интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Якоб Йорданс. "Бобовый король"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Якоб Йорданс. "Бобовый король"

Автор: Ольга Пурчинская от 4-12-2020, 05:28, посмотрело: 1286

#МоиЛюбимыеАртефакты. Якоб Йорданс. "Бобовый король"«Бобовый король» («Король пьет») - шедевр фламандской живописи (около 1638), размер 160х213 см. Групповой портрет кисти Якоба Йорданса (1593-1678) представляет собрание картин Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

На полотне изображено застолье в честь дня Богоявления (6 января). В католических странах для праздничного пира готовилось особое меню, венцом которого был специальный десерт, так называемый Пирог Волхвов. Отличительная особенность этого блюда - запеченный внутри небольшой сюрприз. Каждому участнику застолья в куске могло попасть бобовое зернышко, орех, монетка или крошечная фигурка Иисуса Христа или какого-либо святого.

Счастливчик, которому доставался кусок пирога с заветным сюрпризом, получал титул Бобового Короля и до конца вечера возглавлял праздничную трапезу. Затем Его Величество выбирал себе Королеву из числа сидящих за столом, после чего все гости кричали: «Король пьет! Да здравствует Король!». Отсюда первое неофициальное название картины - «Король пьет». На полотне зафиксирован именно этот момент.

Основной сюжет картины - верхушка айсберга. Также Йорданс изобразил на своем полотне несколько аллюзий на известные голландские и фламандские пословицы. Так, фрагмент, на котором собака просит у мальчика немного угощения - визуальное воплощение пословицы «Жадный не знает меры». Предполагается, что волынщик, надувший щеки, олицетворяет мудрое изречение о том, что «С хорошо набитым животом лучше поется». На праздничном столе художник сделал акцент на масло в фарфоровой миске и окорок на блюде. Оба деликатеса искусствоведы классифицируют как символы одного из семи смертных грехов - чревоугодия.

В Королевском музее изящных искусств в Антверпене (фламандский регион Бельгии) хранится рисунок Йорданса, который считается подготовительным этапом создания картины «Бобовый король». На нем мастер оставил надпись: «Хорошо быть гостем на вольной пирушке». Эту работу живописец выполнил черным мелом. В дальнейшем автор многократно дорабатывал свой эскиз, применяя цветные краски - акварель и гуашь. Неустанно заклеивая часть персонажей, художник поверх рисовал новых.

В роли «короля» для картины выступил тесть Йорданса, также фламандский живописец Адам ван Ноорт, образ «королевы» примерила на себя дочь мастера Елизавета. На этом пиру художник изобразил и себя в виде мужчины, стоящего за спинами «венценосных» особ и поднимающего кувшин.

18 августа 1762 года картина выставлялась на аукционе Вирмана в Амстердаме. Тогда ею никто не заинтересовался. Немного позднее, в 1733 году, она попала на торги в рамках ликвидации собрания Й. ван дер Марка. В конце XVIII столетия полотно попало в коллекцию российского государственного деятеля, светлейшего князя А.А.Безбородко. Затем его унаследовал библиофил и коллекционер шедевров живописи Н.А.Кушелев-Безбородко. После смерти собственника в 1862 году картина отошла Научно-исследовательскому музею Российской академии художеств. В 1905 году полотно было отреставрировано путем переноса изображения на новый холст. В 1922 году учреждение было ликвидировано, и множество находившихся в его фондах шедевров живописи перешло в собственность Государственного Эрмитажа. В их числе и «Бобовый король».

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста