Зачем Литература Очаровывает?

Автор: Ирина Обухова от 11-11-2010, 23:32, посмотрело: 2991

"Зелёный-лиловый-оранжевый", "за всё легавым отомщу", "зима-лето-осень" - можно придумать ещё несколько десятков расшифровок названия этой книги, а сам автор как-то признался, что больше всего ему нравится вариант "зачем любимых отнимают".

Если роман "Эмобой" получился, мягко скажем, на любителя, то новое творение Антона Сои "З.Л.О" - произведение многогранное и более зрелое в творческом плане.

Первая глава книги напоминает не то зарисовку о буднях сатанистов, не то начало фантастического романа: в тёмном-тёмном подвале четверо в чёрных-чёрных плащах вызывают адского-адского демона. Аня и Яна, дочери бизнесмена с говорящими именем и фамилией Ян Гелочек, хотят воскресить своего отца, потому что лишь он знает, как вырвать его родной город Черняевск из-под власти вампиров. Провести обряд им помогают двое учеников Алхимика (давнее прозвище Яна Гелочека): Сатанюга и главный герой книги Ольгерт Францевич Блок, предпочитающий называть себя Следаком в память о прежней работе.

Следак похож на елизаровского Льнова (роман "Pasternak") своим обострённым чувством справедливости и желанием изменить мир. Однако если Льнов боролся с лжеучениями и сектами, то цель Следака – зло в различных проявлениях: армейский произвол, бандитские разборки, продажа наркотиков. В отличие от Льнова, он действует только справедливыми методами, однажды ему пришлось нарушить это правило, и он понял, что сам чуть не стал злом.

Ольгерт часто разочаровывался в жизни, считал свою борьбу бесплодной, он прошёл через потерю жены и близкого друга. Это никем не понятый искатель истины, которого пытаются сбить с пути. До конца не понятно, кто же он на самом деле: сумасшедший или святой? Преступивший законы или поборник порядка?

Двойственность – главная черта книги "З.Л.О". Неожиданно для нас встреча героев с демоном прерывается беседой в психиатрической клинике между Следаком и следователем Аркадием Ивановичем Седым, который с излишней настойчивостью пытается убедить нашего героя, что всё произошедшее – плод его больного воображения. Автор чередует фантастические и реальные сцены, не давая читателю почувствовать грань между "было" и "не было". Резкие переходы (от Гримуара до смирительной рубашки, от вампирского правительства Черняевска до гориллоподобных санитаров) не позволяют вовремя "отключить" фантазию и настроиться на волну скептицизма.

В основной сюжет вплетена история Алхимика и его друга Саши Барона. Ян Гелочек хотел осчастливить человечество, но не представлял последствий такого желания. Мечта Барона тоже осуществилась, но принесла ему лишь страдания. Друзей ждала расплата за то, что они узнали недоступное людям. В порыве отчаяния Гелочек отдаёт теперь уже бывшему приятелю таинственное ЗЛО, с помощью которого Барон может превратить город в ад.

Тема потери любимых в книге действительно прослеживается: это страшное горе переживают и Следак, и Алхимик, и Барон, но только у первого не опускаются руки, и он остаётся верен принципам добра.
В конце нас ждёт череда разоблачений: демон вовсе не демон, следователь и даже двойняшки – ненастоящие. Зато "срывание масок" позволяет расставить по местам все сюжетные блоки.

Когда читаешь роман Антона Сои, чувствуешь очарование, но не умилительно-безрассудное, а такое, какое просыпается в душе при взгляде на жуткий и в то же время притягательный предмет. Хотите пройти по тропам безумия и яви? Прочтите этот роман до конца.

Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век