31 мая 2018 года завершился фестиваль хоровой музыки «Иное.3», проходивший в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. В четвертый вечер прозвучало грандиозное произведение, кульминация творчества И.С.Баха и одна из вершин мировой музыкальной культуры – Месса си минор (так называемая Высокая месса) для солистов, хора, оркестра и basso continuo (басовый голос полифонического сочинения с цифрами, на основе которого исполнитель строит аккомпанемент).
Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Видеоряд – Владимир Комисаров, Артур Рахимзянов.
Солисты:
Сопрано – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса);
Меццо-сопрано – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса);
Тенор – Юрий Ростоцкий (лауреат Международных конкурсов);
Бас – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов).
Камерный хор театра «Новая Опера».
Соло в оркестре:
Скрипка – Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов);
Виолончель – Дмитрий Устименко;
Контрабас – Александр Малюгов;
Флейта – Сергей Гречаников;
Гобой d’amour – Антон Бальцевич;
Дуэт двух гобоев d’amour – Антон Бальцевич, Мария Шапарь;
Фаготы – Инна Шегай (лауреат Международного конкурса), Николай Солохин;
Валторна – Валерий Жаворонков;
Трубы – Валерий Конов (лауреат Международного конкурса), Вадим Васильев, Антон Орлов;
Клавесин, орган – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса).
Структура мессы:
I. Missa
1. Хор Kyrie eleison – «Господи, помилуй»;
2. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано) Christe eleison – «Христе, помилуй»;
3. Хор Kyrie eleison;
4а. Хор Gloria in excelsis Deo – «Слава в вышних Богу»;
4b. Хор Et in terra pax – «И на земле мир»;
5. Ария (меццо-сопрано) Laudamus te – «Хвалим тебя»;
6. Хор Gratias agimus tibi – «Благодарим тебя»;
7а. Дуэт (сопрано, тенор) Domine Deus – «Господи Боже»;
7b. Хор Qui tollis peccata mundi – «Несущий грехи мира»;
8. Ария (меццо-сопрано) Qui sedes ad dexteram Patris – «Сидящий одесную Отца»;
9а. Ария (бас) Quoniam tu solus sanctus – «Ибо Ты один свят»;
9b. Хор Cum Sancto Spirito – «Со Святым Духом».
II. Symbolum Nicenum
10. Хор Credo in unum Deum – «Верую во единого Бога»;
11. Хор Patrem omnipotentem – «Отца всемогущего»;
12. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано) Et in unum Dominum Jesum Christum – «И во единого Господа Иисуса Христа»;
13. Хор Et incarnates est – «И воплотившегося»;
14. Хор Crucifixus etiam pro nobis – «Распятого за нас»;
15. Хор Et resurrexit tertia die – «И воскресшего на третий день»;
16. Ария (бас) Et in SpiritumSanctum – «И в Духа Святого»;
17а. Хор Confiteor unum baptisma – «Исповедую единое крещение»;
17b. Хор Et expecto resurrectionem – «И ожидаю воскресение мертвых».
III. Sanctus
18а. Хор Sanctus Domine Deos – «Святый Господи Боже»;
18b. Хор Pleni sunt coeli et terra – «Небо и земля полны».
IV. Osanna, Benedictus, Agnus Dei et Dona nobis pacem
19. Хор Osanna in excelsis – «Осанна в вышних»;
20. Ария (тенор) Benedictus – «Благословен»;
21. Хор Osanna repetatur – «Осанна в вышних»;
22. Ария (меццо-сопрано) Agnus Dei – «Агнец Божий»;
23. Хор Dona nobis pacem – «Даруй нам мир».
Полифоническая (композиторская) месса – особый тип сочинения, торжественный, глубокий. Музыка эпохи барокко (а именно тогда жил и творил И.С.Бах) причудлива, красива, полна изысканных украшений и элегантных гармоний. Вокальные и инструментальные соло, ансамбли, хоры и симфонические фрагменты наполняют пространство светом. Стоит недолго послушать виртуозное пение и/или игру, возникает ощущение очищения души и прояснения сознания.
Музыка эпохи барокко, как светская, так и духовная, подобна великому таинству. Порой она может помочь человеку, столкнувшемуся с непростым выбором, принять единственно возможное правильное решение.
В рамках фестиваля «Иное.3» великое творение И.С.Баха прозвучало в заключительный день. И это неслучайно: пройдя через все четыре этапа (четыре вечера), зритель должен был совершить нелегкий путь к самопознанию и очищению души. Получилось это или нет – каждый человек может судить об этом в индивидуальном порядке.
Голоса солистов и артистов камерного хора театра «Новая Опера» сливались в прекрасной гармонии. Арии, дуэты и массовые эпизоды – восхитительные диалоги Материального и Ментального, Духовного и Физического, Небесного и Земного, Классического и Современного. Вечные ценности – верность, любовь, преданность, семья, честь, - предстают в музыке Баха в очень красивых, совершенных мелодиях.
Ангельский свет и кристальная чистота сопрано сосуществует с материнской силой и теплом меццо-сопрано, земной нежностью и солнечным ликом тенора, мужественной глубиной и бархатистой мягкостью баса (баритона).
Хоровые эпизоды составляют основную часть произведения. Структура многоголосия очень сложна и многолика: иногда параллельно звучат голоса одного типа, иногда «перекликаются» две, три или четыре группы. То ощущение, какое возникает во время звучания полифонического сочинения, как светского, так и духовного, очень сложно описать словами. Лучше один раз услышать!
Театр – храм искусства. Любое сочинение в его стенах подобно таинству, священному и сокровенному. Месса си минор напомнила мне об одном из самых загадочных видах представлений – мистерии. Здесь чудеса случаются на каждом шагу, а с финальным аккордом зритель может (и должен!) открыть для себя нечто новое, возможно, даже познать некую важную истину.
Во время исполнения сочинения И.С.Баха зал «Новой Оперы» на несколько минут превратился в помещение католического собора с его чудесными витражами, «кружевными» готическими и монументальными романскими элементами. Расположившиеся по стенам окна наполнили пространство тем самым светом, который проясняет мысли, чувства и дороги всех задумывающихся, сомневающихся, глубоко верующих людей.
Месса си минор – сложнейшее произведение, написанное для солистов, хора, оркестра и basso continuo. Маэстро Ян Латам-Кениг – не только дирижер этого действа, но и режиссер, и, по сути, драматург. Именно он держит все нити музыкальной канвы, создает ощущение, что на сцене – прекрасно отлаженный живой механизм, каждый «винтик» которого – часть единого целого.
Возможно ли очистить душу при помощи искусства? Да! Музыка эпохи барокко, светская и духовная, наполняет все существо меломана удивительным светом, мягким, теплым, благородным. Она никогда не будет оглушать. При умеренной громкости прекрасно удается расслышать каждое слово, вокалисты-виртуозы, как солисты, так и артисты хора, деликатно пропевают сложнейшие пассажи, эффектно «плетут» изысканные «узоры» из мелких нот. Красота такого исполнения не сравнима ни с чем!
Камерный хор театра «Новая Опера» - главный герой фестиваля «Иное.3». В течение четырех вечеров можно было услышать музыку разных стран, эпох и стилей. Уникальные экспериментальные перформансы явили не только вокальный, но и драматический талант коллектива. Каждый спектакль рождается буквально на глазах зрителей, ведь это – чудесная импровизация, интересная и самобытная. А еще на таких мероприятиях появляется возможность знакомства с культурными традициями разных стран и народов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Видеоряд – Владимир Комисаров, Артур Рахимзянов.
Солисты:
Сопрано – Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса);
Меццо-сопрано – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса);
Тенор – Юрий Ростоцкий (лауреат Международных конкурсов);
Бас – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов).
Камерный хор театра «Новая Опера».
Соло в оркестре:
Скрипка – Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов);
Виолончель – Дмитрий Устименко;
Контрабас – Александр Малюгов;
Флейта – Сергей Гречаников;
Гобой d’amour – Антон Бальцевич;
Дуэт двух гобоев d’amour – Антон Бальцевич, Мария Шапарь;
Фаготы – Инна Шегай (лауреат Международного конкурса), Николай Солохин;
Валторна – Валерий Жаворонков;
Трубы – Валерий Конов (лауреат Международного конкурса), Вадим Васильев, Антон Орлов;
Клавесин, орган – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса).
Структура мессы:
I. Missa
1. Хор Kyrie eleison – «Господи, помилуй»;
2. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано) Christe eleison – «Христе, помилуй»;
3. Хор Kyrie eleison;
4а. Хор Gloria in excelsis Deo – «Слава в вышних Богу»;
4b. Хор Et in terra pax – «И на земле мир»;
5. Ария (меццо-сопрано) Laudamus te – «Хвалим тебя»;
6. Хор Gratias agimus tibi – «Благодарим тебя»;
7а. Дуэт (сопрано, тенор) Domine Deus – «Господи Боже»;
7b. Хор Qui tollis peccata mundi – «Несущий грехи мира»;
8. Ария (меццо-сопрано) Qui sedes ad dexteram Patris – «Сидящий одесную Отца»;
9а. Ария (бас) Quoniam tu solus sanctus – «Ибо Ты один свят»;
9b. Хор Cum Sancto Spirito – «Со Святым Духом».
II. Symbolum Nicenum
10. Хор Credo in unum Deum – «Верую во единого Бога»;
11. Хор Patrem omnipotentem – «Отца всемогущего»;
12. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано) Et in unum Dominum Jesum Christum – «И во единого Господа Иисуса Христа»;
13. Хор Et incarnates est – «И воплотившегося»;
14. Хор Crucifixus etiam pro nobis – «Распятого за нас»;
15. Хор Et resurrexit tertia die – «И воскресшего на третий день»;
16. Ария (бас) Et in SpiritumSanctum – «И в Духа Святого»;
17а. Хор Confiteor unum baptisma – «Исповедую единое крещение»;
17b. Хор Et expecto resurrectionem – «И ожидаю воскресение мертвых».
III. Sanctus
18а. Хор Sanctus Domine Deos – «Святый Господи Боже»;
18b. Хор Pleni sunt coeli et terra – «Небо и земля полны».
IV. Osanna, Benedictus, Agnus Dei et Dona nobis pacem
19. Хор Osanna in excelsis – «Осанна в вышних»;
20. Ария (тенор) Benedictus – «Благословен»;
21. Хор Osanna repetatur – «Осанна в вышних»;
22. Ария (меццо-сопрано) Agnus Dei – «Агнец Божий»;
23. Хор Dona nobis pacem – «Даруй нам мир».
Полифоническая (композиторская) месса – особый тип сочинения, торжественный, глубокий. Музыка эпохи барокко (а именно тогда жил и творил И.С.Бах) причудлива, красива, полна изысканных украшений и элегантных гармоний. Вокальные и инструментальные соло, ансамбли, хоры и симфонические фрагменты наполняют пространство светом. Стоит недолго послушать виртуозное пение и/или игру, возникает ощущение очищения души и прояснения сознания.
Музыка эпохи барокко, как светская, так и духовная, подобна великому таинству. Порой она может помочь человеку, столкнувшемуся с непростым выбором, принять единственно возможное правильное решение.
В рамках фестиваля «Иное.3» великое творение И.С.Баха прозвучало в заключительный день. И это неслучайно: пройдя через все четыре этапа (четыре вечера), зритель должен был совершить нелегкий путь к самопознанию и очищению души. Получилось это или нет – каждый человек может судить об этом в индивидуальном порядке.
Голоса солистов и артистов камерного хора театра «Новая Опера» сливались в прекрасной гармонии. Арии, дуэты и массовые эпизоды – восхитительные диалоги Материального и Ментального, Духовного и Физического, Небесного и Земного, Классического и Современного. Вечные ценности – верность, любовь, преданность, семья, честь, - предстают в музыке Баха в очень красивых, совершенных мелодиях.
Ангельский свет и кристальная чистота сопрано сосуществует с материнской силой и теплом меццо-сопрано, земной нежностью и солнечным ликом тенора, мужественной глубиной и бархатистой мягкостью баса (баритона).
Хоровые эпизоды составляют основную часть произведения. Структура многоголосия очень сложна и многолика: иногда параллельно звучат голоса одного типа, иногда «перекликаются» две, три или четыре группы. То ощущение, какое возникает во время звучания полифонического сочинения, как светского, так и духовного, очень сложно описать словами. Лучше один раз услышать!
Театр – храм искусства. Любое сочинение в его стенах подобно таинству, священному и сокровенному. Месса си минор напомнила мне об одном из самых загадочных видах представлений – мистерии. Здесь чудеса случаются на каждом шагу, а с финальным аккордом зритель может (и должен!) открыть для себя нечто новое, возможно, даже познать некую важную истину.
Во время исполнения сочинения И.С.Баха зал «Новой Оперы» на несколько минут превратился в помещение католического собора с его чудесными витражами, «кружевными» готическими и монументальными романскими элементами. Расположившиеся по стенам окна наполнили пространство тем самым светом, который проясняет мысли, чувства и дороги всех задумывающихся, сомневающихся, глубоко верующих людей.
Месса си минор – сложнейшее произведение, написанное для солистов, хора, оркестра и basso continuo. Маэстро Ян Латам-Кениг – не только дирижер этого действа, но и режиссер, и, по сути, драматург. Именно он держит все нити музыкальной канвы, создает ощущение, что на сцене – прекрасно отлаженный живой механизм, каждый «винтик» которого – часть единого целого.
Возможно ли очистить душу при помощи искусства? Да! Музыка эпохи барокко, светская и духовная, наполняет все существо меломана удивительным светом, мягким, теплым, благородным. Она никогда не будет оглушать. При умеренной громкости прекрасно удается расслышать каждое слово, вокалисты-виртуозы, как солисты, так и артисты хора, деликатно пропевают сложнейшие пассажи, эффектно «плетут» изысканные «узоры» из мелких нот. Красота такого исполнения не сравнима ни с чем!
Камерный хор театра «Новая Опера» - главный герой фестиваля «Иное.3». В течение четырех вечеров можно было услышать музыку разных стран, эпох и стилей. Уникальные экспериментальные перформансы явили не только вокальный, но и драматический талант коллектива. Каждый спектакль рождается буквально на глазах зрителей, ведь это – чудесная импровизация, интересная и самобытная. А еще на таких мероприятиях появляется возможность знакомства с культурными традициями разных стран и народов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии