По картине Ингмара Бергмана «Час волка».
Сюрреалистический фильм о трагической судьбе художника, столкнувшегося с внешним миром, его «людоедами» и внутренними «демонами». Сюжет не новый, даже немного «затертый» для современного зрителя, но сама картина крайне сильна, глубоко психологична, она пугает и завораживает одновременно!
Бергман, как всегда, вложил в свою работу много личных переживаний: « Мое воспитание, без всяких сомнений, создавало благодатную почву для демонов невроза» - не те ли это демоны, которые неустанно преследовали главного героя Юхана? Нельзя говорить о том, что, создавая образ художника, Бергман отразил в нем черты своего характера, для режиссера и фильм и все его герои были своего рода экспериментом, он шел наугад.
Действие начинается со слов Альмы (Лив Ульман) – молодой жены Юхана (Макс фон Сюдов) – сначала кажется, что со своей исповедью она обращается прямо к зрителям, гораздо позже этот прием Бергман повторит в своем последнем фильме – «Сарабанда». Прямой взгляд в камеру, глазами, полными слез, усиливают представление о том, что каждое слово женщины обращено к людям, находящимся по другую сторону экрана. Из предыстории становится ясно, что Юхан Борг бесследно исчез и все его дневники переданы автору картины. Развитие действия продолжается только в первые несколько минут: Юхан и Альма переезжают в маленький домик на острове, показаны некоторые минуты работы живописца. Далее начинается чистой воды абстракция – бал у сатаны, лишенный всякой мистики. Мир главного героя разбивается на две половины: с одной стороны молодая, любящая Альма, она ждет ребенка, и олицетворяет саму жизнь, с другой – мир его собственных нервических фантазий, груз прошлого и разлад с самим с собой в настоящем. Герой обретает какое-то новое, непонятное для него «Я», у этого «я» есть любовница, живущая на материке, он ищет с ней встречи (хотя ни о каком чувстве речи не идет) и стреляет в законную жену (мимо). Последний кусок «мира» населяют демоны, людоеды, пожирающие друг друга, они представлены в лице обитателей замка и мальчика, кусающего живописца, и убитого им же. Кадр страшный, если не понять, что Юхан умертвил одного из собственных людоедов. Вообще все демоны в картине кажутся вполне нормальными, даже очеловеченными. Их видит и Альма, они приглашают чету Бергов в свой замок, но странность этих «людей» заметна сразу, а позже дорастает до гиперболических размеров: Бергман, например, считал очень удачным тот кадр, где один из героев-демонов спокойно ходит по стенам и потолку, со словами «Я ревную, это просто ревность!». Момент этот действительно удачно вписывается в общую канву картины, и один из немногих, но очень ярких эпизодов, напоминает зрителю о том, что они вместе с героем перешли в мир ирреальный, потусторонний. Как ни странно, но Юхан предпочел этот мир, нормальной жизни и счастью с Альмой. Внутреннее разрушение привело к реальной гибели героя.
Теперь немного о заглавии картины. Оно, в отличие от самого сюжета, довольно прозрачное: Час волка – секунды между тремя и четырьмя часами утра, это время, когда поднимает голову вся нечисть. Именно поэтому Бергман постоянно подчеркивает, что героя мучает бессонница, что он засыпает только под утро, однако все время живет на грани сна и яви. Глубина и высокое психологическое напряжение, которое испытывает зритель, передается и через цитаты Фрейда, Феллини, Хичкока, а также самого Бергмана, которыми насыщен фильм. Режиссер признавался, что язык его творения получился слишком литературным, однако едва ли жалел об этом. Эксцентричность, насыщенная проблематика картины, ее пугающие и чарующие образы, как нельзя лучше отразил главный вопрос, прозвучавший из уст главного героя: «Зеркало разбито, но что отражают осколки?!»
Раиса Ханукаева
Сюрреалистический фильм о трагической судьбе художника, столкнувшегося с внешним миром, его «людоедами» и внутренними «демонами». Сюжет не новый, даже немного «затертый» для современного зрителя, но сама картина крайне сильна, глубоко психологична, она пугает и завораживает одновременно!
Бергман, как всегда, вложил в свою работу много личных переживаний: « Мое воспитание, без всяких сомнений, создавало благодатную почву для демонов невроза» - не те ли это демоны, которые неустанно преследовали главного героя Юхана? Нельзя говорить о том, что, создавая образ художника, Бергман отразил в нем черты своего характера, для режиссера и фильм и все его герои были своего рода экспериментом, он шел наугад.
Действие начинается со слов Альмы (Лив Ульман) – молодой жены Юхана (Макс фон Сюдов) – сначала кажется, что со своей исповедью она обращается прямо к зрителям, гораздо позже этот прием Бергман повторит в своем последнем фильме – «Сарабанда». Прямой взгляд в камеру, глазами, полными слез, усиливают представление о том, что каждое слово женщины обращено к людям, находящимся по другую сторону экрана. Из предыстории становится ясно, что Юхан Борг бесследно исчез и все его дневники переданы автору картины. Развитие действия продолжается только в первые несколько минут: Юхан и Альма переезжают в маленький домик на острове, показаны некоторые минуты работы живописца. Далее начинается чистой воды абстракция – бал у сатаны, лишенный всякой мистики. Мир главного героя разбивается на две половины: с одной стороны молодая, любящая Альма, она ждет ребенка, и олицетворяет саму жизнь, с другой – мир его собственных нервических фантазий, груз прошлого и разлад с самим с собой в настоящем. Герой обретает какое-то новое, непонятное для него «Я», у этого «я» есть любовница, живущая на материке, он ищет с ней встречи (хотя ни о каком чувстве речи не идет) и стреляет в законную жену (мимо). Последний кусок «мира» населяют демоны, людоеды, пожирающие друг друга, они представлены в лице обитателей замка и мальчика, кусающего живописца, и убитого им же. Кадр страшный, если не понять, что Юхан умертвил одного из собственных людоедов. Вообще все демоны в картине кажутся вполне нормальными, даже очеловеченными. Их видит и Альма, они приглашают чету Бергов в свой замок, но странность этих «людей» заметна сразу, а позже дорастает до гиперболических размеров: Бергман, например, считал очень удачным тот кадр, где один из героев-демонов спокойно ходит по стенам и потолку, со словами «Я ревную, это просто ревность!». Момент этот действительно удачно вписывается в общую канву картины, и один из немногих, но очень ярких эпизодов, напоминает зрителю о том, что они вместе с героем перешли в мир ирреальный, потусторонний. Как ни странно, но Юхан предпочел этот мир, нормальной жизни и счастью с Альмой. Внутреннее разрушение привело к реальной гибели героя.
Теперь немного о заглавии картины. Оно, в отличие от самого сюжета, довольно прозрачное: Час волка – секунды между тремя и четырьмя часами утра, это время, когда поднимает голову вся нечисть. Именно поэтому Бергман постоянно подчеркивает, что героя мучает бессонница, что он засыпает только под утро, однако все время живет на грани сна и яви. Глубина и высокое психологическое напряжение, которое испытывает зритель, передается и через цитаты Фрейда, Феллини, Хичкока, а также самого Бергмана, которыми насыщен фильм. Режиссер признавался, что язык его творения получился слишком литературным, однако едва ли жалел об этом. Эксцентричность, насыщенная проблематика картины, ее пугающие и чарующие образы, как нельзя лучше отразил главный вопрос, прозвучавший из уст главного героя: «Зеркало разбито, но что отражают осколки?!»
Раиса Ханукаева