Начало эпохи Средневековья в Византии ознаменовалось стремительным, повсеместным распространением христианства. Это обстоятельство привело к появлению огромного количества храмов.
Христианское средневековое религиозное сооружение значительно отличается от культовых построек эпохи Античности. Первые храмы служили для увековечивания памяти героев-мучеников, погибших за веру в годы гонений на христианство (начальный этап становления новой религии, преследования в IV веке прекратил император Константин, объявивший ее официальной в Византии). Также в них совершались обряды крещения.
Первые христианские культовые сооружения имели круглую или квадратную форму, а их интерьеры сохранили в себе характерные черты аналогичных зданий эпохи Античности, в том числе компактность и уравновешенность. Геометрия храмов выбиралась неслучайно: круглая повторяла форму купели, прямоугольная - очертания гробницы с мощами христиан-мучеников.
Базилика
Эпоха Средневековья - время стремительного развития христианства, неустанного усиления его влияния на разум и чувства, жизненный обиход и мировоззрение людей. Религиозная доминанта ощущается во всех видах европейского искусства целого тысячелетия. Повсеместно проводились службы и обряды, для чего требовалось строительство все более крупных, вместительных храмов.
Новый тип храма, появившийся на заре Средневековья, известен под названием «базилика». Это прямоугольное здание, вытянутое по направлению с запада на восток. Колоннами постройка разделяется на три или пять продольных частей - так называемых нефов. Центральный неф, наиболее просторный и самый высокий из всех, ведет к алтарю - священному месту, расположенному в аспиде (ниша полукруглой формы). Доступ к алтарю имеют лишь священнослужители, прихожане могут любоваться этими зонами, произведениями живописного, иконописного и ювелирного искусства лишь на почтительном расстоянии.
Аспида завершает восточное «крыло» базилики граненным или полукруглым выступом. Вход в храм находится в западной части. Ближе к восточному краю сквозь собор проходит трансепт (поперечное помещение), который выступает со всех сторон здания. В результате постройка получила форму ключевого символа христианства - креста.
Сквозь окна центрального нефа в храм проникает мягкий свет. Колонны поставлены таким образом, что взоры прихожан в самые торжественные моменты службы (мессы) направлены четко в сторону алтаря.
Базилики времен Раннего Средневековья на территории Византии не сохранились. Западно-христианское церковное зодчество широко представлено в Месопотамии, Сирии, Малой Азии. Для построек использовались самые разнообразные материалы. Таким образом достигалась визуальная внушительность и монументальность соборов. Стены сирийских храмов возводились из крупных каменных блоков, потому готовые сооружения напоминают мужественные, брутальные крепости. Внутренние помещения их отделялись не колоннами-нефами, а массивными квадратными столбами. Между ними образовывались тяжелые поперечные арки.
Сочетание камня и кирпича характерно для архитектуры светлых, просторных античных (главным образом греческих) культовых построек. Внутри таких храмов можно обнаружить ряды стройных колонн с ажурными верхними частями (капителями). Характерным для старинных построек и сооружений времен Раннего Средневековья материалом считается плинфа (широкий плоский кирпич).
Одна из ключевых особенностей византийского зодчества - резкое отличие внутреннего убранства базилик от их внешнего вида. Первые базилики проектировались на основе античных образцов. Все древнегреческие и древнеримские культовые сооружения были посвящены какому-либо божеству. Каждая постройка считалась земной обителью небожителя, местом проведения всевозможных празднеств и ритуалов в его честь. Жертвоприношения совершались напротив входа в здание, на специальной открытой площади. Древние храмы и соборы обязательно венчал образ божественного «хозяина».
Христианские ритуальные сооружения выполняли совсем иную функцию. С самого начала господства новой религии они служили для отделения человека от повседневности и мирской суеты, приобщения его к идеальному, совершенному пространству божественно прекрасных небесных сфер.
Главной задачей художников и зодчих при создании средневекового христианского храма было обеспечение достойного внутреннего убранства. Впечатляет та аскетичная простота, с которой мастера оформляли интерьеры базилик. Снаружи первые базилики выделяются подчеркнутой строгостью. Византийские храмы отличаются тем, что там со скромным фасадом контрастирует пышное, помпезное, роскошное внутреннее убранство. Все это, согласно господствовавшему тогда мировоззрению, должно было ассоциироваться с образом христианина - внешне простого, строгого, аскетичного, зато внутри невообразимо богатого.
Уже самые первые византийские соборы возводились из ценных пород камня, щедро декорировались самой тонкой, изысканной резьбой, шедеврами иконописи, изобразительного, ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
На территории Византии существует немало ритуальных построек, представляющих собой нечто среднее между храмом и мавзолеем. Подобные здания отличаются строгой цилиндрической формой. Самые яркие, радующие глаз элементы тонкой работой лучших художников, архитекторов и ювелиров находятся внутри.
Пример постройки этого вида - огромная массивная ротонда Святого Георгия (IV-V вв.), преобразованная византийскими специалистами из римского строения. Она находится в крупном художественном центре на территории Греции, в Салониках (ранее это место называлось Фессалоники). Внутри этого строения пространство решено с учетом традиций Античности. Стены декорированы огромными мозаичными изображениями святых и мифических существ. Эта яркая, живописная красота располагается на золотом фоне. Драгоценное покрытие призвано создавать эффект погружения людей в райский, загробный мир.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Христианское средневековое религиозное сооружение значительно отличается от культовых построек эпохи Античности. Первые храмы служили для увековечивания памяти героев-мучеников, погибших за веру в годы гонений на христианство (начальный этап становления новой религии, преследования в IV веке прекратил император Константин, объявивший ее официальной в Византии). Также в них совершались обряды крещения.
Первые христианские культовые сооружения имели круглую или квадратную форму, а их интерьеры сохранили в себе характерные черты аналогичных зданий эпохи Античности, в том числе компактность и уравновешенность. Геометрия храмов выбиралась неслучайно: круглая повторяла форму купели, прямоугольная - очертания гробницы с мощами христиан-мучеников.
Базилика
Эпоха Средневековья - время стремительного развития христианства, неустанного усиления его влияния на разум и чувства, жизненный обиход и мировоззрение людей. Религиозная доминанта ощущается во всех видах европейского искусства целого тысячелетия. Повсеместно проводились службы и обряды, для чего требовалось строительство все более крупных, вместительных храмов.
Новый тип храма, появившийся на заре Средневековья, известен под названием «базилика». Это прямоугольное здание, вытянутое по направлению с запада на восток. Колоннами постройка разделяется на три или пять продольных частей - так называемых нефов. Центральный неф, наиболее просторный и самый высокий из всех, ведет к алтарю - священному месту, расположенному в аспиде (ниша полукруглой формы). Доступ к алтарю имеют лишь священнослужители, прихожане могут любоваться этими зонами, произведениями живописного, иконописного и ювелирного искусства лишь на почтительном расстоянии.
Аспида завершает восточное «крыло» базилики граненным или полукруглым выступом. Вход в храм находится в западной части. Ближе к восточному краю сквозь собор проходит трансепт (поперечное помещение), который выступает со всех сторон здания. В результате постройка получила форму ключевого символа христианства - креста.
Сквозь окна центрального нефа в храм проникает мягкий свет. Колонны поставлены таким образом, что взоры прихожан в самые торжественные моменты службы (мессы) направлены четко в сторону алтаря.
Базилики времен Раннего Средневековья на территории Византии не сохранились. Западно-христианское церковное зодчество широко представлено в Месопотамии, Сирии, Малой Азии. Для построек использовались самые разнообразные материалы. Таким образом достигалась визуальная внушительность и монументальность соборов. Стены сирийских храмов возводились из крупных каменных блоков, потому готовые сооружения напоминают мужественные, брутальные крепости. Внутренние помещения их отделялись не колоннами-нефами, а массивными квадратными столбами. Между ними образовывались тяжелые поперечные арки.
Сочетание камня и кирпича характерно для архитектуры светлых, просторных античных (главным образом греческих) культовых построек. Внутри таких храмов можно обнаружить ряды стройных колонн с ажурными верхними частями (капителями). Характерным для старинных построек и сооружений времен Раннего Средневековья материалом считается плинфа (широкий плоский кирпич).
Одна из ключевых особенностей византийского зодчества - резкое отличие внутреннего убранства базилик от их внешнего вида. Первые базилики проектировались на основе античных образцов. Все древнегреческие и древнеримские культовые сооружения были посвящены какому-либо божеству. Каждая постройка считалась земной обителью небожителя, местом проведения всевозможных празднеств и ритуалов в его честь. Жертвоприношения совершались напротив входа в здание, на специальной открытой площади. Древние храмы и соборы обязательно венчал образ божественного «хозяина».
Христианские ритуальные сооружения выполняли совсем иную функцию. С самого начала господства новой религии они служили для отделения человека от повседневности и мирской суеты, приобщения его к идеальному, совершенному пространству божественно прекрасных небесных сфер.
Главной задачей художников и зодчих при создании средневекового христианского храма было обеспечение достойного внутреннего убранства. Впечатляет та аскетичная простота, с которой мастера оформляли интерьеры базилик. Снаружи первые базилики выделяются подчеркнутой строгостью. Византийские храмы отличаются тем, что там со скромным фасадом контрастирует пышное, помпезное, роскошное внутреннее убранство. Все это, согласно господствовавшему тогда мировоззрению, должно было ассоциироваться с образом христианина - внешне простого, строгого, аскетичного, зато внутри невообразимо богатого.
Уже самые первые византийские соборы возводились из ценных пород камня, щедро декорировались самой тонкой, изысканной резьбой, шедеврами иконописи, изобразительного, ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
На территории Византии существует немало ритуальных построек, представляющих собой нечто среднее между храмом и мавзолеем. Подобные здания отличаются строгой цилиндрической формой. Самые яркие, радующие глаз элементы тонкой работой лучших художников, архитекторов и ювелиров находятся внутри.
Пример постройки этого вида - огромная массивная ротонда Святого Георгия (IV-V вв.), преобразованная византийскими специалистами из римского строения. Она находится в крупном художественном центре на территории Греции, в Салониках (ранее это место называлось Фессалоники). Внутри этого строения пространство решено с учетом традиций Античности. Стены декорированы огромными мозаичными изображениями святых и мифических существ. Эта яркая, живописная красота располагается на золотом фоне. Драгоценное покрытие призвано создавать эффект погружения людей в райский, загробный мир.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия