Совсем недавно в московском Манеже прошла выставка одной из самых успешных российских арт-групп. Группа AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский + Владимир Фридкес) представила на выставке три самые значительные видеоработы. Все части грандиозной по затратам трилогии, начатой в 2007 и законченной в 2011, одновременно были показаны в Москве и в Берлине.
Согласно идее самих аесов видеоинсталляция «Последнее восстание» олицетворяет ад, «Пир Тримальхиона» – рай, а Allegoria Sacra – чистилище. Куратор всех трех проектов группы Ольга Свиблова рассматривает «Последнее восстание» прежде всего, как диалог с Караваджо и популярной во времена нулевых серией компьютерных игр America’s Army. Центральное место в инсталляции отводится подросткам в одежде в стиле милитари, ведущим бескровную битву. Фоном же является новый мир, фантастический и чрезвычайно пластмассовый с огромным количеством непонятно откуда взявшихся трэшевых предметов, вроде нефтевышек, мельниц, поездов и самолетов.
В 2009 видеоинсталляция «Пир Трималхиона», вторая часть трилогии, произвела фурор в рамках 53-й Венецианской биеннале. В самом названии арт-группа очевидно проводит параллели с «Сатириконом» Петрония. Перед зрителем – нарциссистический мир глянца, фешенебельный отель, посетители которого наслаждаются собой, купаясь в роскоши. Тренажеры, гольф, теннис, тайский массаж – экранизация представления о красивой жизни. Люди-манекены, отполированные до безупречности, с бесстрастными выражениями лица, ограниченный набор действий, постановочные ситуации – кажется, секрет успеха аесов на Западе раскрыт. Но не все так просто – за каждой из картин этой серии – сложная метафоричность, набор архетипических ситуаций. «Пир Тримальхиона», пожалуй, производит самое сильное впечатление. Его можно сравнить лишь с впечатлением от арт-хаусного фильма: это чувство тошноты от всей искусственности созданной ирреальности и в то же время невозможность ее преодолеть.
«Allegoria sacra» – последняя и наиболее метафоричная часть трилогии, это диалог с одноименной картиной художника Возрождения Джованни Беллини. В «Священной аллегории» персонажи вынуждены ночевать в зале ожидания аэропорта. Полицейский, священник-афроамериканец, модель, очаровательные близняшки, многодетная арабская семья, парень-хиппи, подозрительно напоминающий Иисуса, и неожиданно – рыжий кентавр – каждый из них видит свои личные сны. Поразительно, но вся эта барочная пестрота складывается в единую картинку, не портит общего впечатления, и что самое странное – не раздражает.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение трилогии: это невообразимая по мощи классическая музыка, эклектическая смесь в подборке от Генделя, Шопена, Вагнера, Чайковского до японского композитора Риодзи Икеды.
Помимо поражающих своей масштабностью и точной проработкой деталей картин, на выставке были представлены скульптурные композиции из цикла «Последнее восстание». В то же время посетители выставки могли ознакомиться с видеоматериалами, в которых сами члены творческого коллектива, а также известные галеристы, рассказывают о концепции проектов и творческом процессе.
Монументальная выставка AES+F подводит итог не только творчеству коллектива, но и всей философии нулевых, поэтому и площадка для проведения ретроспективы выбрана крайне удачно – в самом центре столицы. Художественные образы арт-группы не требуют перевода, это сакральное откровение, остроумная пародия на мир глянца в сочетании с тонким исполнением. В отличие от многих современных арт-групп АES+F сложно обвинить в китче, вы не найдете здесь псевдоискусства и претензии на оригинальность.
Валерия Родионова
Согласно идее самих аесов видеоинсталляция «Последнее восстание» олицетворяет ад, «Пир Тримальхиона» – рай, а Allegoria Sacra – чистилище. Куратор всех трех проектов группы Ольга Свиблова рассматривает «Последнее восстание» прежде всего, как диалог с Караваджо и популярной во времена нулевых серией компьютерных игр America’s Army. Центральное место в инсталляции отводится подросткам в одежде в стиле милитари, ведущим бескровную битву. Фоном же является новый мир, фантастический и чрезвычайно пластмассовый с огромным количеством непонятно откуда взявшихся трэшевых предметов, вроде нефтевышек, мельниц, поездов и самолетов.
В 2009 видеоинсталляция «Пир Трималхиона», вторая часть трилогии, произвела фурор в рамках 53-й Венецианской биеннале. В самом названии арт-группа очевидно проводит параллели с «Сатириконом» Петрония. Перед зрителем – нарциссистический мир глянца, фешенебельный отель, посетители которого наслаждаются собой, купаясь в роскоши. Тренажеры, гольф, теннис, тайский массаж – экранизация представления о красивой жизни. Люди-манекены, отполированные до безупречности, с бесстрастными выражениями лица, ограниченный набор действий, постановочные ситуации – кажется, секрет успеха аесов на Западе раскрыт. Но не все так просто – за каждой из картин этой серии – сложная метафоричность, набор архетипических ситуаций. «Пир Тримальхиона», пожалуй, производит самое сильное впечатление. Его можно сравнить лишь с впечатлением от арт-хаусного фильма: это чувство тошноты от всей искусственности созданной ирреальности и в то же время невозможность ее преодолеть.
«Allegoria sacra» – последняя и наиболее метафоричная часть трилогии, это диалог с одноименной картиной художника Возрождения Джованни Беллини. В «Священной аллегории» персонажи вынуждены ночевать в зале ожидания аэропорта. Полицейский, священник-афроамериканец, модель, очаровательные близняшки, многодетная арабская семья, парень-хиппи, подозрительно напоминающий Иисуса, и неожиданно – рыжий кентавр – каждый из них видит свои личные сны. Поразительно, но вся эта барочная пестрота складывается в единую картинку, не портит общего впечатления, и что самое странное – не раздражает.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение трилогии: это невообразимая по мощи классическая музыка, эклектическая смесь в подборке от Генделя, Шопена, Вагнера, Чайковского до японского композитора Риодзи Икеды.
Помимо поражающих своей масштабностью и точной проработкой деталей картин, на выставке были представлены скульптурные композиции из цикла «Последнее восстание». В то же время посетители выставки могли ознакомиться с видеоматериалами, в которых сами члены творческого коллектива, а также известные галеристы, рассказывают о концепции проектов и творческом процессе.
Монументальная выставка AES+F подводит итог не только творчеству коллектива, но и всей философии нулевых, поэтому и площадка для проведения ретроспективы выбрана крайне удачно – в самом центре столицы. Художественные образы арт-группы не требуют перевода, это сакральное откровение, остроумная пародия на мир глянца в сочетании с тонким исполнением. В отличие от многих современных арт-групп АES+F сложно обвинить в китче, вы не найдете здесь псевдоискусства и претензии на оригинальность.
Валерия Родионова