интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Хронограф » Загадка по имени Виктор Цой

 
 
 

Загадка по имени Виктор Цой

Автор: от 15-08-2010, 15:50, посмотрело: 6179

«Кукушка» явилась одной из, так называемых, пророческих песен в жизни Виктора Цоя. «Песен еще ненаписанных, сколько?» - обращается Цой к кукушке. Та, в свою очередь, не заставила себя долго ждать и дала ответ, который не понравился всем, кто любил Виктора и его творческую деятельность.

«Песен еще ненаписанных, сколько?»

Мерный стук сердца… Одна секунда могла бы решить все, но ее не было. Из оперативной сводки Латвийской государственной автомобильной инспекции от 15 августа 1990 года стало известно о столкновении Москвича белого цвета и рейсового автобуса Икарус на 35-м километре трассы Слока-Талси у поворота на Тукумс. Номера у машины разобрать уже было невозможно. За рулем белого Москвича сидел Виктор Робертович Цой – советский рок-музыкант. По данным следствия стало известно, что водитель Москвича не справился с управлением – он летел на машине под 130 километров в час.

«Следи за собой, будь осторожен!» - строчка из песни Виктора Цоя. Так почему же он не последовал написанному и не уберег себя от гибели? Это остается загадкой, которую и по сей день никто не решил.

Алексей Учитель – российский кинорежиссер – предполагает, что виной аварии стал вовсе не сон Виктора, а то, что тот «ушел в себя» и позабыл о реальности. Возможно, он задумался над очередной идеей и так сильно погрузился в мысли, что перестал видеть, что происходит вокруг, перестал контролировать свои действия.

Из результатов патолого-анатомического анализа специальной группы Латвийского республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы города Риги от 20 августа 1990 года стало известно, что Виктор Цой накануне трагической гибели был абсолютно трезв. Проанализировав клетки мозга, патологоанатомы пришли к выводу, что Виктор уснул за рулем… скорее всего, сказалось переутомление…

Еще при жизни Виктор Цой являл собой загадку. Загадкой он жил, и загадкой умер…

Хочу перемен!

Виктор Цой родился в Петербурге 21 июня 1962 года. Во всех биографиях звезды русского рока обязательно упоминается, что он пошел в школу, где работала его мать, и даже сменил вместе с ней три учебных заведения. Однако про то, что Цой окончил среднюю художественную школу, говорится как бы между делом, а ведь именно там началась его карьера музыканта. В этих стенах Виктор Цой познакомился с Максимом Пашковым, ставшим лидером группы «Палата №6», где будущий солист «Кино» начинал как бас-гитарист. Пашков буквально втянул своего друга в мир рок-н-ролла, однако, пребывание Цоя в этой группе было недолгим.

Второй в жизни Виктора Цоя музыкальный коллектив сложился осенью 1981-го года, и называлось это трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя «Гарин…» превратился в дуэт и получил новое название, простое, как говорил сам Виктор Цой, потому что у всех на виду и на слуху, коллектив окрестили «Кино». В это время Цой уже учился в СГПТУ – 61, по специальности резчика по дереву, куда попал после исключения «за неуспеваемость» из художественного училища им. В.Серова. Вердикт, вынесенный руководством училища, имеет свою подноготную. Цой вовсе не был бездарен в живописи, и его работы говорят, скорее, об обратном. Но свободолюбивый характер молодого человека проявлялся здесь в полной силе: его невозможно было заставить что-то делать, хочет – рисует, хочет – нет; это заметил еще преподаватель ИЗО, в то время, когда Виктор Цой учился в четвертом классе.

Эта сила характера, возможно, и помогла группе «Кино» заявить о себе, не сломаться, ведь у ребят, играющих запрещенную в Советском Союзе музыку, возникала масса бытовых проблем, в том числе и с трудоустройством. Цой сам сменил несколько профессий и мест работы. Но, несмотря на личные проблемы членов группы и ее изменяющийся состав (окончательный состав коллектива появился только в 1984 году), «Кино» приобрел небывалую известность. Здесь надо отдать должное мастодонтам русского рока, в частности Борису Гребенщикову, который, услышав, как поет Цой, предложил свою помощь. Под руководством БГ «киношники» записали первый альбом, общее время которого составляло 45 минут, отсюда и название, позже из него была исключена песня «Я – асфальт», но «имя» пластинки осталось прежним. Далее последовал альбом «46», как результат творческого дуэта Виктора Цоя и Юрия Каспаряна, после ухода из группы Алексея Рыбина. Следующая большая работа «Кино», название которой непосредственно связано с новым местом работы Цоя, проходила не только под руководством, но и с непосредственным участием музыкантов группы «Аквариум». И вот три недели беспрерывной, но довольно спонтанной работы вылились в альбом «Начальник Камчатки». К слову, Гребенщиков и позже оказывал поддержку Цою, их группы проводили совместные концерты, участвовали в записи альбомов друг друга, не осталось в стороне и общее для двух лидеров увлечение восточной культурой.

БГ влиял на Виктора Цоя, но в положительную сторону, и творчество последнего до конца осталось самобытным, неповторимым. Режиссер дебютной картины Цоя «Конец каникул» Сергей Лысенко так вспоминает свое первое знакомство в 1895-м с музыкой «Кино»: «…я уже слушал к тому времени «Аквариум» и «Зоопарк», но песни Цоя совершенно не вписывались в уже привычные рамки русского рока, все было очень свежо и оригинально». Так родилась идея съемок музыкального фильма, где в главных ролях были музыканты «Кино».

Вообще, 1985 год для Цоя оказался насыщенным событиями: свадьба с Марьяной и рождение сына, еще одно звание лауреата и диплом за лучшие тексты на фестивале рок-клуба. Год назад (1984), помимо этого титула на втором фестивале получила признание композиция Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», как лучшая антивоенная песня.

В 1985 начинается и работа над альбомом «Ночь», оказавшаяся черновой. Бросив запись «Ночи», которая выйдет позже, в новом, 1986 году, Цой занялся работой над новым альбомом «Это не любовь», самым позитивным творением группы «Кино», по мнению журналиста Андрея Бурлака. Чуть позже проходит большой совместный концерт «Кино», «Алисы» и «Аквариума» во дворце культуры МИИТ, в этом же составе музыканты записывают сплит-сборник Red Wave (Красная волна), контрабандой вывезенный из СССР и распространившийся в Калифорнии.

В 1988 году вышел самый интересный и зрелый, по мнению критиков, альбом «Кино» - «Группа крови», который так же был издан в США («Blood Type»), и действительно стал выдающейся работой музыкантов. Дело даже не в том, что почти все песни стали хитами, этим могли похвастаться и более ранние пластинки «киношников», - работа над альбомом продолжалась около двух лет, поэтому вполне логично, что результат превзошел все прочие опыты как в философском, так и в техническом плане. Последние пластинки, выпущенные при жизни Цоя, увидели свет в 1989, «Последний герой» и «Звезда по имени солнца», оказались не менее популярны и любимы для поклонников творчества музыканта, чем «Группа крови». А вот выход «Черного альбома», названного так не только из-за цвета обложки, звезда русского рока так и не увидел.

Помимо записи пластинок в период 1986-1987 годов Цой снимается в фильмах «Конец каникул» (С. Лысенко), «Йя-Хха» Рашида Нугманова (короткометражка), «Рок» Алексея Учителя, «Асса» Сергея Соловьева и «Игла» также Рашида Нугманова. Вообще Виктор Цой никогда не ограничивался только музыкой. Одно время он действительно хотел стать художником, однако в училище им.Серова ему многое было неинтересно. Мать музыканта вообще была уверенна, что его исключение из училища – это показатель гонения на рокеров и других неформалов, чье творчество противоречило официальной идеологии. Однако живописью Цой продолжал заниматься в свободное время, которого у него, конечно, оставалось совсем мало.
С детства музыканту прививали любовь к хорошей литературе, и помимо текстов песен у него был собственный опыт в прозе – рассказ «Романс». Вообще, как и все талантливые люди, Виктор Робертович Цой оказался крайне неординарной личностью. Учеба давалась молодому человеку легко, но, видимо, наскучила ему и к концу обучения в школе появились тройки, а ПТУ, в которое Виктор поступил после Художественного училища и работы на заводе, вообще окончил со справкой, хотя был талантливым резчиком по дереву. Позже просто для себя он мастерски вырезал традиционные японские фигурки нэцке.

«Он все делал очень легко, если уж за что-то брался. Когда получал водительские права, а было это, если не ошибаюсь, осенью 89-го, я сидел третьим в машине, где Виктор с инструктором совершали «первую ходку». Так вот, он сел и поехал. Я не поверил, что он сделал это впервые, но так и было. Я понимаю, сейчас говорить, что он был такой звонкий, ловкий - трудно, но так и было. Так же и английский выучил - с нуля, буквально за полгода. И когда мы были в Дании, и в Копенгагене он давал интервью на радио на английском. Лихо у него это получалось», - вспоминает менеджер группы «Кино» Юрий Белишкин.

Кумир миллионов, Цой имел своих собственных кумиров. Безумно нравился Цою Брюс Ли – мастер кун-фу, своим участием превращавший малоискусные боевики в довольно неплохие фильмы. Как ни странно, молодой рокер очень неплохо относился к творчеству Розенбаума, а уж репертуар Боярского и в театре, и на сцене знал практически наизусть.

Внешне Виктор Цой казался уверенным, даже напыщенным, но друзья и коллеги знали его как человека робкого, застенчивого, скрытного. Текст и музыка его песен просты, но до сих не теряют своей популярности. И сам Цой и его песни во всей их противоречивости и нестандартности, стали уже легендой. Цой и посмертно жив в наших сердцах…

Звезды останутся здесь…

Поклонники творчества Виктора Цоя могут посетить четыре самых значимых места в России (в Петербурге: памятник на могиле Виктора Цоя, его квартира, котельная, где работал Виктор и стена Цоя, находящаяся в Москве), чтобы вернуться в прошлое и соприкоснуться со своим кумиром. Одним из таких мест является памятник на могиле Цоя, находящийся в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. Ранее памятник забрали на реставрацию, но к сроку обещали вернуть. И вот этот срок настал. В этом году 15 августа к могиле Виктора съедутся тысячи его поклонников, чтобы почтить память любимого певца и композитора.

Дискография:

1982 год – «45» (сорок пять) - дебютный альбом «Кино», в котором, по словам Алексея Рыбина «нет сомнительных мест». Виктор Цой очень серьезно следил за качеством песен для первой пластинки. Практически все композиции были зарисовками реальной жизни молодых музыкантов. Так «восьмиклассницей» оказалась вполне реальная девушка, с которой Цой познакомился в ПТУ, а электричка, которая «везёт меня туда, куда я не хочу», каждый день увозила Цоя на работу и учебу.

1983 год – «46» (сорок шесть) – тематика альбома продолжает линию городской романтики, избранную Цоем в предыдущей пластинке. Помимо основных участников группы «Кино», над записью альбома работал Юрий Каспарян, позднее, влившийся в коллектив. Пластинка была создана на одном дыхании, пленка практически не отматывалась и не переписывалась, хотя музыканты были еще далеко не асами. Сам Цой воспринимал этот альбом как репетиционную версию к «Начальнику Камчатки», однако у звукорежиссера Алексея Вишни, было на этот счет другое мнение. Он и распространил новый альбом «Кино» без согласия самих музыкантов.

1984 год – «Начальник Камчатки» - название пластинка, как мы уже говорили напрямую связанно с котельной Камчатка, в которой работал Цой. Определяющим стилем на альбоме получался минимализм, проявившийся и в лаконизме аранжировок, и в техническом оснащении. В написании альбома большую роль сыграл Бори Гребенщиков, но, несмотря на то что во второй половине сессии он внезапно заболел, к июню альбом всё-таки был доделан.

1895 год - «Это не любовь» - альбом записан в поразительно короткие сроки после того, как Цой оставил работу над пластинкой «Ночь», особенно громких хитов эта работа не содержит, но является самой жизнеутверждающей во всем мрачноватом творчестве «киношников».

1986 год – «Ночь» - выход этой пластинки сами музыканты восприняли негативно, несмотря на то, что продана она была двухмиллионным тиражом. Коллектив от этой продажи практически ничего не получил, но временное недовольство группы искупается большим количеством хитов, которые включены в альбом, среди них «Видели ночь», «Мама Анархия», «Последний герой! И т.д.

1987 год – «Группа крови» - основная часть текстов к песням этого альбома писалась в 1986 –м, когда Цой активно снимался. Неторопливая работа над словами и аранжировкой снова дали свой результат: этот альбом называют самым зрелым в творчестве Виктора Цоя и группы «Кино».

1989 год – «Последний герой» - одна из самых правдивых песен эпохи «Перемен!» вошла именно в этот альбом, но вообще новых композиций здесь мало. В основном наполнение пластинки – это прежние работы Цоя, однако, саамы лучшие.
1989 год – «Звезда по имени солнце» - гораздо более свежая с точки зрения содержания пластинка. Но по-прежнему гениальная и по-прежнему популярная.

1990 год (доработан в 1991 году музыкантами «Кино») – «Черный альбом», последняя работа Виктора Цоя и группы «Кино». По официальной версии назван так из-за черной матовой обложки, на которой присутствовал только логотип группы. В состав этого альбома вошли буквально пророческие песни Цоя «Следи за собой», «Кукушка», тут же породив множество легенд.

Фильмография:

Йа-Хха (1986 год). Режиссер Р.Нугманов. Документальное видео
Йа-Хха – документально-игровой фильм Рашида Нугманова о русском рок-н-ролле. Короткометражный фильм Рашида Нугманова, известный тем, что в нем снялись "отцы" русского рока. Фильм совершенно бессюжетный, не игровой, скорее документальный, чем художественный — вольные зарисовки тех лет и тех славных мест — "Камчатка", питерский рок-клуб...

Конец каникул (1986 год). Режиссер С.Лысенко.
Фильм состоит из 4 клипов группы «Кино», связанных между собой другой сюжетной линией. Тем самым в фильме достигается единство сюжета и клипов. Вначале Цой сидит на ящике. «Дальше действовать будем мы» - с этой песни начинается фильм. Потом Виктору это надоедает, он бросает ящик и затем перед зрителями раскрываются дальнейшие действия. Главный герой – Виктор Цой – идет и подходит к одной витрине. За стеклом зажигается свет, и группа «Кино» исполняет песню «Закрой за мной дверь, я ухожу». При показе прогулки в парке, за кадром звучит песня «Раньше в твоих глазах отражались костры». Далее идет клип «Попробуй спеть вместе со мной».

Рок (1987 год). Режиссер А.Учитель. Документальное видео
Документальный фильм Алексея учителя, посвященный советскому року восьмидесятых годов двадцатого века. По оценке критиков, это был первый фильм, освещающий тему русского рока, снятый отечественными специалистами. Съёмки фильма проходили в местах работы рок-музыкантов, в том числе в «Камчатке».

Асса (1988 год). Режиссер С.Соловьев
Юная девушка, стосковавшись по яркой и безбедной жизни, связывает свою судьбу с крупным бандитским "авторитетом". Но есть и другая жизнь - птичья, полетная, просквозенная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана. И две эти жизни трагически сталкиваются...

Игла (1988 год). Режиссер Р.Нугманов
Моро (Виктор Цой) возвращается в Алма-Ату. Дина рада встрече, но его что-то настораживает в ней. Наблюдая за Диной и ее странными знакомыми, Моро понимает, что девушку надо спасать от наркотиков...

Последний герой (1992 год). Режиссер А.Учитель. Фильм о Викторе Цое
Фильм, посвященный памяти Виктора Цоя, легендарного музыканта, лидера группы «Кино», погибшего в автокатастрофе. В фильме снимались родственники, друзья, близкие. Отрывки из фильмов с его участием, любительские съёмки, концертные выступления.










Здесь можно посмотреть рисунки Виктора Цоя.

Материал подготовили:

Раиса Ханукаева
Таисия Белокопытова

Категория: Хронограф