интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть седьмая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть седьмая

Автор: Ольга Пурчинская от 22-11-2020, 00:30, посмотрело: 1006

Искусство Средневековья. Часть седьмаяВ IX-XI веках на всей территории Византийской империи постепенно начали появляться и стремительно развиваться школы живописи и мозаики. Возникали учебные заведения на базе монастырей. Типовой средневековый образовательный центр открылся в 1042 году в небольшом храме «Неа мони» («Новая церковь») на греческом острове Хиос. Сооружение декорировано красивыми, выразительными, драгоценными мозаичными циклами.

В центральный период Средневековья художники стремились максимально точно и естественно передать пластику движений и мимику лиц. Под глазами стали вырисовываться тени: считалось, что это придает изображениям необходимую выразительность. Фигуры рисовались в движении, часто два человека наклонялись друг к другу. Для придания ликам максимальной выразительности художники использовали резкие золотые штрихи на одежде, а также сочетания нескольких оттенков красного, синего, зеленого и белый цвет.

Для мозаик главного собора (Католикона) монастырского комплекса Хосиос Лукас характерна некоторая грубоватость линий и неяркая, сдержанная цветовая гамма. Одна из самых популярных композиций - сцена Рождества - была призвана с максимально возможной достоверностью описать важнейшее для христиан всего мира событие. Рождение одного из наиболее долгожданных младенцев происходит при стечении огромного количества людей. Вокруг Девы Марии и лежащего в яслях запеленатого Иисуса Христа находятся ангелы, пастухи, волхвы с ценными дарами. За свершившимся чудом наблюдают находящиеся поодаль обитатели хлева - овцы, коровы и козы.

Искусство Средневековья. Часть седьмаяМозаичные циклы «Рождество Христово» в разных византийских храмах начала XI века отличались выразительными ликами с резкими, обостренными чертами. Художники того времени в своих творениях отражали восточные представления о священных изображениях.

Начиная с середины XI века приблизительно 1,5 столетия в Византии правила династия Коминов. В изобразительном искусстве этого периода времени доминировал возвышенный классический стиль. В центре внимания мастеров оказалась духовная ценность создаваемого изображения. Одухотворенный лик необходимо было обрабатывать максимально тонко, деликатно.

На рубеже XI-XII веков стены и потолки храмов «Восточного Рима» вновь начали декорировать фресками. Такой вариант оформления значительно дешевле повсеместно применявшегося белого и/или цветного мрамора, а его эстетическая ценность ничуть не уступает драгоценному материалу. После долгого перерыва первые фрески появились в интерьерах провинциальных христианских сооружений, прежде всего, в монастыре «Хосиос Лукас».

Помимо фресок и мозаик, церкви, храмы и соборы Византийской империи в XI-XII столетиях могли похвастаться многочисленными шедеврами иконописи. Изображения ликов святых и сцен из Священного Писания делались на деревянных досках. В это время на смену некогда популярным восковым красителям пришла темпера (разноцветные порошки, смешанные с яичным желтком).

Сначала мастер намечал контур будущей иконы, который затем заполнялся темным или светлым тоном. Сверху лик высвечивался, наносились тени, румяна и т.д. На финальном этапе изображение покрывалось слоем олифы (пленкообразующая прозрачная жидкость на растительной масляной или смоляной основе, неофициальное название - «вареное масло») для придания ему прочности и глянцевого эффекта.

Иконы в те времена выполнялись также в мозаичной технике. Основа композиции - металлический лист. Сверху искусные мастера наносили на эту базу мельчайшие частицы - крошечные элементы (чаще всего кубики) разных цветов. Такой способ помогал создать иллюзию волшебного сияния: христианское изображение светилось таким удивительным блеском, словно оно состояло из отборных драгоценных камней.

Иконопись в эпоху Средневековья регламентировалась сводом строжайших норм и правил. Эти правила значительно облегчали художникам поиски точных пропорций, пластику и ритм движений, радующие глаз цветовые сочетания. Центром композиции изображения становился один человек или группа лиц. Ключевой персонаж иконы обязательно помещался на светлом или золотом фоне.

Искусство Средневековья. Часть седьмаяВизантийские художники умели создавать не только монументальные полотна, но и книжные миниатюры. Расцвет этого вида искусства приходится на IX-XII века. Рисунки изображались на полях страниц (пергамент), тематика их была обширна и разнообразна, имели подчас сатирический, карикатурный, обличающий характер. С течением времени миниатюры увеличивались, занимали все большее пространство, вплоть до целой страницы. Появился так называемый «аристократический» тип иллюстрации, на рисунках возникли античные мотивы, что проявилось в пропорциях, типе одежды, передаче мимики и жестов.

Рубеж X-XI веков ознаменовался установлением жестких церковных правил как в монументальной живописи, так и в миниатюре. В книгах высочайшей степенью художественного мастерства считалось умение гармонично вплести рисунок в текст. Картинки обязательно должны были соответствовать почерку, быть столь же изящными и изысканными. Эта сложная, почти ювелирная работа требовала от живописцев филигранной техники, высокой точности, четкой координации движений и максимально острого зрения.

Рукописи создавались на пергаментной бумаге желтоватого оттенка, узоры писались золотой краской, а тексты - коричневыми чернилами. Вместе эта комбинация создавала эффект роскоши и богатства средневековых прародителей книг - евангелия. Первые страницы встречали читателя миниатюрным изображением склонившегося над письменным столом евангелиста, а тексты дополняли иллюстрации знаменитых библейских сцен. Если рукописи делались для представителя правящей династии, в повествование обязательно вписывались небольшие портреты заказчика.

Начиная с XII века (позднее Средневековье), византийские рукописи становятся более изысканными, драгоценными, живописными. Изображения утяжеляются, значительно расширяется цветовая гамма рисунков. Несмотря на стремительное развитие, картинки по-прежнему остаются стильными, изящными, ювелирно четкими и очень популярными. На протяжении многих столетий константинопольская техника будет эталоном для книжных дел мастеров Европы.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств