Культура, как известно, нуждается в меценатах, а изобразительное искусство – в особенности. Сейчас это очень актуально, ведь многие интересные музеи и выставочные залы испытывают недостаток государственного финансирования или лишены его вовсе. Тема меня заинтересовала, и я решила подробнее ознакомиться с деятельностью великих русских меценатов, а начать с Павла Третьякова – купца-предпринимателя и благотворителя. Как известно, Павел Михайлович начал заниматься своей деятельностью в 1850-х годах, а в 1874 году уже была построена галерея или иначе «хранилище изящных искусств, приносящего многим пользу, все удовольствие», как выразился сам покровитель искусства. В настоящее время его собрание включает в себя живопись, графику, иконопись, скульптуру и иные произведения. Конечно, я не раз была в Государственной Третьяковской галерее, но сейчас решила повторить осмотр: возникло желание глубже разобраться в живописи 11-20 веков, найти «свою» картину. Именно поэтому я выбрала знаменитый музей в Лаврушинском переулке.
Разумеется, я не останавливалась во всех 62 залах, но внимательнее рассмотрела все интересующие. «Портрет Я.А. Шубенского» - не то, «Голуби»- не то, все не то, - думала я, стараясь найти для себя некое спокойствие или наоборот – волну эмоций в произведениях русских мастеров. Вскоре, вспомнив про морские пейзажи, прохожу в 19-й зал и замечаю объект моих поисков: «Черное море» Ивана Айвазовского. Манящая даль, в которой виднеется крошечный белый парус, огромное неизведанное море, переливающееся всеми оттенками голубого, зеленого и серого, и серое небо, покрытое многочисленными облаками, вселяют в душу человека гармонию, но в то же время и страх перед стихией. Становится не совсем понятно, как именно относиться к картине, ясно только одно – хочется смотреть на нее очень долго, погружаться в свои мысли, будто сама природа сможет помочь и ответить на любые вопросы. К тому же, почти все работы маринистов заставляют испытывать разнообразные чувства: тревогу и боязнь – картина «Буря», грусть и присутствие романтической нотки – «Вид Леандровой башни в Константинополе», трепет и осознание человеческой ничтожности перед непредсказуемой природой - «Радуга».
Насладившись водными пространствами, перехожу к пейзажам: к знаменитым картинам Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Рожь». Бесспорно, все свои творения автор посвящает красоте русской природы. Как мне показалось, в своем творчестве он старался отразить единство и могущество родной земли. Самой вдохновляющей из них я могу назвать картину «Рожь»: на переднем плане перед нами предстает широкий простор: ржаное поле и впереди - идущая дорога, а вдали – величие сосен и чистого голубого неба. Великий живописец словно заранее угадывает наши ощущения, ведь ему блестяще удается пробудить чувство любви и гордости за свой край.
А самого любимого художника, Михаила Врубеля, я оставила напоследок. Поражает его совершенность создания психологических, загадочных и необычных образов. Нельзя сказать точно, какие эмоции охватывают человека при одном только взгляде на его творчество. Как это присуще и реализму в русской литературе 11-14 веков, можно долго спорить о том, каков персонаж произведения, но так и не дать ему однозначной оценки, ведь каждый видит в нем что-то свое. Из всех творений Врубеля я выделяю «Сирень», «Демон (сидящий)», «Тамара и Демон». Картина «Сирень» вызывает восхищение необычным сочетанием чарующих красок цветка и устрашающей тьмы на фоне. Автор накладывает цвета своеобразными мазками, что позволяет изобразить не просто растение, а сумрачный образ живой и таинственной природы. А Демона художник наделяет поистине глубокими человеческими чувствами и переживаниями, что не характерно для сверхъестественного существа. В своем произведении «Демон (сидящий)» Врубель показывает тоску и страдание героя, но и не отрицает его власть и гордость. Стоит отметить, что и здесь специфика накладывания краски поспособствовало созданию некой имитации мозаики. В своих иллюстрациях к поэме Лермонтова «Демон» он рисует двойственные эмоции героев, преимущественно с помощью глаз. У Демона они наполнены злобой и грустью, а у Тамары – покорностью и страхом.
Врубель произвел на меня такое впечатление, что мне было необходимо переосмыслить прежние убеждения и вернуться уже морально готовой к новым для себя открытиям.
Софи Рамишвили
Разумеется, я не останавливалась во всех 62 залах, но внимательнее рассмотрела все интересующие. «Портрет Я.А. Шубенского» - не то, «Голуби»- не то, все не то, - думала я, стараясь найти для себя некое спокойствие или наоборот – волну эмоций в произведениях русских мастеров. Вскоре, вспомнив про морские пейзажи, прохожу в 19-й зал и замечаю объект моих поисков: «Черное море» Ивана Айвазовского. Манящая даль, в которой виднеется крошечный белый парус, огромное неизведанное море, переливающееся всеми оттенками голубого, зеленого и серого, и серое небо, покрытое многочисленными облаками, вселяют в душу человека гармонию, но в то же время и страх перед стихией. Становится не совсем понятно, как именно относиться к картине, ясно только одно – хочется смотреть на нее очень долго, погружаться в свои мысли, будто сама природа сможет помочь и ответить на любые вопросы. К тому же, почти все работы маринистов заставляют испытывать разнообразные чувства: тревогу и боязнь – картина «Буря», грусть и присутствие романтической нотки – «Вид Леандровой башни в Константинополе», трепет и осознание человеческой ничтожности перед непредсказуемой природой - «Радуга».
Насладившись водными пространствами, перехожу к пейзажам: к знаменитым картинам Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Рожь». Бесспорно, все свои творения автор посвящает красоте русской природы. Как мне показалось, в своем творчестве он старался отразить единство и могущество родной земли. Самой вдохновляющей из них я могу назвать картину «Рожь»: на переднем плане перед нами предстает широкий простор: ржаное поле и впереди - идущая дорога, а вдали – величие сосен и чистого голубого неба. Великий живописец словно заранее угадывает наши ощущения, ведь ему блестяще удается пробудить чувство любви и гордости за свой край.
А самого любимого художника, Михаила Врубеля, я оставила напоследок. Поражает его совершенность создания психологических, загадочных и необычных образов. Нельзя сказать точно, какие эмоции охватывают человека при одном только взгляде на его творчество. Как это присуще и реализму в русской литературе 11-14 веков, можно долго спорить о том, каков персонаж произведения, но так и не дать ему однозначной оценки, ведь каждый видит в нем что-то свое. Из всех творений Врубеля я выделяю «Сирень», «Демон (сидящий)», «Тамара и Демон». Картина «Сирень» вызывает восхищение необычным сочетанием чарующих красок цветка и устрашающей тьмы на фоне. Автор накладывает цвета своеобразными мазками, что позволяет изобразить не просто растение, а сумрачный образ живой и таинственной природы. А Демона художник наделяет поистине глубокими человеческими чувствами и переживаниями, что не характерно для сверхъестественного существа. В своем произведении «Демон (сидящий)» Врубель показывает тоску и страдание героя, но и не отрицает его власть и гордость. Стоит отметить, что и здесь специфика накладывания краски поспособствовало созданию некой имитации мозаики. В своих иллюстрациях к поэме Лермонтова «Демон» он рисует двойственные эмоции героев, преимущественно с помощью глаз. У Демона они наполнены злобой и грустью, а у Тамары – покорностью и страхом.
Врубель произвел на меня такое впечатление, что мне было необходимо переосмыслить прежние убеждения и вернуться уже морально готовой к новым для себя открытиям.
Софи Рамишвили