Одна из «визитных карточек» византийского искусства - восхитительной красоты мозаики. Ими декорированы фасады светских построек и соборов, они обогащают интерьеры богатых домов и христианских церквей. Масштабные мозаичные композиции в Византии времен Раннего Средневековья мастера создавали, главным образом, в городе Равенна (Северная Италия, побережье Адриатического моря).
Самые яркие, потрясающие шедевры художники-виртуозы изготавливали на рубеже V-VI веков, в годы правления императора Теодориха (493-526). Тогда Равенна была одним из крупных культурных центров Византийской империи. Плоды творчества местных виртуозов рождались на стыке традиций Античности и Средневековья.
Стили Рима и «Второго Рима» сошлись в гармонии, прежде всего, в оформлении небольшого мавзолея, построенного в V веке для византийской принцессы Галлы Плацидии. Вечный покой дочь императора Феодосия обрела в неприметном здании крестообразной формы, перекрытом куполом. Постройка выполнена в ориентальном стиле.
Внешность зачастую бывает обманчива, все самое интересное скрыто внутри. Так, для интерьера усыпальницы юной принцессы характерна роскошь убранства, обстановка наполнена красотой и гармонией. По всему помещению расположены сияющие драгоценными огнями мозаики. Внутри доминирует глубокий, насыщенный синий цвет. Этот прием создает эффект ночного неба, поглощающего пространство, придающего обстановке таинственность и загадочность. Арки роскошного мавзолея декорированы золотыми изображениями оленей, с потолка здание освещается золотыми звездами причудливой формы. Из необъятного, глубокого небосвода проглядывают фигуры впоследствии канонизированных христианских мучеников, облаченных в белые одежды.
Главное мозаичное изображение в мавзолее находится в арочном проеме и представляет собой портрет Иисуса Христа в образе юного пастуха. Вокруг него - стадо доверчивых белых овец. Фон представляет собой раскрывающуюся, цветущую весеннюю природу.
Эта мозаика - характерная для Раннего Средневековья картина. Здесь главенствуют те представления о Христе, какие были свойственны мировоззрению эпохи Античности. Древние европейцы воспринимали Сына Божьего как вечно юного, прекрасного, неземного, наделенного высшими силами. Напротив, общий облик храма, как внешний, так и внутренний, выполнен строго в средневековых традициях, согласно которым духовная красота ценится куда выше физической.
Одна из знаковых церквей Равенны - Сан Витале (построена в VI веке в честь христианского мученика Святого Виталия) - выделяется торжественностью обстановки, величием, невероятным декоративным богатством и роскошью. Заложена она была в 526 году, а освящена в 547. Внешне сооружение грубое, тяжеловесное. Свет и красота собора целиком и полностью обитают внутри.
Эффект монументальности, роскоши и богатства достигается за счет декоративных элементов интерьера. Огромный 15-метровый купол располагается на внушительной высоте, опираясь на восемь столбов. В центре образован круг с двухэтажным обходом и с открытой галереей (хорами). Между столбами открывается внушительное пространство, которое заполнено высокими аркадами (ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны, квадратные или прямоугольные столбы-устои). Облицовки из драгоценного мрамора разных цветов, резные капители (венчающая часть колонны), многочисленные мозаики визуально увеличивают пространство, создавая у молящихся прихожан устойчивое ощущение легкости и свободного полета души.
Тематика мозаичных изображений обширна. Здесь и по сей день можно увидеть портреты императора Юстиниана и его супруги, императрицы Феодоры, их ближайшего окружения, многочисленной свиты. Красивые одиночные и групповые изображения расположены по обе стороны от алтаря.
На мозаиках изображены разные торжественные события, в центре каждой из них - парадный выход правящей четы. Все эти картины должны были прославлять власть и могущество императорского дома. Владыка на мозаиках приравнивался к Богу. Головы короля и королевы на всех портретах внутри церкви увенчаны не только драгоценными коронами, но и сияющими золотыми нимбами.
Изображения монаршего семейства выделяются отсутствием живых эмоций. Скульптурное совершенство не передает человеческое выражение лиц. Они, скорее, напоминают маски. При взгляде на мозаичные портреты складывается ощущение, что все люди на них пребывают в состоянии гипноза, оцепенения. Император выделяется пурпурной мантией, а императрица - декорированной драгоценными камнями одеждой. Архиепископ Максим облачен в белые одежды, а все члены свиты - в яркие, узорчатые наряды. Все это придает композиции особую атмосферу грандиозного праздника, торжества.
После «золотого периода» продолжительностью два столетия в Византии случился закономерный спад. В VII веке арабские захватчики вторглись на территорию империи. Первыми под их натиском сдались Палестина, Египет и Сирия. Европейцы (главным образом древние германские племена) также не отличались спокойным, миролюбивым нравом: лангобарды завоевали север Италии, а вестготы - Испанию. Северные и Южные Балканы попали под иго славян. Таким образом, Византийская империя за короткое время потеряла значительную часть своей территории и стала непривычно небольшим государством.
Представителя племен, завоевавших земли Европы и Малой Азии, внесли существенный вклад в дальнейшее формирование этнического состава, мировоззрения и эстетических идеалов коренного населения этих земель. Небольшая часть новых народов внесла изменения и в жизненный уклад византийцев.
Начиная с VII века, в этническом составе населения Византии преобладали греки. Империя потеряла былое могущество и величие, а грозное, великолепное, монументальное придворное искусство больше не доминировало, не внушало привычный трепет народу. Строительство религиозных сооружений стало не таким стремительным. Теперь новые церкви встречались не повсеместно, и даже внутри выглядели не столь помпезно и роскошно, как раньше. Лики святых обрели человеческие черты, больше не походили на маски, обретали очевидный эмоциональный окрас. Движение на картинах, иконах, мозаиках и фресках становилось все более пластичным, реалистичным, максимально естественным.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Самые яркие, потрясающие шедевры художники-виртуозы изготавливали на рубеже V-VI веков, в годы правления императора Теодориха (493-526). Тогда Равенна была одним из крупных культурных центров Византийской империи. Плоды творчества местных виртуозов рождались на стыке традиций Античности и Средневековья.
Стили Рима и «Второго Рима» сошлись в гармонии, прежде всего, в оформлении небольшого мавзолея, построенного в V веке для византийской принцессы Галлы Плацидии. Вечный покой дочь императора Феодосия обрела в неприметном здании крестообразной формы, перекрытом куполом. Постройка выполнена в ориентальном стиле.
Внешность зачастую бывает обманчива, все самое интересное скрыто внутри. Так, для интерьера усыпальницы юной принцессы характерна роскошь убранства, обстановка наполнена красотой и гармонией. По всему помещению расположены сияющие драгоценными огнями мозаики. Внутри доминирует глубокий, насыщенный синий цвет. Этот прием создает эффект ночного неба, поглощающего пространство, придающего обстановке таинственность и загадочность. Арки роскошного мавзолея декорированы золотыми изображениями оленей, с потолка здание освещается золотыми звездами причудливой формы. Из необъятного, глубокого небосвода проглядывают фигуры впоследствии канонизированных христианских мучеников, облаченных в белые одежды.
Главное мозаичное изображение в мавзолее находится в арочном проеме и представляет собой портрет Иисуса Христа в образе юного пастуха. Вокруг него - стадо доверчивых белых овец. Фон представляет собой раскрывающуюся, цветущую весеннюю природу.
Эта мозаика - характерная для Раннего Средневековья картина. Здесь главенствуют те представления о Христе, какие были свойственны мировоззрению эпохи Античности. Древние европейцы воспринимали Сына Божьего как вечно юного, прекрасного, неземного, наделенного высшими силами. Напротив, общий облик храма, как внешний, так и внутренний, выполнен строго в средневековых традициях, согласно которым духовная красота ценится куда выше физической.
Одна из знаковых церквей Равенны - Сан Витале (построена в VI веке в честь христианского мученика Святого Виталия) - выделяется торжественностью обстановки, величием, невероятным декоративным богатством и роскошью. Заложена она была в 526 году, а освящена в 547. Внешне сооружение грубое, тяжеловесное. Свет и красота собора целиком и полностью обитают внутри.
Эффект монументальности, роскоши и богатства достигается за счет декоративных элементов интерьера. Огромный 15-метровый купол располагается на внушительной высоте, опираясь на восемь столбов. В центре образован круг с двухэтажным обходом и с открытой галереей (хорами). Между столбами открывается внушительное пространство, которое заполнено высокими аркадами (ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны, квадратные или прямоугольные столбы-устои). Облицовки из драгоценного мрамора разных цветов, резные капители (венчающая часть колонны), многочисленные мозаики визуально увеличивают пространство, создавая у молящихся прихожан устойчивое ощущение легкости и свободного полета души.
Тематика мозаичных изображений обширна. Здесь и по сей день можно увидеть портреты императора Юстиниана и его супруги, императрицы Феодоры, их ближайшего окружения, многочисленной свиты. Красивые одиночные и групповые изображения расположены по обе стороны от алтаря.
На мозаиках изображены разные торжественные события, в центре каждой из них - парадный выход правящей четы. Все эти картины должны были прославлять власть и могущество императорского дома. Владыка на мозаиках приравнивался к Богу. Головы короля и королевы на всех портретах внутри церкви увенчаны не только драгоценными коронами, но и сияющими золотыми нимбами.
Изображения монаршего семейства выделяются отсутствием живых эмоций. Скульптурное совершенство не передает человеческое выражение лиц. Они, скорее, напоминают маски. При взгляде на мозаичные портреты складывается ощущение, что все люди на них пребывают в состоянии гипноза, оцепенения. Император выделяется пурпурной мантией, а императрица - декорированной драгоценными камнями одеждой. Архиепископ Максим облачен в белые одежды, а все члены свиты - в яркие, узорчатые наряды. Все это придает композиции особую атмосферу грандиозного праздника, торжества.
После «золотого периода» продолжительностью два столетия в Византии случился закономерный спад. В VII веке арабские захватчики вторглись на территорию империи. Первыми под их натиском сдались Палестина, Египет и Сирия. Европейцы (главным образом древние германские племена) также не отличались спокойным, миролюбивым нравом: лангобарды завоевали север Италии, а вестготы - Испанию. Северные и Южные Балканы попали под иго славян. Таким образом, Византийская империя за короткое время потеряла значительную часть своей территории и стала непривычно небольшим государством.
Представителя племен, завоевавших земли Европы и Малой Азии, внесли существенный вклад в дальнейшее формирование этнического состава, мировоззрения и эстетических идеалов коренного населения этих земель. Небольшая часть новых народов внесла изменения и в жизненный уклад византийцев.
Начиная с VII века, в этническом составе населения Византии преобладали греки. Империя потеряла былое могущество и величие, а грозное, великолепное, монументальное придворное искусство больше не доминировало, не внушало привычный трепет народу. Строительство религиозных сооружений стало не таким стремительным. Теперь новые церкви встречались не повсеместно, и даже внутри выглядели не столь помпезно и роскошно, как раньше. Лики святых обрели человеческие черты, больше не походили на маски, обретали очевидный эмоциональный окрас. Движение на картинах, иконах, мозаиках и фресках становилось все более пластичным, реалистичным, максимально естественным.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия