интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть шестая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть шестая

Автор: Ольга Пурчинская от 16-11-2020, 00:30, посмотрело: 897

В IX веке принципиально изменился внешний облик религиозных сооружений. Если раньше доминировали базилики, то в дальнейшем византийские и приглашенные извне архитекторы и зодчие отдавали предпочтение крестово-купольной конструкции. Классическая восточная структура церквей, храмов и соборов нашла воплощение в двух самых популярных вариантах: трехнефном (простой) и пятинефном (усложненный).

Искусство Средневековья. Часть шестаяОсновной признак подобного здания - огромный купол, опирающийся на четыре столба. Внутри подкупольного пространства расположены крестообразно расходящиеся «рукава» (проходы, крытые сводами). Новомодный вид храма нашел отражение в одном из наиболее популярных сооружений времен императора Василия Македонянина, так называемой «Новой церкви». Постройка эта прославилась тем, что, по мнению современников, была «разукрашена как невеста». Снаружи она представляла собой строение из белого мрамора, роскошной колоннадой и пятью куполами. Внутри глаз радовали многочисленные мозаики и драгоценный цветной мрамор.

«Новую церковь» не удалось сохранить, зато в каждой области, когда-то принадлежавшей Византийской империи, и поныне стоят точные ее копии. В архитектурном плане здесь главенствовало нарастание форм снизу к центральной части - главному куполу. Таким образом создавалась иллюзия пирамидального облика огромного храмового комплекса.

Внешний вид религиозных сооружений приобрел, начиная с IX века, значительно большую выразительность, постепенно обрел гармонию с внутренним убранством. Византийские постройки как бы находились в поисках собственного самобытного стиля, совершенствуя и оттачивая нюансы на протяжении нескольких столетий. С IX по XII века восточноевропейская архитектура не претерпела существенных изменений, новые формы христианских построек не разрабатывались.

В XI столетии и дальше особое значение начали приобретать монастыри, в Византии стремительно разворачивалось их повсеместное строительство. Это были грандиозные комплексы зданий, вокруг которых сооружались защищающие крепостные стены, увенчанные высокими башнями. Сооружения были необходимы для уединения с целью самозабвенного моления.

Строились монастыри, как правило, в горах, на скалах или островах. Таким образом, здание настолько гармонично вписывалось в природный ландшафт, что полностью сливалось с ним, становясь единым целым.

Искусство Средневековья. Часть шестаяXI век - время становления канонов монастырского зодчества. Центральным объектом обнесенного стеной двора был храм, так называемый Католикон (главный собор монастыря или монастырского комплекса). Рядом находились важнейшие для жизнедеятельности монастыря объекты - библиотека, трапезная и больница.

Рубеж IX-X веков стал временем возрождения традиций духовной живописи. Церковные сюжеты размещались в строгом соответствии с канонами. Иллюстрации ключевых и второстепенных сцен Священного Писания располагались соответственно статусу в разных частях храма. Так, в купольной зоне можно было увидеть изображение Вседержителя - Христа Пантократора. Как правило, властелин мира являлся прихожанам сверху в окружении четырех архангелов, хранителей всех сторон света - Севера, Юга, Запада и Востока. Также росписи купольной зоны содержали портреты пророков и апостолов, царей, епископов и мучеников.

Христианская духовная живопись максимально популярно иллюстрировала господство небесных сил, олицетворением коих считался Сын Божий Иисус Христос. Но также имела место сила земной церкви, чьим символом считалась заступница человечества - Пресвятая Богородица.

XI век в Византийской империи ознаменовался появлением знаменитого цикла христианских праздников. В него вошли, в том числе, Благовещение, Рождество Христово, Сретение (принесение младенца Христа во Храм), Крещение Христа Иоанном Крестителем, Рождество Пресвятой Богородицы, Распятие и Вознесение. Фрески и иконы с изображениями сюжетов этих знаковых дней располагались на стенах и потолках храмов, церквей и соборов.

Искусство Средневековья. Часть шестаяНастоящим апофеозом христианской живописи и иконописи в эпоху Средневековья была сцена «Страшного суда». Грандиозное изображение Вселенского суда, осуществляемого Иисусом Христом над людьми, неизменно располагалось на западной стене религиозных построек. Каждый участок храмов считался олицетворением Вселенной. Например, купола и своды воспринимались как части неба, нижние части, на которые ступали ноги прихожан - землю, алтарная (восточная) зона - рай, противоположная (западная) стена - ад.

С точки зрения эстетики в художественно-декоративном оформлении христианских сооружений IX-X столетий выделяются, прежде всего, мягкие, деликатные линии, спокойные, плавные композиции и куда более «живые» лики, все больше напоминающие живые человеческие лица. Изображение эти, однако, отличаются особой, завораживающей красотой, спокойствием и благородством, дарят ощущение спокойствия и одухотворения.

Как только иконопочитатели одержали полную, безоговорочную победу над иконоборцами, искусные мастера приступили к декорированию яркими, красочными, живописными мозаиками знаменитого константинопольского собора Святой Софии. До этого вандалы полностью уничтожили все существовавшие изображения (мозаики, фрески, рельефы и т.д.) на религиозную тему.

В конце IX века художественный стиль мозаик главного византийского собора претерпел ряд существенных изменений. С тех пор в них стало доминировать графическое начало - неотъемлемый элемент изобразительного искусства эпохи «зрелого» восточноевропейского Средневековья. Для поздних декоративных изображений и изваяний характерны четкие контуры фигур, ровные, правильные мозаичные ряды, строгость ликов и образов.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств