Исторически сложилось так, что страны мусульманского Востока сыграли важную роль в становлении и дальнейшем развитии многих государств Старого и Нового Света. В частности, огромное значение в планетарном масштабе приняли культурные традиции стран, исповедующих ислам. Самая молодая религия на долгие столетия определила направление развития творчества и искусства.
Восточные страны имеют значительные достижения в разных областях научного и прекрасного, в том числе в поэзии и медицине, философии и математике, астрономии и географии, истории и литературе. Истинные мастера создавали изящные, изысканные, удивительно тонкие изделия, давно уже признанные шедеврами на мировом уровне.
Ближне- и средневосточный мусульманский регион включает в себя множество стран, в том числе Египет, Сирию, Иран, Ирак, Азербайджан, Турцию, Афганистан, Марокко, Тунис, Алжир, а также часть территории Испании, пережившей продолжительный период господства исламских захватчиков. Крупные города и провинции этих государств поражают грандиозными, великолепными, роскошными, богатыми сооружениями.
На мусульманском Востоке зародился новый тип религиозной постройки - мечеть (в дословном переводе - место поклонения) с башнями-минаретами. Там же возникли роскошные дворцы, мусульманские училища (медресе), совмещающие в себе функции учебного заведения общеобразовательного типа и исламской духовной семинарии, библиотеки, мавзолеи, госпитали, караван-сараи (постоялые дворы в городах, их воздвигали на путях движения торговых караванов) и крытые рынки.
Странам Ближнего и Среднего Востока свойственен жаркий климат и длительные засухи, поэтому там исконно существует необходимость в бесперебойных источниках прохладной чистой питьевой воды. Инженерная мысль уже в древние времена привела к появлению многочисленных фонтанов, поверхностных и подземных искусственных водоемов. В «горячем» регионе учитывали опыт Римской империи, поэтому там повсеместно сооружались бани наподобие терм.
Восточные мастера быстро овладевали строительными техниками своих западных коллег. Их выдающиеся способности привели к возникновению самобытных форм сводчатых перекрытий сооружений из глины, камня и кирпича. Художники будоражили воображение оригинальными орнаментами, декором зданий и бытовой утвари.
Расцвет восточного изобразительного искусства приходится на промежуток между X и XV веками. Достижения мусульманских народов в области культуры и искусства на этапе становления самой молодой религии превосходили творения европейских мастеров аналогичного периода. Арабские ученые и мыслители развивали навыки перевода со многих языков, поэтому им были доступны труды античных философов, медиков, звездочетов и других деятелей науки. Их кропотливый труд позволил сохранить для потомков на Западе и Востоке многие бесценные трактаты, статьи, чертежи и артефакты.
Мусульманское искусство выделяется тем, что оно изначально должно было воздействовать на людей не изображением, а словом. Наиболее почитаемыми святынями исламского мира были и остаются драгоценные рукописи священной книги - Корана. Согласно религиозным учениям, Бога невозможно увидеть или почувствовать. Соответственно, свое священное писание исламисты никогда не дополняли иллюстрациями. Зато сами тексты обязательно выполняли не только познавательную, но и декоративную функцию. Мастера каллиграфии создавали на страницах настоящие шедевры.
Красивое письмо в исламском искусстве занимает почетное место. Специалисты узкого профиля создавали самые оригинальные, изощренные, неподражаемые вариации авторских почерков. Постепенно каллиграфия стала рассматриваться как один из вариантов орнамента, ей отводилась доминирующая роль в средневековом изобразительном искусстве стран Восточного региона. Чаще всего мастера использовали геометрические и растительные мотивы, а также сложные, ювелирно тонкие и точные надписи.
Орнаменты воспринимались как «музыка для глаз». Для средневековых художников в мусульманских странах они представляли собой основное поле для творческого развития, самопознания и выражения. Новые формы письма, узоров и всевозможных завитушек возникали чуть ли не ежедневно. Это обстоятельство несколько скрашивало отсутствие других видов изобразительного искусства, в частности, живописи и графики.
В странах исламского региона в эпоху Средневековья значительных высот достигли почти все виды искусства: литература, поэзия, музыка, каллиграфия, орнамент, архитектура, живописные ремесла, книжная миниатюра и т.д. Это стало возможным, когда религиозная составляющая в общественной жизни перестала играть главенствующую роль. Тогда уже ничто не мешало интенсивной эволюции светских направлений Прекрасного.
Очень важная роль в искусстве отводилась математике. Эта наука помогала создавать по-настоящему красивые, благородные, четко выверенные, удобные для созерцания шедевры. В восточных странах философы, поэты и музыканты придерживались теории, согласно которой ритм земной жизни определяется ритмом музыки небесных сфер. Необычные природные явления, разные движения в атмосфере приводили к созданию новых, ныне естественных и привычных форм стихосложения и музыкальных темпов.
Математика считалась не только основой всех естественных наук, но и фундаментом большинства видов искусства. Ученые небезосновательно предполагали, что ее влияние ощутимо при погружении в музыкальные и поэтические, литературные и архитектурные шедевры.
Историки признают искусство исламского востока эпохи Средневековья творениями высокой поэтической образности. Оно уникально и самобытно для каждой отдельной страны региона.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Восточные страны имеют значительные достижения в разных областях научного и прекрасного, в том числе в поэзии и медицине, философии и математике, астрономии и географии, истории и литературе. Истинные мастера создавали изящные, изысканные, удивительно тонкие изделия, давно уже признанные шедеврами на мировом уровне.
Ближне- и средневосточный мусульманский регион включает в себя множество стран, в том числе Египет, Сирию, Иран, Ирак, Азербайджан, Турцию, Афганистан, Марокко, Тунис, Алжир, а также часть территории Испании, пережившей продолжительный период господства исламских захватчиков. Крупные города и провинции этих государств поражают грандиозными, великолепными, роскошными, богатыми сооружениями.
На мусульманском Востоке зародился новый тип религиозной постройки - мечеть (в дословном переводе - место поклонения) с башнями-минаретами. Там же возникли роскошные дворцы, мусульманские училища (медресе), совмещающие в себе функции учебного заведения общеобразовательного типа и исламской духовной семинарии, библиотеки, мавзолеи, госпитали, караван-сараи (постоялые дворы в городах, их воздвигали на путях движения торговых караванов) и крытые рынки.
Странам Ближнего и Среднего Востока свойственен жаркий климат и длительные засухи, поэтому там исконно существует необходимость в бесперебойных источниках прохладной чистой питьевой воды. Инженерная мысль уже в древние времена привела к появлению многочисленных фонтанов, поверхностных и подземных искусственных водоемов. В «горячем» регионе учитывали опыт Римской империи, поэтому там повсеместно сооружались бани наподобие терм.
Восточные мастера быстро овладевали строительными техниками своих западных коллег. Их выдающиеся способности привели к возникновению самобытных форм сводчатых перекрытий сооружений из глины, камня и кирпича. Художники будоражили воображение оригинальными орнаментами, декором зданий и бытовой утвари.
Расцвет восточного изобразительного искусства приходится на промежуток между X и XV веками. Достижения мусульманских народов в области культуры и искусства на этапе становления самой молодой религии превосходили творения европейских мастеров аналогичного периода. Арабские ученые и мыслители развивали навыки перевода со многих языков, поэтому им были доступны труды античных философов, медиков, звездочетов и других деятелей науки. Их кропотливый труд позволил сохранить для потомков на Западе и Востоке многие бесценные трактаты, статьи, чертежи и артефакты.
Мусульманское искусство выделяется тем, что оно изначально должно было воздействовать на людей не изображением, а словом. Наиболее почитаемыми святынями исламского мира были и остаются драгоценные рукописи священной книги - Корана. Согласно религиозным учениям, Бога невозможно увидеть или почувствовать. Соответственно, свое священное писание исламисты никогда не дополняли иллюстрациями. Зато сами тексты обязательно выполняли не только познавательную, но и декоративную функцию. Мастера каллиграфии создавали на страницах настоящие шедевры.
Красивое письмо в исламском искусстве занимает почетное место. Специалисты узкого профиля создавали самые оригинальные, изощренные, неподражаемые вариации авторских почерков. Постепенно каллиграфия стала рассматриваться как один из вариантов орнамента, ей отводилась доминирующая роль в средневековом изобразительном искусстве стран Восточного региона. Чаще всего мастера использовали геометрические и растительные мотивы, а также сложные, ювелирно тонкие и точные надписи.
Орнаменты воспринимались как «музыка для глаз». Для средневековых художников в мусульманских странах они представляли собой основное поле для творческого развития, самопознания и выражения. Новые формы письма, узоров и всевозможных завитушек возникали чуть ли не ежедневно. Это обстоятельство несколько скрашивало отсутствие других видов изобразительного искусства, в частности, живописи и графики.
В странах исламского региона в эпоху Средневековья значительных высот достигли почти все виды искусства: литература, поэзия, музыка, каллиграфия, орнамент, архитектура, живописные ремесла, книжная миниатюра и т.д. Это стало возможным, когда религиозная составляющая в общественной жизни перестала играть главенствующую роль. Тогда уже ничто не мешало интенсивной эволюции светских направлений Прекрасного.
Очень важная роль в искусстве отводилась математике. Эта наука помогала создавать по-настоящему красивые, благородные, четко выверенные, удобные для созерцания шедевры. В восточных странах философы, поэты и музыканты придерживались теории, согласно которой ритм земной жизни определяется ритмом музыки небесных сфер. Необычные природные явления, разные движения в атмосфере приводили к созданию новых, ныне естественных и привычных форм стихосложения и музыкальных темпов.
Математика считалась не только основой всех естественных наук, но и фундаментом большинства видов искусства. Ученые небезосновательно предполагали, что ее влияние ощутимо при погружении в музыкальные и поэтические, литературные и архитектурные шедевры.
Историки признают искусство исламского востока эпохи Средневековья творениями высокой поэтической образности. Оно уникально и самобытно для каждой отдельной страны региона.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия