«Читающая Мария Магдалина» - полотно кисти итальянского живописца эпохи Ренессанса Пьеро ди Козимо. Портрет датирован примерно 1500-1510 годами. Сегодня картина находится в постоянной экспозиции итальянской Национальной галереи античного искусства в Риме.
Полотно размером 72х53 см ди Козимо написал в начале XVI века для своей личной коллекции. При жизни художника шедевр не подлежал продаже. После смерти мастера портрет на протяжении нескольких столетий регулярно переходил от одного владельца к другому. Выявить цепочку собственников и проследить путь картины историки искусства не могут вплоть до 1895 года, когда ее приобрел римский Национальный музей. В 2002 году полотно перешло в ведение итальянской Национальной галереи античного искусства.
Работу над «Читающей Марией Магдалиной» ди Козимо начал в 1500 году. Самой сложной частью работы мастер признал написание лица. Этот процесс занял у него два месяца. Натурщица ежедневно по несколько часов позировала мастеру, пока он колдовал над ликом, тщательно вырисовывая каждую деталь вплоть до эмоций и морщинок. Имя модели не подлежало огласке, однако доподлинно известно, что вдохновлять живописца непременно должна была итальянка с ее естественной красотой и привлекательными («божественными») формами.
Завершив работу над лицом Марии Магдалины, Пьеро ди Козимо занялся остальными элементами портрета. Поскольку это была работа, которую художник выполнял не на заказ, а для собственных архивов, то время его не поджимало и можно было экспериментировать, а параллельно отвлекаться на актуальные коммерческие проекты. Каждый фрагмент портрета, каждая его деталь имеют символический фундамент, ведь отдельно взятыми элементами ди Козимо хотел что-то показать.
Несмотря на то, что картина «Читающая Мария Магдалина» - портрет, искусствоведы просматривают на ней и элементы натюрморта. Книга, которую держит в руках библейская героиня, облаченная в одежды эпохи Возрождения, привлекает к себе внимание символистов. Дело в том, что ди Козимо не просто снабдил девушку реквизитом, а написал на страницах несколько строк. Смысловую нагрузку, однако, эти письмена не несут, во всяком случае, художник их содержанием с потомками не поделился.
Работа над портретом велась в два этапа. Сначала мастер прорисовывал контуры лица, после чего стал с ювелирной точностью наносить тени черного и светлого оттенков. Темные фрагменты затем подчеркивались при помощи туши. Это делалось для того, чтобы при любом освещении изображение лица выглядело максимально естественным, а девушка на картине имела свежий, ухоженный, отдохнувший вид.
Ольга Пурчинская
Полотно размером 72х53 см ди Козимо написал в начале XVI века для своей личной коллекции. При жизни художника шедевр не подлежал продаже. После смерти мастера портрет на протяжении нескольких столетий регулярно переходил от одного владельца к другому. Выявить цепочку собственников и проследить путь картины историки искусства не могут вплоть до 1895 года, когда ее приобрел римский Национальный музей. В 2002 году полотно перешло в ведение итальянской Национальной галереи античного искусства.
Работу над «Читающей Марией Магдалиной» ди Козимо начал в 1500 году. Самой сложной частью работы мастер признал написание лица. Этот процесс занял у него два месяца. Натурщица ежедневно по несколько часов позировала мастеру, пока он колдовал над ликом, тщательно вырисовывая каждую деталь вплоть до эмоций и морщинок. Имя модели не подлежало огласке, однако доподлинно известно, что вдохновлять живописца непременно должна была итальянка с ее естественной красотой и привлекательными («божественными») формами.
Завершив работу над лицом Марии Магдалины, Пьеро ди Козимо занялся остальными элементами портрета. Поскольку это была работа, которую художник выполнял не на заказ, а для собственных архивов, то время его не поджимало и можно было экспериментировать, а параллельно отвлекаться на актуальные коммерческие проекты. Каждый фрагмент портрета, каждая его деталь имеют символический фундамент, ведь отдельно взятыми элементами ди Козимо хотел что-то показать.
Несмотря на то, что картина «Читающая Мария Магдалина» - портрет, искусствоведы просматривают на ней и элементы натюрморта. Книга, которую держит в руках библейская героиня, облаченная в одежды эпохи Возрождения, привлекает к себе внимание символистов. Дело в том, что ди Козимо не просто снабдил девушку реквизитом, а написал на страницах несколько строк. Смысловую нагрузку, однако, эти письмена не несут, во всяком случае, художник их содержанием с потомками не поделился.
Работа над портретом велась в два этапа. Сначала мастер прорисовывал контуры лица, после чего стал с ювелирной точностью наносить тени черного и светлого оттенков. Темные фрагменты затем подчеркивались при помощи туши. Это делалось для того, чтобы при любом освещении изображение лица выглядело максимально естественным, а девушка на картине имела свежий, ухоженный, отдохнувший вид.
Ольга Пурчинская