«Дорога» – один из лучших фильмов знаменитого Федерико Феллини. Это красивая, но грустная история бедной девушки, в буквальном смысле слова купленной грубым уличным актером Дзампано, взамен ее умершей сестры Розы. Картина снята отчасти по канонам неореализма, ставшего в Италии реакцией на действия фашистов во главе с Муссолини, отчасти по творческому порыву самого художника. Именно за это творчество работа Феллини подверглась критике его коллег, неизменно преданных стилю. Но за это же сочетание «Дорогу» полюбили зрители практически по всему миру, в 1957 году картина получила Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
От неореализма здесь осталось детальное изображение жизни и быта простых людей, а также образ одного из главных героев – Дзампано, звероподобный характер которого, скорее всего порождение фашизма, жестко критикуемого неореалистами. В этой истории вы не увидите ни национального подъема, ни борьбы за общее дело, ни страдания народа – основных условий стиля. И все-таки картина очень близка его идеям.
Сюжет основан на сугубо личной истории Джальсомины – слегка глуповатой, что называется, не от мира сего, девушки, умеющей, однако, любить, сопереживать и страдать. Но язык Феллини метафоричен, и через эту историю художник, скорее всего, стремился показать характер всего мира – такого же страшного и грубого, как спутник и узурпатор главной героини, но, как и в Дзампано, в обществе тоже есть искорка человечности, которую несут в себе люди, подобные Джальсомине и Мото.
В картине рефреном идет кадр путешествия Джальсомины и Дзампано, подчеркивающий явный мотив дороги, отсюда и название фильма. Этот мотив выполняет, по меньшей мере, две функции: с одной стороны, показывает развитие главных героев, оба персонажа не статичны, с другой – демонстрирует современную автору и героям действительность, этот же прием когда-то использовал Гоголь в «Мертвых душах». Для Феллини образ дороги – ниточка, связывающая несколько маленьких сюжетов: перед зрителями появляются различные группы людей, все они примерно одинакового социального статуса, но совершенно не похожи друг на друга. Истинно человеческие черты, самая главная из них – способность чувствовать, не потеряли только те, кто являлся частью сплоченной группы или семьи. Автор не ставил вопрос о силе народа, о том, что совместными усилиями можно свергнуть неугодную власть, Феллини говорит лишь о возможности выживания, о возможности сохранения в сплоченном обществе доброты и справедливости.
Яркие примеры таких «семей» представляют монастырь и труппа бродячего цирка. Каждая из них готова приютить у себя Джальсомину, но она отказывается, потому что кроме нее у Дзампано никого нет. Однажды девушка действительно была готова уйти с цирком, но после разговора с Мото – забавным, добрым членом труппы, немножко поэтом, немножко музыкантом, немножко клоуном – отказывается от этой идеи. Удивительно, но Мото внушает Джальсомине, что человек, который только что пытался его убить, может быть влюблен в нее, то есть видит, что сердце Дзампано не омертвело.
Оно действительно было живо, вот только понимает это герой очень поздно. Совершив множество грехов, в конце фильма от молодой женщины он слышит музыку, которую часто наигрывала Джальсомина (лейтмотив картины, композитор Нино Ротто, авт.), случайная знакомая рассказывает циркачу о последних днях его напарницы. Феллини завершает картину, оставляя своего героя наедине со страшными мучениями.
Эта история с восторгом была принята зрителями, особенно на родине картины, в Италии. Роль нежной Джальсомины исполнила жена и муза Феллини, Джульетта Мазина. Эта была ее первая большая работа. Впоследствии Джульетта еще долго для итальянцев ассоциировалась именно с Джальсоминой, известен даже факт, когда у актрисы на улице украли сумку, вечером сумка лежала у дверей ее дома с запиской: «Прости нас, Джальсомина».
Раиса Ханукаева
От неореализма здесь осталось детальное изображение жизни и быта простых людей, а также образ одного из главных героев – Дзампано, звероподобный характер которого, скорее всего порождение фашизма, жестко критикуемого неореалистами. В этой истории вы не увидите ни национального подъема, ни борьбы за общее дело, ни страдания народа – основных условий стиля. И все-таки картина очень близка его идеям.
Сюжет основан на сугубо личной истории Джальсомины – слегка глуповатой, что называется, не от мира сего, девушки, умеющей, однако, любить, сопереживать и страдать. Но язык Феллини метафоричен, и через эту историю художник, скорее всего, стремился показать характер всего мира – такого же страшного и грубого, как спутник и узурпатор главной героини, но, как и в Дзампано, в обществе тоже есть искорка человечности, которую несут в себе люди, подобные Джальсомине и Мото.
В картине рефреном идет кадр путешествия Джальсомины и Дзампано, подчеркивающий явный мотив дороги, отсюда и название фильма. Этот мотив выполняет, по меньшей мере, две функции: с одной стороны, показывает развитие главных героев, оба персонажа не статичны, с другой – демонстрирует современную автору и героям действительность, этот же прием когда-то использовал Гоголь в «Мертвых душах». Для Феллини образ дороги – ниточка, связывающая несколько маленьких сюжетов: перед зрителями появляются различные группы людей, все они примерно одинакового социального статуса, но совершенно не похожи друг на друга. Истинно человеческие черты, самая главная из них – способность чувствовать, не потеряли только те, кто являлся частью сплоченной группы или семьи. Автор не ставил вопрос о силе народа, о том, что совместными усилиями можно свергнуть неугодную власть, Феллини говорит лишь о возможности выживания, о возможности сохранения в сплоченном обществе доброты и справедливости.
Яркие примеры таких «семей» представляют монастырь и труппа бродячего цирка. Каждая из них готова приютить у себя Джальсомину, но она отказывается, потому что кроме нее у Дзампано никого нет. Однажды девушка действительно была готова уйти с цирком, но после разговора с Мото – забавным, добрым членом труппы, немножко поэтом, немножко музыкантом, немножко клоуном – отказывается от этой идеи. Удивительно, но Мото внушает Джальсомине, что человек, который только что пытался его убить, может быть влюблен в нее, то есть видит, что сердце Дзампано не омертвело.
Оно действительно было живо, вот только понимает это герой очень поздно. Совершив множество грехов, в конце фильма от молодой женщины он слышит музыку, которую часто наигрывала Джальсомина (лейтмотив картины, композитор Нино Ротто, авт.), случайная знакомая рассказывает циркачу о последних днях его напарницы. Феллини завершает картину, оставляя своего героя наедине со страшными мучениями.
Эта история с восторгом была принята зрителями, особенно на родине картины, в Италии. Роль нежной Джальсомины исполнила жена и муза Феллини, Джульетта Мазина. Эта была ее первая большая работа. Впоследствии Джульетта еще долго для итальянцев ассоциировалась именно с Джальсоминой, известен даже факт, когда у актрисы на улице украли сумку, вечером сумка лежала у дверей ее дома с запиской: «Прости нас, Джальсомина».
Раиса Ханукаева