Сахарное будущее

Автор: Ирина Обухова от 28-01-2009, 23:37, посмотрело: 3679

Побеленные кремлёвские стены, опричники на красных «меринах», китайский язык в школах, массовое сожжение загранпаспортов… Что это: неуёмная фантазия автора или будущая Россия?

Вдохновлённый успехом «Дня опричника», Владимир Сорокин создал сборник рассказов «Сахарный Кремль», где образ «новой России» доводится до логического завершения. Уже нет новых метафор и аллегорий, автор усиливает написанное ранее, и невольно начинаешь верить в то, что жутковатые нравы и быт России-2028 (публичные порки на площадях, свободная продажа кокаина) – наше будущее.

Мир «Сахарного Кремля» гротескный, он соблазнительный и отталкивающий, привлекательный и страшный, открытый и недоступный.

Сахарный Кремль, рождественский подарок для детей, - лейтмотив, соединяющий эпизоды, именно его с наслаждением запивают чаем герои рассказов, именно кусочек стены или башенки так успокаивающе-сладко тает на языке в трудный жизненный момент. Он объединяет людей, делает их участниками какого-то ритуала.

Сорокин не жалеет деталей для описаний российских реалий: дома отапливаются печами, по улицам ходят юродивые, а в магазинах весь товар делится на два сорта, чтобы не смущать граждан выбором.

Из рассказов мы узнаем, как живётся при Государе простой семье («Марфушина радость»), заключённым, призванным построить Великую Русскую Стену, которая оградит Россию от внешних врагов раз и навсегда («Харчевание»), деревенским жителям («Хлюпино»). Рассказ «Очередь» отсылает к ранней пьесе автора, но теперь герои стоят всё за тем же сахарным Кремлём.

Инакомыслие жестоко подавляется, «супротивных», которые «полезли из всех щелей, аки сколопендрие зловредное», допрашивают в Тайном приказе, похожем на НКВД. Попасть в немилость может любой человек, в «новой России» даже безгрешного сделают виновным.

Язык автора, намеренно «архаический» и напоминающий сказ, помогает ощутить умственную деградацию людей будущего, ведь, несмотря на средневековую мораль, технический прогресс не стоит на месте, появляются новые изобретения, но сознание людей неуклонно катится вниз.
Антиутопия Сорокина мрачна, она заставляет нас задуматься, куда мы идём, какой всё-таки путь у России? Лучше что-то изменить сегодня, чем потом меланхолично посасывать верхушку Спасской башни и здороваться с портретом Государя.

Ирина Обухова

Категория: Авторские колонки » Литература. XXI век