами отождествлялись с пророками и апостолами. Они поддерживали свод собора, как ученики и последователи - своего Учителя.
Начиная с Х столетия, службы и литургии обретали все более торжественный, парадный, пышный характер. Архитекторы, инженеры и художники постепенно приспосабливались ко все более существенному влиянию, которое римская католическая церковь оказывала на жизненный уклад людей, для чего учились подчинять новые здания все более расширяющему свои полномочия священному культу.
Тогда же все большую силу в глазах рядовых прихожан обретали реликвии, наделявшиеся феноменальными чудодейственными способностями. Это были «магические» предметы, так или иначе связанные с жизнью Богородицы, Иисуса Христа, его апостолов, блаженных и святых.
Появилась необходимость в расширении восточной части храмов, места, где по христианским канонам располагается алтарь. Там и хранились мощи. Строились дополнительные алтари и капеллы, соответственно, на территории одного собора можно было одновременно служить несколько месс.
Немецкая архитектура Центрального Средневековья внедрила новый тип христианского сооружения. Храмы там строили массивные и величественные. Ярчайший символ Оттоновской империи - собор в Шпейере, одна из самых грандиозных построек такого вида в Западной Европе. К его воздвижению приступили в 1030 году, процесс продолжался 76 лет.
Важнейшее достижение немецких средневековых мастеров - первые скульптурные изображения, основанные, разумеется, на религиозной тематике. Это распятия Иисуса Христа, Мадонна, святые и т.д. Первые образцы назывались «реликварии» и служили для хранения реликвий.
Средневековых скульпторов и архитекторов отличал высочайший уровень мастерства. Об этом наглядно свидетельствуют их работы, в том числе двери, ведущие в церковь Святого Михаила в Гольдесгейме (1015). Ворота, целиком и полностью отлитые из бронзы, декорированы рельефами. До того бронзовые изваяния было принято украшать отдельными пластинами, также бронзовыми. Изображения представляют собой сцены из библейских Ветхого и Нового Заветов. Левую створку венчает иллюстрация грехопадения, правую - искупления первородного греха, Миссии Христа и его Вознесении. Это очередная символическая иллюстрация торжества Света над Тьмой, Духа над Телом, Небес над Землей.
В XI столетии появились артефакты, для которых характерны новые художественные черты. Например, небольшое распятие из серебра (1007-1008), созданное по заказу архиепископа Бернарда. Голова мертвого Иисуса Христа здесь тяжело склонена на бок, что выглядит очень реалистично, производя тем самым сильнейшее впечатление. В этой работе неизвестного мастера уже можно рассмотреть признаки, характерные для важнейшего направления в западноевропейской средневековой архитектуре - романского стиля.
Рубеж X-XI веков искусствоведы называют золотым периодом развития немецкой национальной живописи. Одним из ее центров считается бенедиктинское аббатство Оберцелле (остров Рейхенау, предгорье Альп, расположено на границе современных Австрии, Германии и Швейцарии), где в конце Х века образовался центр живописи своего времени. Аббат-настоятель подчинялся исключительно императору (поэтому аббатство считалось императорским). Творившие там живописцы работали в основном по заказу Его Величества и его ближайшего окружения.
В церкви Святого Георгия при монастыре Оберцелле и по сей день есть множество изображений, считающихся эталоном немецкой живописи Раннего Средневековья. Здесь можно встретить такие главы Священного Писания, как, например, «Исцеление бесноватого» и «Воскрешение Лазаря».
Своей главной задачей мастера тех лет считали необходимость подчеркнуть исключительное значение Иисуса Христа и Его действий. В связи с этим важнейшая для верующих фигура на всех изображениях была композиционным центром. Фон на священных картинах был нейтральным, а фигуры - масштабными. В результате сюжеты приобретали эпичность и монументальность, производя на прихожан неизгладимое впечатление.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия