Есть фильмы, которые хочется посмотреть. Есть фильмы, которые хочется пересмотреть. А есть те, которые тянет пересматривать вновь и вновь. Одним из таких фильмов для меня является, наверное, лучшая картина Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
Мое знакомство с «Мюнхгаузеном» произошло еще в далеком детстве. Не знаю, чем именно тогда приглянулся нам фильм, но эту VHS-кассету мы с сестрой затерли до дыр. Конечно, до конца понять сюжет, а уж тем более то, что за ним стоит, мы не могли. Но, видимо, прекрасная актерская игра и тонкий, приятный даже детскому уху юмор, с лихвой компенсировали это недопонимание.
Трагикомедия рассказывает историю знаменитого барона, жившего в XVIII в Германии. Мюнхгаузен слывет в народе фантазером, однако все его выдумки странным образом оказываются правдой: охотники видят в лесу оленя с вишневым деревом на голове, которому когда-то барон попал косточкой в лоб; прямо из камина на блюдо падает жареная утка, несколькими секундами ранее подстреленная бароном через дымоход, чуть не происходит война с Англией, которую Мюнхгаузен с утра внес в свой распорядок дня. Но, несмотря на это, барону никто не верит - его эксцентричные подвиги не вписываются в устаканенный образ жизни города.
Мюнхгаузен хочет жениться на своей возлюбленной Марте, однако церковь венчать их отказывается, потому как у барона имеется живая супруга, которая, к слову, всячески препятствует их разводу по меркантильным соображениям.
Герцог готов разрешить брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что он - обычный человек, а все его рассказы - наглая выдумка. И даже уставшая от выходок барона Марта просит любимого стать «таким, как все». И тогда Мюнхгаузен сдаётся: он публично отрекается от самого себя, сжигает все свои рукописи и закрывается в комнате с пистолетом, откуда спустя несколько секунд раздается выстрел.
Прежний барон «умирает», возродившись в неприметном садовнике Мюллере («в Германии иметь фамилию Мюллер - все равно, что не иметь никакой»). Он циничен, угрюм и одинок - Марта, не выдержав жизни с изменившимся мужем, ушла от него. Барон и сам больше не в состоянии так существовать, поэтому решает воскреснуть, чтобы вернуть любимую.
Однако в городе этому не очень-то рады, ведь после смерти Мюнхгаузен стал неким вечным символом, легендой: о нем поют песни, рисуют картины, его воспоминания, заботливо приукрашенные бывшей супругой, издаются в книгах, и даже 32 мая, из-за которого в свое время сорвалась церемония венчания барона с Мартой, объявлено государственным праздником. Живой Мюнхгаузен уже никому не нужен, поэтому его объявляют самозванцем. В суде, призванном установить личность барона, происходит абсурд: один за другим бывшие друзья, родственники, знакомые отказываются признавать его. «Я отлично помню эту панихиду - я сам его отпевал», - говорит со слезами на глазах пастор.
Назначен судебный эксперимент: барона просят повторить один из своих подвигов и прокатиться на ядре до Луны. Срывающимся голосом Марта начинает зачитывать герцогу прошение о помиловании её «ненормального мужа Мюллера», но не выдерживает и признается возлюбленному: пушка заряжена сырым порохом, чтобы ядро, пролетев несколько метров, упало на землю, тем самым доказав самозванство испытуемого.
Как только пушку по указанию барона перезаряжают сухим порохом, от которого все вокруг может запросто взлететь на воздух, происходит странное: эксперимент тут же объявляют удавшимся, Мюнхгаузена - настоящим. А Якобина, бывшая супруга барона, подтверждает, что только что вернулась вместе с ним из путешествия на луну, и даже собирается написать об этом мемуары.
Эта сцена - апофеоз человеческой подлости и двуличия. Как метко высказалась Якобина: «Правда — это то, что в данный момент считается правдой», и в этом все их общество. Они верят лишь в то, что им нужно, они врут, лицемерят, предают, и все ради собственной выгоды.
А барон, которого на протяжении фильма обвиняют во лжи, оказывается среди присутствующих единственным честным человеком. В словах его финального монолога заключена вся мораль, весь смысл картины: «Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врёт».
Он - не такой как все, и его уникальность вовсе не в том, что он совершает подвиги, а в том, что он говорит только правду.
Картина была создана 1979 году, во время самого расцвета тоталитарной государственной системы. Поэтому особое восхищение вызывает смелость Захарова, который в тот непростой период снял кино, обличающее недалекий ум власть имущих, отстаивающее право человека на самоопределение, самобытность, свободное от стереотипов и двойных стандартов мышление. И можно считать огромной удачей, что «вездесущая» советская цензура не рассмотрела за внешней простотой и комичностью острый социально - философский подтекст фильма.
Из года в год я пересматриваю этот фильм с неослабевающим удовольствием, и каждый раз открываю в нем что-то новое, прежде мною незамеченное или попросту непонятое. Ну и плюс, конечно, великолепный актерский состав, завораживающая своей красотой музыка, прекрасный текст, давно уже растасканный на афоризмы – все это делает для меня фильм бесценным и вечным.
Оценка автора: 10/10
Ксения Баляс
Мое знакомство с «Мюнхгаузеном» произошло еще в далеком детстве. Не знаю, чем именно тогда приглянулся нам фильм, но эту VHS-кассету мы с сестрой затерли до дыр. Конечно, до конца понять сюжет, а уж тем более то, что за ним стоит, мы не могли. Но, видимо, прекрасная актерская игра и тонкий, приятный даже детскому уху юмор, с лихвой компенсировали это недопонимание.
Трагикомедия рассказывает историю знаменитого барона, жившего в XVIII в Германии. Мюнхгаузен слывет в народе фантазером, однако все его выдумки странным образом оказываются правдой: охотники видят в лесу оленя с вишневым деревом на голове, которому когда-то барон попал косточкой в лоб; прямо из камина на блюдо падает жареная утка, несколькими секундами ранее подстреленная бароном через дымоход, чуть не происходит война с Англией, которую Мюнхгаузен с утра внес в свой распорядок дня. Но, несмотря на это, барону никто не верит - его эксцентричные подвиги не вписываются в устаканенный образ жизни города.
Мюнхгаузен хочет жениться на своей возлюбленной Марте, однако церковь венчать их отказывается, потому как у барона имеется живая супруга, которая, к слову, всячески препятствует их разводу по меркантильным соображениям.
Герцог готов разрешить брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что он - обычный человек, а все его рассказы - наглая выдумка. И даже уставшая от выходок барона Марта просит любимого стать «таким, как все». И тогда Мюнхгаузен сдаётся: он публично отрекается от самого себя, сжигает все свои рукописи и закрывается в комнате с пистолетом, откуда спустя несколько секунд раздается выстрел.
Прежний барон «умирает», возродившись в неприметном садовнике Мюллере («в Германии иметь фамилию Мюллер - все равно, что не иметь никакой»). Он циничен, угрюм и одинок - Марта, не выдержав жизни с изменившимся мужем, ушла от него. Барон и сам больше не в состоянии так существовать, поэтому решает воскреснуть, чтобы вернуть любимую.
Однако в городе этому не очень-то рады, ведь после смерти Мюнхгаузен стал неким вечным символом, легендой: о нем поют песни, рисуют картины, его воспоминания, заботливо приукрашенные бывшей супругой, издаются в книгах, и даже 32 мая, из-за которого в свое время сорвалась церемония венчания барона с Мартой, объявлено государственным праздником. Живой Мюнхгаузен уже никому не нужен, поэтому его объявляют самозванцем. В суде, призванном установить личность барона, происходит абсурд: один за другим бывшие друзья, родственники, знакомые отказываются признавать его. «Я отлично помню эту панихиду - я сам его отпевал», - говорит со слезами на глазах пастор.
Назначен судебный эксперимент: барона просят повторить один из своих подвигов и прокатиться на ядре до Луны. Срывающимся голосом Марта начинает зачитывать герцогу прошение о помиловании её «ненормального мужа Мюллера», но не выдерживает и признается возлюбленному: пушка заряжена сырым порохом, чтобы ядро, пролетев несколько метров, упало на землю, тем самым доказав самозванство испытуемого.
Как только пушку по указанию барона перезаряжают сухим порохом, от которого все вокруг может запросто взлететь на воздух, происходит странное: эксперимент тут же объявляют удавшимся, Мюнхгаузена - настоящим. А Якобина, бывшая супруга барона, подтверждает, что только что вернулась вместе с ним из путешествия на луну, и даже собирается написать об этом мемуары.
Эта сцена - апофеоз человеческой подлости и двуличия. Как метко высказалась Якобина: «Правда — это то, что в данный момент считается правдой», и в этом все их общество. Они верят лишь в то, что им нужно, они врут, лицемерят, предают, и все ради собственной выгоды.
А барон, которого на протяжении фильма обвиняют во лжи, оказывается среди присутствующих единственным честным человеком. В словах его финального монолога заключена вся мораль, весь смысл картины: «Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врёт».
Он - не такой как все, и его уникальность вовсе не в том, что он совершает подвиги, а в том, что он говорит только правду.
Картина была создана 1979 году, во время самого расцвета тоталитарной государственной системы. Поэтому особое восхищение вызывает смелость Захарова, который в тот непростой период снял кино, обличающее недалекий ум власть имущих, отстаивающее право человека на самоопределение, самобытность, свободное от стереотипов и двойных стандартов мышление. И можно считать огромной удачей, что «вездесущая» советская цензура не рассмотрела за внешней простотой и комичностью острый социально - философский подтекст фильма.
Из года в год я пересматриваю этот фильм с неослабевающим удовольствием, и каждый раз открываю в нем что-то новое, прежде мною незамеченное или попросту непонятое. Ну и плюс, конечно, великолепный актерский состав, завораживающая своей красотой музыка, прекрасный текст, давно уже растасканный на афоризмы – все это делает для меня фильм бесценным и вечным.
Оценка автора: 10/10
Ксения Баляс