интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Калейдоскоп шедевров » Не спрашивай, по ком звонит колокол…

 
 
 

Не спрашивай, по ком звонит колокол…

Автор: Раиса Ханукаева от 6-05-2010, 02:24, посмотрело: 4633

Не спрашивай, по ком звонит колокол… Весна, 1937 год, Испания… В самом разгаре Гражданская война* – одно из наиболее кровавых и известных событий первой половины XX века… Республиканцы постепенно сдают свои позиции, но не теряют надежды на победу. Люди сражаются за то, во что верят, за правительство, которое хотят видеть в настоящем и будущем, однако, Вторая испанская республика уже дала трещину…

Именно в это время разворачивается действие романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» и его одноименной экранизации созданной по сценарию Сема Вуда. Вышедшая через три года после публикации оригинала, картина, имела довольно хороший бюджет ($ 3 млн. – серьезная сумма для 1943 года) и успех среди зрителей.

Но вот несправедливость! Почему-то до сих пор история американского диверсанта Роберта Джордана, его сложнейшее задание и его любовь с испанской красавицей Марией, воспринимается, как мелодрама с несчастливым концом. Зрители, порой, забывают, что фильм снят точно по роману, даже реплики героев сохранены почти без изменения. Более того, даже в вопросе об актерах Вуд учел мнение Эрнеста Хемингуэя: известно, что, создавая портрет Марии, писатель держал в голове образ Ингрид Бергман, сыгравшей эту роль сразу после съемок в «Касабланке» Майкла Кёртиса.

Итак, сюжет картины заключил в себе не только взаимоотношения Роберта Джордана и Марии. Здесь, как ни громко это звучит, показана схема судьбы всех республиканцев Испании. Получая поддержку от СССР (коммунистов) и республиканцев других стран, эти люди боролись не только против генерала Франко, но и против первых проявлений фашизма. Время гражданской войны выдвинуло на первый план множество ярких, сильных личностей, таких как Пилар – «женщина с пламенными мозгами бешеного быка» - по выражению ее собственного мужа. Сильная, смелая, мудрая, эта героиня не только взяла на себя обязанность главы отряда, но и поддерживала боевой дух, сохраняя в сердцах своих людей верность идее. Очень интересен в картине образ Пабло – чистый пример того, как насилие порождает насилие, он не чувствует себя частью того континента, о котором говориться в эпиграфе, но колокол все - равно звонит и по нему тоже…

Не спрашивай, по ком звонит колокол… Теперь немного подробнее об актерах. Присмотритесь внимательнее к игре греческой актрисы Катины Паксино, получившей за роль Пилар «Оскара» в номинации «лучшая актриса второго плана», создается такое впечатление, что ее игра затмевает нежно-лиричную работу Ингрид Бергман. Паксино создала, наверное, самый яркий образ фильма, полностью вживись в роль, именно такой мы находим Пилар в романе Хемингуэя, невольно забывая, что внешность актрисы немного разнится с тем портретом, который дает писатель.

Кстати, среди исполнителей ролей второго и третьего плана задействовано очень много наших соотечественников. Владимир Соколов, эмигрировавший из России 1924 году, сыграл в картине старика Ансельмо. Почему-то кажется, что именно этому персонажу выпала роль высказать одну из главных идей фильма. Хемингуэй вложил в его уста длинный монолог о грехе человекоубийства, Сем Вуд, немного сокративший речь, смысла ее не поменял, и можно почувствовать всю горечь охотника, которому на старости лет приходится направлять свой карабин на себе подобных и губить молодые жизни. На экране мы видим душевные терзания человека, его едва влажные от слез глаза.

Сын знаменитого Федора Шаляпина исполнил здесь крохотную эпизодическую роль Кашкина, погибшего в самом начале фильма. И даже Пабло, мужа Пилар, занимающего в сюжетной линии отнюдь не последнее место, играет выходец из республики бывшей когда-то частью Советского Союза: Аким Тамиров имеет армянское происхождение. Что же касается главных персонажей, сыгранных Гэри Куппером и Ингрид Бергман, то в двух словах о них не расскажешь это обязательно надо увидеть.

В картине есть еще один интересный момент - подробно показана работа подрывника-динамитчика. Вуд и здесь не стал отставать от Хемингуэя, который сделал из своего романа настоящую памятку для диверсанта, и воплотил теоретические советы на экране. Так что любителям истории, особенно военной, наверно будет интересно посмотреть, как взрывали поезда и мосты в XX веке.
Так что, приятного просмотра!

* Гражданская война в Испании (1936-1937 год)- стала следствием противостояния левосоциалистического республиканского правительства, поддерживаемого СССР и поднявшими вооруженный мятеж право-монархическими силами, поддержку которым оказывали фашистские Германия и Италия

Раиса Ханукаева

Категория: Авторские колонки » Калейдоскоп шедевров