«Опять двойка» - полотно кисти советского живописца и графика Федора Решетникова (1906-1988). Картина написана в 1952 году. Сегодня ее можно созерцать в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Более ранняя версия работы мастера хранится в собрании Фонда Art Russe.
Картина представляет собой групповой семейный портрет на всегда актуальную, злободневную, бытовую тему. Для изображения характерна удивительная реалистичность. Едва ли не каждый школьник, приобщаясь к знаменитой картине, узнает в этом светловолосом, сильно напряженном мальчике, себя. Хотя бы раз многие возвращались из школы, а портфель им значительно утяжелял дневник с «двойкой» (в отдельных случаях даже не с одной). Понуро склонившего голову школьника весьма неприветливо встречают утомленная домашними делами мать, а также вернувшаяся раньше сестра-пионерка и младший брат, еще даже не понюхавший порох ежедневных занятий. Похоже, двоечника по-настоящему рада видеть только собака – единственный друг, который любит, несмотря ни на какие бытовые проблемы. Впрочем, вероятнее всего, подобная реакция родных – всего лишь плоды разыгравшегося воображения угнетенного нерадивого ученика.
Поскольку на портрете реалистично изображена сцена их жизни, он относится к жанру бытовой живописи. В советских школах бытовала практика написания сочинения по этой картине с целью развития у учеников навыков устной и письменной речи.
Картина «Опять двойка» - центральная часть триптиха Федора Решетникова. Первый фрагмент этого цикла называется «Прибыл на каникулы» (написана в 1948 году), заключительный – «Переэкзаменовка» (1954). Интересно, что первые две части пользовались всенародной популярностью, а третья такого успеха автору уже не принесла.
В левом углу картины «Опять двойка» на стене висит репродукция картины «Прибыл на каникулы», а на аналогичной позиции в «Переэкзаменовке» можно увидеть изображение «Двойки».
Сюжет полотна «Опять двойка» стал основой для сюжета одноименного выпуска легендарного сатирического журнала для детей и подростков «Ералаш». Это 124-й выпуск программы.
Существует неподтвержденная гипотеза, согласно которой собаку написал другой художник – Аркадий Пластов. Об этом говорили многие представители близкого окружения Федора Решетникова, но четких подтверждений предоставлено не было.
Ольга Пурчинская
Картина представляет собой групповой семейный портрет на всегда актуальную, злободневную, бытовую тему. Для изображения характерна удивительная реалистичность. Едва ли не каждый школьник, приобщаясь к знаменитой картине, узнает в этом светловолосом, сильно напряженном мальчике, себя. Хотя бы раз многие возвращались из школы, а портфель им значительно утяжелял дневник с «двойкой» (в отдельных случаях даже не с одной). Понуро склонившего голову школьника весьма неприветливо встречают утомленная домашними делами мать, а также вернувшаяся раньше сестра-пионерка и младший брат, еще даже не понюхавший порох ежедневных занятий. Похоже, двоечника по-настоящему рада видеть только собака – единственный друг, который любит, несмотря ни на какие бытовые проблемы. Впрочем, вероятнее всего, подобная реакция родных – всего лишь плоды разыгравшегося воображения угнетенного нерадивого ученика.
Поскольку на портрете реалистично изображена сцена их жизни, он относится к жанру бытовой живописи. В советских школах бытовала практика написания сочинения по этой картине с целью развития у учеников навыков устной и письменной речи.
Картина «Опять двойка» - центральная часть триптиха Федора Решетникова. Первый фрагмент этого цикла называется «Прибыл на каникулы» (написана в 1948 году), заключительный – «Переэкзаменовка» (1954). Интересно, что первые две части пользовались всенародной популярностью, а третья такого успеха автору уже не принесла.
В левом углу картины «Опять двойка» на стене висит репродукция картины «Прибыл на каникулы», а на аналогичной позиции в «Переэкзаменовке» можно увидеть изображение «Двойки».
Сюжет полотна «Опять двойка» стал основой для сюжета одноименного выпуска легендарного сатирического журнала для детей и подростков «Ералаш». Это 124-й выпуск программы.
Существует неподтвержденная гипотеза, согласно которой собаку написал другой художник – Аркадий Пластов. Об этом говорили многие представители близкого окружения Федора Решетникова, но четких подтверждений предоставлено не было.
Ольга Пурчинская