интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Александр Михайлов. "После дождя"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Александр Михайлов. "После дождя"

Автор: Ольга Пурчинская от 18-06-2023, 09:51, посмотрело: 222

«После дождя» («Мокрая терраса») – полотно кисти русского и советского живописца Александра Михайлова (1881-1963) 1935 года. Находится в фондах Государственной Третьяковской галереи.

Над этим пейзажем Михайлов работал в своем родном городе Козлове (в наши дни город известен как Мичуринск) Тамбовской области. На создание шедевра мастера вдохновила улица, на которую он вышел сразу после грозы. Стихия обрушилась на регион, когда живописец прибыл в свои края, чтобы отдохнуть, набраться сил, здоровья, новых эмоций и впечатлений. Позднее в своем дневнике он писал, что был потрясен благоуханием свежести, которая царила в атмосфере. Все вокруг наполнялось пением птиц, нежными ароматами трав и цветов. На столе, полу и скамейках капли воды переливались в солнечных лучах всеми цветами радуги. Верхушки деревьев венчало безоблачное голубое небо.

Наслаждаясь этой свежей красотой, Александр Михайлов сразу принялся за работу. Он очень спешил зафиксировать все до мельчайших нюансов, ведь такая красота весьма скоротечна. Картина была готова через 3 часа. Художник на протяжении всей своей творческой биографии, начиная с периода обучения, тяготел к природной тематике. Больше всего его впечатляли и вдохновляли пейзажи родных краев, только что умытые дождем. Изображение предметов, увлажненных потоками воды, представлялись ему весьма живописными.

Глядя на картину, зритель, согласно замыслу автора, смотрит на веранду из-за входной двери. На первый взгляд, в изображении доминирует бытовая тематика – промокший насквозь сад после только что закончившегося грозового ливня.

Серьезное впечатление производит то, насколько Михайлов внимателен к деталям. Глядя на его пейзаж, можно уловить насколько сильный ветер сопровождал летнюю стихию: капли воды попали даже на дальние участки веранды, скрытые под крышей, а на столе опрокинут стакан.

Стол – старинный предмет интерьера, он красивый, деревянный, с резными ножками. Ваза с цветами при этом не пострадала. Сами же благоухающие растения заметно согнулись под тяжестью налившейся сверху воды. Мебель стоит у самого края веранды, так что навес не закрыл ее от мощного дождя.

В вазе стоит букет пионов. На основании этого наблюдения можно сделать вывод о том, когда Александр Михайлов был в отпуске. В его родной Тамбовской области эти нежные, ароматные цветы распускаются в июне.

На то, что ливень только закончился, указывает не только сверкающая на всех поверхностях вода, но и капли, которые так и норовят соскользнуть с перил, листьев и крыши.

Картина дышит свежестью. Художнику удалось доподлинно передать атмосферу чистоты, свежести и повсеместного благоухания, которая неизменно воцаряется в природном массиве сразу после обильных летних грозовых ливней. Ароматы цветов ощущаются при взгляде на картину чуть ли не физически.

Ольга Пурчинская

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста