Средневековье - не только эпоха воцарения христианской религии и ее тотального контроля за всеми сферами жизни, мировоззрением и менталитетом народа, но и время грандиозных свершений в культуре и искусстве, систематические успешные завоевания и отбои от нескончаемых атак варваров из разных уголков планеты.
В начале XIII века (1204) многочисленная армия крестоносцев захватила Константинополь, разграбила и разорила некогда роскошный, богатый город, столицу могущественной Византийской империи. Огромное государство на 50 лет прекратило свое существование.
Новым местом расположения император и его ближайшее окружение выбрали Никею (античный и средневековый город, располагался в Малой Азии, на территории современного турецкого города Изник). Там сбежавший из Константинополя правитель основал новое государство - Никейскую империю. На землях завоеванной Византии возникли также Эпирское царство и Трапезундская империя.
Самым влиятельным регионом бывшего Восточного Рима оказалась Никейская империя. Помимо представителей правящей династии, эти земли приняли высшее православное духовенство, привилегированных ученых, знатных дам и господ. Территория современного турецкого государства надолго стала грандиозным хранилищем старинных рукописей, там берегли античные традиции культуры и искусства.
В столице средневекового государства Никее зарождался духовный подъем, благодаря которому в 1261 году войску, возглавляемому императором Михаилом VIII Палеологом удалось освободить Константинополь от вражеских захватчиков. Первым делом необходимо было восстановить величественный облик столицы могущественного государства, роскошно и богато ее украсить: заново построили старинные христианские духовные сооружения, реставрировали мозаики, иконы и фрески, возвели защитные крепостные стены вокруг города.
Внешний лоск был не более, чем иллюзией: восхитительно прекрасный, утопающий в роскоши стольный град более не подчеркивал величие и могущество некогда огромной, процветающей империи. На очень большой территории Византии воцарились турецкие варвары. Не удалось отстоять также такие крупные земли, как полуостров Пелопоннес и Центральная Греция (захватили племена латинян). На острова Эгейского моря свою власть распространила Венеция.
Следующий важный этап в эволюции восточно-европейского средневекового искусства начался в XIII веке. Первая его веха - восстановление централизованной империи под началом императоров из правящей династии Палеологов. Для византийской культуры это была последняя веха расцвета.
Характер искусства времен Позднего (зрелого) Средневековья формировался под влиянием стремления возродить былое величие государства, пережитых личных драм и национальных трагедий. На территории страны по-прежнему тотально доминировало религиозное начало, по сути, православная церковь была главным правителем огромных земель. Тем не менее, светскому творчеству открывались все более широкие просторы.
В XIII веке наиболее ярко раскрывалась живопись, появилось много новаторских решений в организации изображения. А вот архитектура, напротив, базировалась на прежних канонах, правда, и там можно разглядеть некоторые свежие идеи.
Религиозные постройки, датированные XIV столетием, отличаются ярко выраженной доминантой внешнего вида. Убранству фасадов теперь уделялось куда более пристальное внимание. Как основные материалы теперь использовались красный кирпич и белый камень. Купола венчали рельефы с растительным орнаментом и арочные пояса (аркатуры).
Изменения затронули и содержание фресок и мозаичных циклов внутри храмов, церквей и соборов. Теперь на внутренних стенах христианских зданий изображались, главным образов, сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Византийские мозаики времен Позднего Средневековья привлекают внимание стройностью фигур, грацией, красотой и изяществом изображений. Люди очень естественно и гармонично вписываются в окружающую среду, смотрятся как бы ее неотъемлемой частью. Сцены из жизни Богоматери пропитаны нежностью, лиризмом и светом.
Движение времени сказалось и на иконах, написанных в период правления династии Палеологов. В годы Позднего Средневековья их становилось все больше на стенах византийских храмов, также святыми ликами стало обязательно дополнять интерьеры часовен, молелен и даже частных жилищ.
В XIV веке иконописцы получили свободу творческого самовыражения, какой у них до того никогда не было. От норм, правил и канонов, тем не менее, отступать по-прежнему строго запрещалось. В работах времен заката Средневековья мастера получили возможность уделять внимание игре света и теней. Свечение вокруг лиц святых создавалось при помощи золотых полос и специальных белых бликов (пробелов). Применение этих технологий позволяло художникам добавлять изображению естественный объем, а облики получали визуальную живость, подвижность и эмоциональность.
Эпоха правления династии Палеологов стала финальным этапом в развитии Византийской империи. Это был последний период расцвета православной культуры и искусства. Грандиозные, масштабные памятники живописи, иконописи и архитектуры, восхитительные сияющие мозаики и монументальные фрески на протяжении многих столетий радуют глаз своей красотой и естественностью, точностью воплощения замыслов сотен, тысяч великих мастеров. А ведь имена многих из них в анналах истории не сохранились.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
В начале XIII века (1204) многочисленная армия крестоносцев захватила Константинополь, разграбила и разорила некогда роскошный, богатый город, столицу могущественной Византийской империи. Огромное государство на 50 лет прекратило свое существование.
Новым местом расположения император и его ближайшее окружение выбрали Никею (античный и средневековый город, располагался в Малой Азии, на территории современного турецкого города Изник). Там сбежавший из Константинополя правитель основал новое государство - Никейскую империю. На землях завоеванной Византии возникли также Эпирское царство и Трапезундская империя.
Самым влиятельным регионом бывшего Восточного Рима оказалась Никейская империя. Помимо представителей правящей династии, эти земли приняли высшее православное духовенство, привилегированных ученых, знатных дам и господ. Территория современного турецкого государства надолго стала грандиозным хранилищем старинных рукописей, там берегли античные традиции культуры и искусства.
В столице средневекового государства Никее зарождался духовный подъем, благодаря которому в 1261 году войску, возглавляемому императором Михаилом VIII Палеологом удалось освободить Константинополь от вражеских захватчиков. Первым делом необходимо было восстановить величественный облик столицы могущественного государства, роскошно и богато ее украсить: заново построили старинные христианские духовные сооружения, реставрировали мозаики, иконы и фрески, возвели защитные крепостные стены вокруг города.
Внешний лоск был не более, чем иллюзией: восхитительно прекрасный, утопающий в роскоши стольный град более не подчеркивал величие и могущество некогда огромной, процветающей империи. На очень большой территории Византии воцарились турецкие варвары. Не удалось отстоять также такие крупные земли, как полуостров Пелопоннес и Центральная Греция (захватили племена латинян). На острова Эгейского моря свою власть распространила Венеция.
Следующий важный этап в эволюции восточно-европейского средневекового искусства начался в XIII веке. Первая его веха - восстановление централизованной империи под началом императоров из правящей династии Палеологов. Для византийской культуры это была последняя веха расцвета.
Характер искусства времен Позднего (зрелого) Средневековья формировался под влиянием стремления возродить былое величие государства, пережитых личных драм и национальных трагедий. На территории страны по-прежнему тотально доминировало религиозное начало, по сути, православная церковь была главным правителем огромных земель. Тем не менее, светскому творчеству открывались все более широкие просторы.
В XIII веке наиболее ярко раскрывалась живопись, появилось много новаторских решений в организации изображения. А вот архитектура, напротив, базировалась на прежних канонах, правда, и там можно разглядеть некоторые свежие идеи.
Религиозные постройки, датированные XIV столетием, отличаются ярко выраженной доминантой внешнего вида. Убранству фасадов теперь уделялось куда более пристальное внимание. Как основные материалы теперь использовались красный кирпич и белый камень. Купола венчали рельефы с растительным орнаментом и арочные пояса (аркатуры).
Изменения затронули и содержание фресок и мозаичных циклов внутри храмов, церквей и соборов. Теперь на внутренних стенах христианских зданий изображались, главным образов, сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Византийские мозаики времен Позднего Средневековья привлекают внимание стройностью фигур, грацией, красотой и изяществом изображений. Люди очень естественно и гармонично вписываются в окружающую среду, смотрятся как бы ее неотъемлемой частью. Сцены из жизни Богоматери пропитаны нежностью, лиризмом и светом.
Движение времени сказалось и на иконах, написанных в период правления династии Палеологов. В годы Позднего Средневековья их становилось все больше на стенах византийских храмов, также святыми ликами стало обязательно дополнять интерьеры часовен, молелен и даже частных жилищ.
В XIV веке иконописцы получили свободу творческого самовыражения, какой у них до того никогда не было. От норм, правил и канонов, тем не менее, отступать по-прежнему строго запрещалось. В работах времен заката Средневековья мастера получили возможность уделять внимание игре света и теней. Свечение вокруг лиц святых создавалось при помощи золотых полос и специальных белых бликов (пробелов). Применение этих технологий позволяло художникам добавлять изображению естественный объем, а облики получали визуальную живость, подвижность и эмоциональность.
Эпоха правления династии Палеологов стала финальным этапом в развитии Византийской империи. Это был последний период расцвета православной культуры и искусства. Грандиозные, масштабные памятники живописи, иконописи и архитектуры, восхитительные сияющие мозаики и монументальные фрески на протяжении многих столетий радуют глаз своей красотой и естественностью, точностью воплощения замыслов сотен, тысяч великих мастеров. А ведь имена многих из них в анналах истории не сохранились.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия