интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Диего Веласкес. "Менины"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Диего Веласкес. "Менины"

Автор: Ольга Пурчинская от 23-05-2020, 20:48, посмотрело: 1091

#МоиЛюбимыеАртефакты. Диего Веласкес. "Менины"«Менины» (исп.Las Meninas«Фрейлины»), или «Семья Филиппа IV» - полотно видного представителя Золотого века испанской живописи Диего Веласкеса. Картина написана в 1656 году. В настоящее время находится в постоянной экспозиции музея Прадо (Мадрид, Испания).

Артефакт представляет собой групповой портрет. На картине изображена реалистичная сцена живописания семьи короля Испании Филиппа IV, его супруги и племянницы (Марианна Австрийская), а также их дочери - инфанты Марии Терезии - со свитой.

Полотно Веласкеса в течение нескольких столетий неоднократно подвергалось глубокому, тщательному анализу искусствоведов и историков искусства из многих стран. Некоторые специалисты охарактеризовали знаменитую картину как «подлинную философию искусства» и даже «теологию живописи». Современные ученые называют ее «высшим достижением Веласкеса»: это «самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи; возможно, самое глубокое высказывание о ее возможностях из когда-либо сделанных».

Для общества Испании XVII века было характерно четкое разграничение деятелей искусства по социальным статусам. К элитарному сословию наиболее приближены оказались музыканты и поэты. Живописцы находились на несколько ступеней ниже – рисование считалось не искусством, а ремеслом. Веласкес, несмотря на свое основное занятие, сумел подняться по социальной лестнице, став королевским камергером. Это привело и к значительному укреплению его материального положения.

На момент написания «Менин» (а всего им было написано несколько портретов королевской семьи) Веласкес прослужил при дворе 33 года. Тогда он был уже не только художником монаршего Дома, но и куратором стремительно растущей коллекции модной европейской живописи. Под его началом в королевском дворце обосновались шедевры Тициана, Рубенса и Рафаэля. Они и сейчас хранятся в фондах музея Прадо.

Филипп IV отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласкесу включить себя в композицию «Менин», поскольку это был единственный семейный портрет королевского Дома, созданный живописцем.

Сюжет картины прост: художник пишет портрет короля и королевы. Их изображение зафиксировано в качестве зеркального отражения (зеркало висит на дальней стене). На авансцене расположена юная инфанта Маргарита (на момент написания картины ей было 5 лет). Принцессу сопровождают менины (фрейлины), дочери самых высокопоставленных испанских семей того времени - донья Исабель де Веласко и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами. Позади - компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа в трауре, которая беседует со своим личным охранником.

«Менины» - полотно-загадка, вокруг него до сих пор не утихают споры искусствоведов. Ученые ищут скрытые смыслы в каждом повороте головы, цвете платья или размере изображенной в ногах героя картины огромной собаки. Но очень часто оказывается, что никаких важных посланий потомкам художник в своем шедевре не зашифровывал, это лишь плоды богатого воображения историков изобразительного искусства.

Ценители Прекрасного, не обремененные учеными степенями, получают удовольствие от возможности соприкосновения с красивой, очень жизненной картиной, где мастеру удалось передать образы высокородных детей, уже знающих правила этикета, но не потерявших еще свою искренность, самобытность и обаяние.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста