18 июня 2016 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился фестиваль хоровой музыки «Иное». В четвертый, заключительный вечер прозвучало одно из самых грандиозных произведений И.С.Баха (1685 – 1750) – «Страсти по Матфею» (1727 – 1729) для солистов, двух хоров, детского хора и двух оркестров. Либретто – Х.Ф.Генрици (Пикандер). Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Алексей Вэйро. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Солисты: сопрано – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса), альт – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса), тенор, евангелист – Георгий Фараджев (лауреат Премии города Москвы), бас – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов), Иисус – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса), Петр – Сергей Каныгин, Иуда – Эдуард Бабий, Понтий Пилат – Кирилл Троицкий, жена Пилата – Елена Хорошенина, Первосвященник Каиафа – Иван Петров, первосвященники – Павел Пфистер и Иван Петров, свидетели – Татьяна Метлина и Владимир Федоткин, служанки – Екатерина Большунова и Наталья Кириллова. Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры – Елена Веремеенко и Ирина Куренкова (лауреат Государственной премии России). Хор и оркестр театра «Новая Опера».
К теме страданий Христовых, происходящих в Страстную неделю и завершающихся светлым праздником Пасхи, в рамках фестиваля «Иное» уже обращались: 9 июня были исполнены «Страсти по Луке» нашего современника Кшиштофа Пендерецкого. И вот, в продолжение темы «диалогов и двойников», открытой в январе, мы можем провести параллель между авангардом и эпохой барокко, в которую жил и творил И.С.Бах.
В основе «Страстей по Матфею» - тексты 26-й и 27-й глав Евангелия от Матфея, переведенные на немецкий язык Мартином Лютером. Грандиозное произведение в двух частях состоит из 15 глав («Омовение в Вифании», «Предательство Иуды», «Тайная вечеря», «Томление Иисуса на горе Елеонской», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», «Допрос Иисуса первосвященниками», «Отречение Петра», «Иуда в храме», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Симон Киринеянин», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб»). В числе 78-ми номеров – речитативы, арии, хоры и хоралы.
Евангелист – рассказчик, читающий в форме речитатива фрагменты адаптированных Мартином Лютером текстов Матфея. Мягко, бесстрастно, нараспев поведывает слушателям о событиях, происходивших на заре Новой эры.
Иисус - очень яркая, харизматичная личность. Глубина, бархатистая мягкость и красота голоса, периодически возникающие в нем «стальные» нотки, а также сильнейшая воля и несгибаемый характер героя создают образ великого лидера, царя, могущего решить очень многие проблемы своего народа. Идеальный правитель, который, тем не менее, оказался не нужен той толпе, которая еще совсем недавно была за него.
Монологи солистов – сопрано, альта, тенора и баса – искусно вплетены в музыкальную канву повествования погружения в глубины душ Марии, Марии Магдалины, Иосифа и др. Эти «лирические отступления» отличаются живостью образов личностей, живущих, чувствующих, переживающих, страдающих, но не побежденных толпой.
Светлая грусть, невыносимая боль матери, сперва потерявшей сына, а затем ставшей свидетелем его казни; чистая, прекрасная душа женщины, когда-то спасенной Иисусом от жестокой расправы; преданный ученик, до самого конца готовый оставаться со своим Учителем, возможно, разделить с Ним Его печальную судьбу; человек скорбящий, искренне молящийся и готовый до самого конца нести свой тяжкий крест. Этими мотивами пропитаны партии солистов, чьи голоса, казалось, доносились с небес, оплакивающих то, что подробно описано апостолами в Евангелиях.
Голоса артистов создают удивительные, прекрасные картины, дарящие ощущение светлого будущего, где не будет места страданиям, переживаниям и боли, ни физической, ни душевной.
Хор театра «Новая Опера» и хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве наполнили все пространство зала мощным звуком, мелодически адаптированным шумом толпы, сперва просто взволнованной, а затем настолько разъяренной, что даже верховный правитель не решается пойти против ее воли. Один человек может легко и быстро внести раздор в коллектив, мгновенно разрушить созданные быт и гармонию.
Образы толпы стремительно меняются от заинтересованных, взволнованных на «Тайной вечере» до жестоких, беспощадных в эпизоде суда.
Солисты, хор и оркестр «Новой Оперы» были в этот вечер единым организмом, работающим четко, мелодично и гармонично. А кто же был «мозгом»? Конечно же, маэстро Ян Латам-Кениг! Именно он держал в своих руках все нити этого сложного, многосоставного произведения, шедевра эпохи барокко.
На мой взгляд, эта музыка подобна дождю, смывающему в земли грязь, кровь и слезы, очищающая и освежающая ее и, в конечном итоге, дающая возможность зарождению новой жизни, эры, где все будет хорошо. Как и любое сочинение гения, «Страсти по Матфею» содержат в себе намного больше, чем богатый, насыщенный образами музыкальный материал. Прежде всего, это – откровение свыше, заставляющее серьезно задуматься о многих важных вещах. Возможно, в «посланиях» И.С.Баха зашифровано то, что он хотел сообщить следующим поколениям. Образы личностей здесь сталкиваются с толпой, свет – с тьмой, добро – со злом, разум – с дикостью и т.д.
Во время исполнения «Страстей по Матфею» на Москву обрушилась мощная гроза. Стремительный полет разгулявшейся стихии сбил жару и очистил столичные воздух, улицы и природу. Это ли не знак?
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
К теме страданий Христовых, происходящих в Страстную неделю и завершающихся светлым праздником Пасхи, в рамках фестиваля «Иное» уже обращались: 9 июня были исполнены «Страсти по Луке» нашего современника Кшиштофа Пендерецкого. И вот, в продолжение темы «диалогов и двойников», открытой в январе, мы можем провести параллель между авангардом и эпохой барокко, в которую жил и творил И.С.Бах.
В основе «Страстей по Матфею» - тексты 26-й и 27-й глав Евангелия от Матфея, переведенные на немецкий язык Мартином Лютером. Грандиозное произведение в двух частях состоит из 15 глав («Омовение в Вифании», «Предательство Иуды», «Тайная вечеря», «Томление Иисуса на горе Елеонской», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», «Допрос Иисуса первосвященниками», «Отречение Петра», «Иуда в храме», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Симон Киринеянин», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб»). В числе 78-ми номеров – речитативы, арии, хоры и хоралы.
Евангелист – рассказчик, читающий в форме речитатива фрагменты адаптированных Мартином Лютером текстов Матфея. Мягко, бесстрастно, нараспев поведывает слушателям о событиях, происходивших на заре Новой эры.
Иисус - очень яркая, харизматичная личность. Глубина, бархатистая мягкость и красота голоса, периодически возникающие в нем «стальные» нотки, а также сильнейшая воля и несгибаемый характер героя создают образ великого лидера, царя, могущего решить очень многие проблемы своего народа. Идеальный правитель, который, тем не менее, оказался не нужен той толпе, которая еще совсем недавно была за него.
Монологи солистов – сопрано, альта, тенора и баса – искусно вплетены в музыкальную канву повествования погружения в глубины душ Марии, Марии Магдалины, Иосифа и др. Эти «лирические отступления» отличаются живостью образов личностей, живущих, чувствующих, переживающих, страдающих, но не побежденных толпой.
Светлая грусть, невыносимая боль матери, сперва потерявшей сына, а затем ставшей свидетелем его казни; чистая, прекрасная душа женщины, когда-то спасенной Иисусом от жестокой расправы; преданный ученик, до самого конца готовый оставаться со своим Учителем, возможно, разделить с Ним Его печальную судьбу; человек скорбящий, искренне молящийся и готовый до самого конца нести свой тяжкий крест. Этими мотивами пропитаны партии солистов, чьи голоса, казалось, доносились с небес, оплакивающих то, что подробно описано апостолами в Евангелиях.
Голоса артистов создают удивительные, прекрасные картины, дарящие ощущение светлого будущего, где не будет места страданиям, переживаниям и боли, ни физической, ни душевной.
Хор театра «Новая Опера» и хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве наполнили все пространство зала мощным звуком, мелодически адаптированным шумом толпы, сперва просто взволнованной, а затем настолько разъяренной, что даже верховный правитель не решается пойти против ее воли. Один человек может легко и быстро внести раздор в коллектив, мгновенно разрушить созданные быт и гармонию.
Образы толпы стремительно меняются от заинтересованных, взволнованных на «Тайной вечере» до жестоких, беспощадных в эпизоде суда.
Солисты, хор и оркестр «Новой Оперы» были в этот вечер единым организмом, работающим четко, мелодично и гармонично. А кто же был «мозгом»? Конечно же, маэстро Ян Латам-Кениг! Именно он держал в своих руках все нити этого сложного, многосоставного произведения, шедевра эпохи барокко.
На мой взгляд, эта музыка подобна дождю, смывающему в земли грязь, кровь и слезы, очищающая и освежающая ее и, в конечном итоге, дающая возможность зарождению новой жизни, эры, где все будет хорошо. Как и любое сочинение гения, «Страсти по Матфею» содержат в себе намного больше, чем богатый, насыщенный образами музыкальный материал. Прежде всего, это – откровение свыше, заставляющее серьезно задуматься о многих важных вещах. Возможно, в «посланиях» И.С.Баха зашифровано то, что он хотел сообщить следующим поколениям. Образы личностей здесь сталкиваются с толпой, свет – с тьмой, добро – со злом, разум – с дикостью и т.д.
Во время исполнения «Страстей по Матфею» на Москву обрушилась мощная гроза. Стремительный полет разгулявшейся стихии сбил жару и очистил столичные воздух, улицы и природу. Это ли не знак?
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии