Искусство Византийской империи на ранних этапах ее становления было противоречиво, воспринималось неоднозначно. Сторонников и противников многочисленных шедевров живописи, мозаики, архитектуры светского и религиозного направлений было примерно поровну. Это обстоятельство подготовило почву для возникновения и стремительного развития движения иконоборцев (726-842).
Иконоборчество - общественное, религиозное, культурное или политическое представление о важности разрушения икон и других изображений, а также скульптур и любых других сооружений. В общем, это движение, ориентированное на разрушение любых произведений искусства. Также известно как особая культурная практика, оппозиционно ориентированная на шедевры прошлых исторических эпох.
В средневековой Византии под разрушаемыми иконами понимали любые объекты, связанные с доминирующей христианской религией. Европейские историки классифицировали иконоборчество как «центральное таинство Реформы», ложный ритуал, уничтожение предшествующих верований и практик, «таинство забвений». Само явление уничтожения святынь они называли «нанесением ран тысячелетнему прошлому».
Одними из ключевых выражений византийского иконоборчества стали многочисленные агрессивные дискуссии о правомерности повсеместного применения изображений ликов святых. При императорском дворе была активная, влиятельная партия «разрушителей икон», которая всеми силами пыталась перекрыть художникам возможность изображать Иисуса Христа в образе человека. В подобном искусстве оппозиционеры видели элементы поклонения идолам.
Истоки иконоборчества начали проявляться значительно раньше - уже в IV веке повсеместно проводились дискуссии о том, Богом был Иисус Христос или земным человеком? Иконоборцы придерживались взгляда, что Бог это дух, соответственно, он не может исчезнуть, его невозможно уничтожить, увидеть и изобразить. Противостоящие им иконопочитатели утверждали, что между небесным духом и его священным портретом существует особая мистическая связь. Они были убеждены, что человек, соприкасающийся со святыней, посредством изображения приобщается к Отцу Небесному.
В 726 году император Лев III Исавр подписал Указ, согласно которому любое поклонение иконам было запрещено, после этого огромная территория Византии поделилась на два враждующих лагеря. Половина населения категорически не признавала священное искусство, другая ревностно ему поклонялась.
С тех пор под категорию запрещенных попали не только иконы, но и любые другие божественные изображения - мозаики, фрески, скульптуры и т.д. В VIII веке задачей искусства считалось создание знаков, которые могли бы иносказательно намекнуть на присутствие божественной силы. Иконоборцы строго следовали негласным правилам своего сообщества: безжалостно уничтожали иконы, выжигали глаза на портретах святых и блаженных, замазывали фрески и мозаики на стенах и потолках храмов и церквей. Всю эту монументальную красоту они заменяли условными изображениями цветов, деревьев, зверей, птиц и разнообразными орнаментами. Повсеместная деятельность привела к возрождению традиций античных росписей с ориентальными мотивами.
К сожалению, памятники творчества тех времен не уцелели, поскольку их уничтожили противники иконоборцев в IX столетии, когда отношение к священному искусству вновь изменилось. Конфликт между ярыми фанатиками и противниками икон приобрел настолько серьезный характер, что власти, как духовные, так и светские, вынуждены были принять существенные меры, чтобы привести их к перемирию. Компромисса удалось достичь на одном из Вселенских церковных соборов, когда изображения Бога и святых признали визуальным воплощением идеального образа. Для этого художник использует доступные ему средства и приемы. Принимаясь за работу, мастер обязывался подчиняться всем установленным церковью строгим правилам.
В Византии на государственно-религиозном уровне правители разработали и установили канонические иконографические схемы, позднее получившие международный статус. При изображении сюжетов из Священного Писания отступать от этих норм и правил категорически запрещалось. Ими потом долго пользовались мастера иконописи во многих христианских странах.
Движение истории таково, что на смену падениям всегда приходят взлеты. После небольшого спада в IX веке вновь случился период подъема восточно-римского искусства. Случилось это в годы правления династий Македонских (867-1057) и сменивших их Комнинов (1058-1185). Обозначенный период называется эрой расцвета зрелого средневекового византийского искусства.
Династия Македонских прилагала активные усилия по расширению территории империи. Успешные полководцы регулярно предпринимали военные походы, результатом которых стало возвращение некоторых земель на Западе и Востоке - Болгарского царства, северной части Сирии и др. Государство вновь обретало силу, политическая стабильность приводила к интенсивному экономическому росту и, как следствие, расцвету городов, общественной жизни, быта, промышленности, культуры и искусства.
Поскольку иконопочитание устоялось на государственном уровне, христианская религия многократно усиливала свое влияние, роль церкви обретала во многих вопросах главенствующее значение. Доминанта веры стремительно распространялась как в Византийской империи, так и за ее пределами.
Искусные мастера украшали чудесными фресками и мозаиками стены и потолки соборов, храмов и церквей Сицилии, Венеции, южных областей Италии. Множество художников и иконописцев из Византии приглашались для создания помпезных, роскошных интерьеров духовных построек Руси (больше всего к их услугам прибегали правители Киевского и Владимиро-Суздальского княжеств, где также есть много рукописей и икон, доставленных непосредственно из Константинополя).
Годы правления династии Комнинов ненадолго вернули Византии ее былое величие. Ситуация изменилась в XI веке, когда крупнейшее в Восточной Европе государство начали осаждать племена норманнов и турок-сельджуков, христиан-крестоносцев и прочих варваров.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Иконоборчество - общественное, религиозное, культурное или политическое представление о важности разрушения икон и других изображений, а также скульптур и любых других сооружений. В общем, это движение, ориентированное на разрушение любых произведений искусства. Также известно как особая культурная практика, оппозиционно ориентированная на шедевры прошлых исторических эпох.
В средневековой Византии под разрушаемыми иконами понимали любые объекты, связанные с доминирующей христианской религией. Европейские историки классифицировали иконоборчество как «центральное таинство Реформы», ложный ритуал, уничтожение предшествующих верований и практик, «таинство забвений». Само явление уничтожения святынь они называли «нанесением ран тысячелетнему прошлому».
Одними из ключевых выражений византийского иконоборчества стали многочисленные агрессивные дискуссии о правомерности повсеместного применения изображений ликов святых. При императорском дворе была активная, влиятельная партия «разрушителей икон», которая всеми силами пыталась перекрыть художникам возможность изображать Иисуса Христа в образе человека. В подобном искусстве оппозиционеры видели элементы поклонения идолам.
Истоки иконоборчества начали проявляться значительно раньше - уже в IV веке повсеместно проводились дискуссии о том, Богом был Иисус Христос или земным человеком? Иконоборцы придерживались взгляда, что Бог это дух, соответственно, он не может исчезнуть, его невозможно уничтожить, увидеть и изобразить. Противостоящие им иконопочитатели утверждали, что между небесным духом и его священным портретом существует особая мистическая связь. Они были убеждены, что человек, соприкасающийся со святыней, посредством изображения приобщается к Отцу Небесному.
В 726 году император Лев III Исавр подписал Указ, согласно которому любое поклонение иконам было запрещено, после этого огромная территория Византии поделилась на два враждующих лагеря. Половина населения категорически не признавала священное искусство, другая ревностно ему поклонялась.
С тех пор под категорию запрещенных попали не только иконы, но и любые другие божественные изображения - мозаики, фрески, скульптуры и т.д. В VIII веке задачей искусства считалось создание знаков, которые могли бы иносказательно намекнуть на присутствие божественной силы. Иконоборцы строго следовали негласным правилам своего сообщества: безжалостно уничтожали иконы, выжигали глаза на портретах святых и блаженных, замазывали фрески и мозаики на стенах и потолках храмов и церквей. Всю эту монументальную красоту они заменяли условными изображениями цветов, деревьев, зверей, птиц и разнообразными орнаментами. Повсеместная деятельность привела к возрождению традиций античных росписей с ориентальными мотивами.
К сожалению, памятники творчества тех времен не уцелели, поскольку их уничтожили противники иконоборцев в IX столетии, когда отношение к священному искусству вновь изменилось. Конфликт между ярыми фанатиками и противниками икон приобрел настолько серьезный характер, что власти, как духовные, так и светские, вынуждены были принять существенные меры, чтобы привести их к перемирию. Компромисса удалось достичь на одном из Вселенских церковных соборов, когда изображения Бога и святых признали визуальным воплощением идеального образа. Для этого художник использует доступные ему средства и приемы. Принимаясь за работу, мастер обязывался подчиняться всем установленным церковью строгим правилам.
В Византии на государственно-религиозном уровне правители разработали и установили канонические иконографические схемы, позднее получившие международный статус. При изображении сюжетов из Священного Писания отступать от этих норм и правил категорически запрещалось. Ими потом долго пользовались мастера иконописи во многих христианских странах.
Движение истории таково, что на смену падениям всегда приходят взлеты. После небольшого спада в IX веке вновь случился период подъема восточно-римского искусства. Случилось это в годы правления династий Македонских (867-1057) и сменивших их Комнинов (1058-1185). Обозначенный период называется эрой расцвета зрелого средневекового византийского искусства.
Династия Македонских прилагала активные усилия по расширению территории империи. Успешные полководцы регулярно предпринимали военные походы, результатом которых стало возвращение некоторых земель на Западе и Востоке - Болгарского царства, северной части Сирии и др. Государство вновь обретало силу, политическая стабильность приводила к интенсивному экономическому росту и, как следствие, расцвету городов, общественной жизни, быта, промышленности, культуры и искусства.
Поскольку иконопочитание устоялось на государственном уровне, христианская религия многократно усиливала свое влияние, роль церкви обретала во многих вопросах главенствующее значение. Доминанта веры стремительно распространялась как в Византийской империи, так и за ее пределами.
Искусные мастера украшали чудесными фресками и мозаиками стены и потолки соборов, храмов и церквей Сицилии, Венеции, южных областей Италии. Множество художников и иконописцев из Византии приглашались для создания помпезных, роскошных интерьеров духовных построек Руси (больше всего к их услугам прибегали правители Киевского и Владимиро-Суздальского княжеств, где также есть много рукописей и икон, доставленных непосредственно из Константинополя).
Годы правления династии Комнинов ненадолго вернули Византии ее былое величие. Ситуация изменилась в XI веке, когда крупнейшее в Восточной Европе государство начали осаждать племена норманнов и турок-сельджуков, христиан-крестоносцев и прочих варваров.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия