Виниловые пластинки. Что же они собой представляют и чем выделяются? И почему же они именно «виниловые»? Что такое винил?
Посмотрим в словаре. Винил — углеводородный радикал, производное этилена, а если быть точнее, то грампластинки есть не что иное, как поливинилхлорид. Вряд ли кому-то в голову придет сказать «эй, давай послушаем поливинилхлорид!» или «захвати с собой несколько интересных поливинилхлоридов». Это будет выглядеть, по меньшей мере, странно. Но даже такие слова как «грампластинка» или «грамзапись» в наши дни можно услышать достаточно редко.
Значит ли это, что виниловые пластинки устарели? Отчасти. При упоминании о них у каждого человека выстраивается свой ассоциативный ряд: для кого-то это времена его молодости, для кого-то – возможность окунуться в уютную атмосферу прошлого или получить эстетическое наслаждение, а для кого-то – цель всей жизни и предмет для коллекционирования.
Когда же была эпоха винила? В конце XIX и на протяжении XX веков виниловые пластинки были очень широко распространены и до появления компактных дисков являлись одним из самых популярных способов распространения аудиозаписей. Если грампластинки так устарели, неужели их участь теперь пылиться где-то на полках и в ящиках? Это было бы крайне несправедливо.
Поэтому в октябре в «Гараже» открылась выставка коллекционера Ги Шранена «Эпоха винила: художники и музыканты», где представлены более 700 альбомов, обложки, аудиокассеты, всевозможные журналы и каталоги.
Выставку открывают работы предшественников эпохи винила, а так же показаны самые первые появившиеся пластинки.
Далее представлено искусство в стиле поп-арт, ярким представителем которого является Энди Уорхол, известный тем, что «штамповал» изображения. Он даже выкрасил свой дом на Манхеттене серебристой краской и назвал «Фабрика», а его работы часто ассоциируются с полками супермаркета.
На выставке мы видим примеры его оформления обложек, самой яркой из которых, пожалуй, является обложка для альбома группы «The Rolling Stones».
Также можно увидеть пластинки Рэймонда Пэттибона для скандальной американской группы «Black Flag», исполняющую музыку в стиле хард-рок и хард-кор, или альбомы с различной индустриальной музыкой.
Очень интересен принцип работы известного перформансиста Романа Опалко. Сначала он просто записывал цифры, а затем говорил их – это и составляло основу его творчества. Позже стал снимать себя, а через какое-то время начал писать на темно-сером фоне цифры белой краской. Когда ему это несколько надоело, Роман с каждой работой стал делать фон на тон ниже, пока не получился почти белый цвет, на котором были белые цифры. Это означало, что его творчество должно само исчерпать себя и исчезнуть само собой.
А художница Ханне Дарбовен рассматривала ноты с эстетической стороны и рисовала из них какую-то определенную картинку, а уже потом можно было послушать, какая же музыка из этого получилась.
Отдельного внимания заслуживает американская исполнительница Лаура Андерсон и один из её самых известных синглов «O Superman». В своих песнях Лаура скорее говорит, чем поет, а сама музыка очень интересна, потому что в своем творчестве певица использует много синтезаторов.
В другом зале одним из самых известных экспонатов является пластинка сделанная в виде пилы, а также показано оформление пластинок разными художниками.
Наиболее интересны из них работа Юргиса Мачюнеса – одного из известных художников и композиторов движения Флюксус - «Musicforeveryman»и работы Брайна Ино, которые он сам оформлял.
В одной из частей зала представлены «Беззвучные работы». Почему же беззвучные? Здесь собраны различные креативные оформления нотных грамот, например, есть ноты Джона Кейджа, который тоже является известным композитором Флюксуса.
Можно увидеть пластинки, которые шли в дополнение к каким-то изданиям, перформансы шуточного ансамбля Дитера Рота и актеров, с которыми он работал, плакаты к их выступлениям.
Очень интересны пластинки, у которых менялась центральная часть; было 8 смежных лейблов, каждый из которых можно было отклеить и приклеить свои собственные. Так на одном диске, например, была музыка для свободного времени, на другом музыка для праздников и так далее.
Невозможно без удивления смотреть на портреты художницы, которая заматывала себя веревками — видимо, с этим и была связана музыка на пластинке, которая была издана в студии Ги Шранена, коллекционера данной выставки.
И, конечно, было бы крайне несправедливо обойти стороной такой экспонат как пластинка, где присутствуют 500 дорожек, на каждой из которых записи разных исполнителей.
Стоит так же отметить, что в одном из залов можно по каталогу выбрать любого из представленных на выставке исполнителей и послушать то, что они исполняли. Например, можно найти записи Сальвадора Дали.
Выставка производит неизгладимое впечатление, а приятные и вежливые работники с радостью готовы помочь и рассказать что-нибудь интересное.
Так что сходите, и вы не пожалеете.
Но вернёмся к вопросу: если виниловые пластинки считаются пережитком прошлого, значит ли это, что скоро они и вовсе «умрут»?
Ответ нет. Пластинки будут жить, потому что всегда найдутся ценители, готовые показать людям всё их многообразие и открыть перед глазами целый неповторимый мир.
Ксения Мальцева
Фотографии автора
Посмотрим в словаре. Винил — углеводородный радикал, производное этилена, а если быть точнее, то грампластинки есть не что иное, как поливинилхлорид. Вряд ли кому-то в голову придет сказать «эй, давай послушаем поливинилхлорид!» или «захвати с собой несколько интересных поливинилхлоридов». Это будет выглядеть, по меньшей мере, странно. Но даже такие слова как «грампластинка» или «грамзапись» в наши дни можно услышать достаточно редко.
Значит ли это, что виниловые пластинки устарели? Отчасти. При упоминании о них у каждого человека выстраивается свой ассоциативный ряд: для кого-то это времена его молодости, для кого-то – возможность окунуться в уютную атмосферу прошлого или получить эстетическое наслаждение, а для кого-то – цель всей жизни и предмет для коллекционирования.
Когда же была эпоха винила? В конце XIX и на протяжении XX веков виниловые пластинки были очень широко распространены и до появления компактных дисков являлись одним из самых популярных способов распространения аудиозаписей. Если грампластинки так устарели, неужели их участь теперь пылиться где-то на полках и в ящиках? Это было бы крайне несправедливо.
Поэтому в октябре в «Гараже» открылась выставка коллекционера Ги Шранена «Эпоха винила: художники и музыканты», где представлены более 700 альбомов, обложки, аудиокассеты, всевозможные журналы и каталоги.
Выставку открывают работы предшественников эпохи винила, а так же показаны самые первые появившиеся пластинки.
Далее представлено искусство в стиле поп-арт, ярким представителем которого является Энди Уорхол, известный тем, что «штамповал» изображения. Он даже выкрасил свой дом на Манхеттене серебристой краской и назвал «Фабрика», а его работы часто ассоциируются с полками супермаркета.
На выставке мы видим примеры его оформления обложек, самой яркой из которых, пожалуй, является обложка для альбома группы «The Rolling Stones».
Также можно увидеть пластинки Рэймонда Пэттибона для скандальной американской группы «Black Flag», исполняющую музыку в стиле хард-рок и хард-кор, или альбомы с различной индустриальной музыкой.
Очень интересен принцип работы известного перформансиста Романа Опалко. Сначала он просто записывал цифры, а затем говорил их – это и составляло основу его творчества. Позже стал снимать себя, а через какое-то время начал писать на темно-сером фоне цифры белой краской. Когда ему это несколько надоело, Роман с каждой работой стал делать фон на тон ниже, пока не получился почти белый цвет, на котором были белые цифры. Это означало, что его творчество должно само исчерпать себя и исчезнуть само собой.
А художница Ханне Дарбовен рассматривала ноты с эстетической стороны и рисовала из них какую-то определенную картинку, а уже потом можно было послушать, какая же музыка из этого получилась.
Отдельного внимания заслуживает американская исполнительница Лаура Андерсон и один из её самых известных синглов «O Superman». В своих песнях Лаура скорее говорит, чем поет, а сама музыка очень интересна, потому что в своем творчестве певица использует много синтезаторов.
В другом зале одним из самых известных экспонатов является пластинка сделанная в виде пилы, а также показано оформление пластинок разными художниками.
Наиболее интересны из них работа Юргиса Мачюнеса – одного из известных художников и композиторов движения Флюксус - «Musicforeveryman»и работы Брайна Ино, которые он сам оформлял.
В одной из частей зала представлены «Беззвучные работы». Почему же беззвучные? Здесь собраны различные креативные оформления нотных грамот, например, есть ноты Джона Кейджа, который тоже является известным композитором Флюксуса.
Можно увидеть пластинки, которые шли в дополнение к каким-то изданиям, перформансы шуточного ансамбля Дитера Рота и актеров, с которыми он работал, плакаты к их выступлениям.
Очень интересны пластинки, у которых менялась центральная часть; было 8 смежных лейблов, каждый из которых можно было отклеить и приклеить свои собственные. Так на одном диске, например, была музыка для свободного времени, на другом музыка для праздников и так далее.
Невозможно без удивления смотреть на портреты художницы, которая заматывала себя веревками — видимо, с этим и была связана музыка на пластинке, которая была издана в студии Ги Шранена, коллекционера данной выставки.
И, конечно, было бы крайне несправедливо обойти стороной такой экспонат как пластинка, где присутствуют 500 дорожек, на каждой из которых записи разных исполнителей.
Стоит так же отметить, что в одном из залов можно по каталогу выбрать любого из представленных на выставке исполнителей и послушать то, что они исполняли. Например, можно найти записи Сальвадора Дали.
Выставка производит неизгладимое впечатление, а приятные и вежливые работники с радостью готовы помочь и рассказать что-нибудь интересное.
Так что сходите, и вы не пожалеете.
Но вернёмся к вопросу: если виниловые пластинки считаются пережитком прошлого, значит ли это, что скоро они и вовсе «умрут»?
Ответ нет. Пластинки будут жить, потому что всегда найдутся ценители, готовые показать людям всё их многообразие и открыть перед глазами целый неповторимый мир.
Ксения Мальцева
Фотографии автора