Портрет Ф.И.Шаляпина - полотно работы Б.М.Кустодиева. Картина написана в 1922 году. Экспонируется в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Шедевр также известен под несколькими названиями, в том числе: «Новый город», «Ф.И.Шаляпин в незнакомом городе», «Ф.И.Шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».
Еще задолго до личного знакомства два русских мастера - художник Борис Кустодиев и оперный певец Федор Шаляпин - тепло и уважительно высказывались о творчестве друг друга. Их встреча случилась в 1919 году, инициатором выступил Максим Горький. Позднее артист привлек живописца к постановке спектакля в Мариинском театре - оперы А.Н.Серова «Вражья сила». Мастер согласился создать декорации и костюмы, а заодно договорился с легендарным басом о написании портрета.
Создание картины проходило в промежутке между 1920 и 1922 годами. Первые эскизы и наброски Кустодиев делал еще во время работы над оперной сценографией. Работа проходила не быстро, поскольку у художника на тот момент уже были парализованы ноги и писать в день он мог лишь небольшой фрагмент.
На картине изображен артист Федор Шаляпин, одетый в дорогую шубу и подходящую меховую шапку. Фон - зимний город, места массовых народных гуляний в праздник масленицы. Рядом с певцом нарисован его питомец Ройка - собака породы мопс, позади - дочери Марина и Марфа, а также личный секретарь Исай Дворищин.
Портрет Кустодиева - отражение внутреннего мира Шаляпина, который, даже став мировой знаменитостью, звездой своего поколения, остался истинно русским человеком с широкой душой, ценителем бескрайних просторов, национальных нравов, традиций и обычаев.
В 1922 году артист приобрел картину в частное владение и увез ее с собой во Францию. Работу Кустодиева он оценивал очень высоко, это было одно из самых дорогих ему полотен в собственной коллекции шедевров русской живописи. Тогда же художник написал уменьшенную копию портрета, которая позднее много лет выставлялась в картинных галереях всего мира. После смерти Кустодиева в 1927 году его «авторский» экземпляр некоторое время хранился в Государственной Третьяковской галерее, позднее был передан Русскому музею, где выставляется по сей день. В 1938 году скончался Шаляпин, и оригинал портрета долгое время находился у его потомков, пока в 1968 дочери не подарили его Ленинградскому театральному музею. С 1985 «подлинник» можно увидеть в Большой гостиной Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Санкт-Петербурге.
Оригинальное полотно размером 215 х 172 см, написанное маслом на холсте, внизу имеет надпись: «Ф.И.Шаляпину. Б.Кустодиевъ/1921». Уменьшенная копия, репродукция - 99,5 х 81 см, подпись: «Б.Кустодиевъ/1922».
Композиционное решение портрета таково. В центре, на переднем плане стоит величественная, монументальная фигура, облаченная в строгий, элегантный классический концертный костюм, сверху накинута роскошная шуба из бобрового меха. На голове - подходящая под общий имидж шапка. Вдалеке, на заднем плане, разворачиваются бескрайние просторы. «Декорация» к портрету - залитый солнцем ярмарочно-масленичный день.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Еще задолго до личного знакомства два русских мастера - художник Борис Кустодиев и оперный певец Федор Шаляпин - тепло и уважительно высказывались о творчестве друг друга. Их встреча случилась в 1919 году, инициатором выступил Максим Горький. Позднее артист привлек живописца к постановке спектакля в Мариинском театре - оперы А.Н.Серова «Вражья сила». Мастер согласился создать декорации и костюмы, а заодно договорился с легендарным басом о написании портрета.
Создание картины проходило в промежутке между 1920 и 1922 годами. Первые эскизы и наброски Кустодиев делал еще во время работы над оперной сценографией. Работа проходила не быстро, поскольку у художника на тот момент уже были парализованы ноги и писать в день он мог лишь небольшой фрагмент.
На картине изображен артист Федор Шаляпин, одетый в дорогую шубу и подходящую меховую шапку. Фон - зимний город, места массовых народных гуляний в праздник масленицы. Рядом с певцом нарисован его питомец Ройка - собака породы мопс, позади - дочери Марина и Марфа, а также личный секретарь Исай Дворищин.
Портрет Кустодиева - отражение внутреннего мира Шаляпина, который, даже став мировой знаменитостью, звездой своего поколения, остался истинно русским человеком с широкой душой, ценителем бескрайних просторов, национальных нравов, традиций и обычаев.
В 1922 году артист приобрел картину в частное владение и увез ее с собой во Францию. Работу Кустодиева он оценивал очень высоко, это было одно из самых дорогих ему полотен в собственной коллекции шедевров русской живописи. Тогда же художник написал уменьшенную копию портрета, которая позднее много лет выставлялась в картинных галереях всего мира. После смерти Кустодиева в 1927 году его «авторский» экземпляр некоторое время хранился в Государственной Третьяковской галерее, позднее был передан Русскому музею, где выставляется по сей день. В 1938 году скончался Шаляпин, и оригинал портрета долгое время находился у его потомков, пока в 1968 дочери не подарили его Ленинградскому театральному музею. С 1985 «подлинник» можно увидеть в Большой гостиной Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Санкт-Петербурге.
Оригинальное полотно размером 215 х 172 см, написанное маслом на холсте, внизу имеет надпись: «Ф.И.Шаляпину. Б.Кустодиевъ/1921». Уменьшенная копия, репродукция - 99,5 х 81 см, подпись: «Б.Кустодиевъ/1922».
Композиционное решение портрета таково. В центре, на переднем плане стоит величественная, монументальная фигура, облаченная в строгий, элегантный классический концертный костюм, сверху накинута роскошная шуба из бобрового меха. На голове - подходящая под общий имидж шапка. Вдалеке, на заднем плане, разворачиваются бескрайние просторы. «Декорация» к портрету - залитый солнцем ярмарочно-масленичный день.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета