Biutiful

Автор: Ольга Анциферова от 13-03-2011, 19:58, посмотрело: 2259

Наркотики, африканские нелегалы в грязных подворотнях, проституция и нищета… Согласитесь, далеко не первые образы, приходящие в голову при мысли о солнечной Барселоне.

Но для главного героя картины Уксбаля это привычная реальность. Днем он крышует теневой бизнес, а вечером нянчится с двумя детьми. Жена домой заходит редко, так как все ее время уходит на оказание сомнительных услуг различным джентльменам, в том числе и похотливому братцу мужа. Наверное, такую жизнь можно было бы назвать вполне обыденной для бедных барселонских кварталов, если бы не два важных обстоятельства, выделяющих Уксбаля: он умирает от рака простаты и обладает редким даром общения с мертвыми. Последним он иногда даже зарабатывает деньги, по просьбе родственников говоря с душами недавно умерших людей.

Именно за счет этих двух моментов достигается глубина сюжета, если слово «сюжет» по отношению к «Бьютифул» вообще применимо. По сути, с самого начала понятно, чем все закончится, действия в картине сравнительно немного. Зато Иньярриту как всегда удалось создать неповторимо реалистичную атмосферу, буквально засасывающую зрителя в криминальный мир барселонских улиц, где сплелись воедино трагические судьбы многих людей. Режиссер прошелся по всем актуальным для больших городов проблемам: наркомания, проституция, гомосексуализм, проблема иммиграции, воспитания детей и, конечно, одиночества. Невозможно без надрыва наблюдать за страданиями главного героя, не смотря ни на что, в общем-то, очень неплохого человека, сминаемого жестокими обстоятельствами. И невозможно не ощутить, что все это - не просто картинки по ту сторону экрана, а наша с вами современная реальность. «Бьютифул» всерьез заставляет задуматься о том, насколько же хрупка и мимолетна человеческая жизнь, как легко роковая случайность или внезапно обнаруженная болезнь может ее оборвать.

Но это – лишь на поверхности. В глубине картины лежит фундаментальный человеческий страх: быть забытым сразу после смерти, уйти из жизни, не оставив после себя даже воспоминания близких. А еще безумно трогательно раскрывается смысл названия и великолепно срежиссированы начальная и финальная сцены.

Надо отметить, что в «Бьютифул» как нигде важен звук, поэтому хорошо, что в российский прокат фильм вышел на испанском языке с русскими субтитрами. Еще радует адекватный перевод названия (точнее, его отсутствие), а то после «Начала» (англ. «Inception») можно было ожидать худшего.

В общем, Алехандро Гонсалесу Иньярриту удалось создать очередной шедевр в своем фирменном стиле. И пусть его новый фильм не взял «Оскара» как «Лучший на иностранном языке», он просто обязателен к просмотру.

Ольга Анциферова

Категория: Кино большого города