Паломничество в эпоху Средневековья стало важнейшим событием в жизни христиан благодаря ряду серьезных испытаний, неизбежно возникавших на пути верующих и приводящих к торжеству Высшего над Низшим, Небесного над Земным, Духовного над Физическим. Это обстоятельство привело к появлению специальных паломнических церквей, вскоре получивших статус культурных и политических центров своего времени, которые строились так, чтобы находиться четко на пути к главным святыням Средневековой Европы.
Для паломнических церквей было очень важно, чтобы внутри могло разместиться огромное количество верующих, прибывавших туда из самых разных населенных пунктов, в том числе отдаленных. Такова была главная задача этих построек, чему соответствовала их архитектура: все путешественники, пожелавшие принять участие в мессе, обязательно попадали внутрь. Там же гости поклонялись мощам и другим святыням и реликвиям.
В романском архитектурном стиле были построены первые огромные средневековые христианские здания, способные единовременно принять множество молящихся прихожан. Гигантские сооружения полностью создавались из камней. Увеличение размера храмов неизбежно приводило к возникновению новых видов конструкций и опор: крестовых (два полуцилиндра скрещиваются под прямым углом) и цилиндрических (в форме полуцилиндра) сводов, массивных толстых стен, обильных гладких поверхностей, крупных опор, декоративных скульптурных орнаментов. Все эти признаки характерны для церквей как раннего, так и позднего романского периода.
Если здания романских соборов сохранились на многие столетия, то росписей средневековых построек на сегодняшний момент почти не осталось. Храмовая живопись была необходима для организации внутреннего церковного пространства. Эффект достигался за счет использования ярких красок и четких, уравновешенных композиций.
Изображения на стенах христианских построек относились, как правило, к библейской тематике, рассматривать их следовало, двигаясь от входа в храм по направлению к алтарю. В самом центре собора находилось изображение Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы. Ниже располагались ангелы, святые и апостолы. На западной стене алтаря и на венчающей его триумфальной арке изображались сцены Страшного Суда. Внизу мастера располагали живописные орнаменты. Романские росписи имели ряд характерных жанровых особенностей. Они несли назидательный характер, изображения лиц, жестов и движений обязательно были выразительными и плоскими. Некоторые сцены порой представляли собой композицию из нескольких разных моментов.
Новые очертания обрела в романский период и светская архитектура. Деревянные до этого времени замки феодалов стали походить на неприступную каменную крепость. По такому принципу сооружались первые небольшие средневековые города, для защиты обнесенные рвами и крепостными стенами. Попасть в населенный пункт можно было, пройдя сквозь укрепленные массивные ворота башен.
В центре средневекового замка располагался донжон (главная башня средневекового светского сооружения; находится внутри крепостных стен). Согласно типовым проектам построек такого вида, подвалы использовались как тюрьма, первый этаж - в качестве кладовой, на втором располагались покои хозяина и членов его семьи. Более высокие уровни замка выделялись для проживания охраны и слуг. На вершине было удобнее всего внимательно наблюдать за окрестностями. Несколько позже рядом с замком стали строить отдельный комфортный дом, где феодал мог жить в мирное время.
За крепостными стенами находилось небольшое государство, удельное княжество со своими храмами, библиотеками, хозяйственными помещениями, конюшнями, кухней и другими неотъемлемыми объектами быта и культуры. Замок чаще всего обносился глубоким рвом, преодолеть его можно было по мосту, который спускался с вершины главной башни. Когда дозорные подавали сигнал о надвигающейся опасности, мост быстро убирали, и доступ к крепости можно было получить лишь одним способом: переплыть ров.
На исходе XII века стены замков были модернизированы. На них появились специальные башни с бойницами и машикулями (галереи с напольными люками). Благодаря этим инженерно-архитектурным нововведениям появилась возможность отбиваться от непрошенных гостей, бросая в них камни или поливая их кипящим маслом.
Романский период - время появления монументальной скульптуры в Западной Европе, в частности, рельефов, которые были сосредоточены на воротах (порталах), ведущих в храмы. При создании изображений художники нередко использовали краски. Это делалось для придания им убедительности, реалистичности и выразительности.
На фоне распространения монументальной романской живописи и иконописи не теряла своей популярности и средневековая книжная миниатюра. В церковно-монастырской жизни рукописям отводилась важнейшая роль. Монахи, владевшие навыками письма и искусством живописи, очень гордились своими навыками и имели привилегированное положение. Переписывание книг осуществлялось исключительно вручную, это была очень непростая, кропотливая работа, требовавшая не только грамотности и аккуратности, но и терпения и усидчивости.
С трудом средневековых монахов-переписчиков связано немало легенд, случались даже чудеса. Например, однажды писарь засиделся за работой до глубокой ночи и не заметил, что погасла лампада. Через несколько минут у него засияли пальцы, осветили страницу и позволили довести свое творение до конца.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия
Для паломнических церквей было очень важно, чтобы внутри могло разместиться огромное количество верующих, прибывавших туда из самых разных населенных пунктов, в том числе отдаленных. Такова была главная задача этих построек, чему соответствовала их архитектура: все путешественники, пожелавшие принять участие в мессе, обязательно попадали внутрь. Там же гости поклонялись мощам и другим святыням и реликвиям.
В романском архитектурном стиле были построены первые огромные средневековые христианские здания, способные единовременно принять множество молящихся прихожан. Гигантские сооружения полностью создавались из камней. Увеличение размера храмов неизбежно приводило к возникновению новых видов конструкций и опор: крестовых (два полуцилиндра скрещиваются под прямым углом) и цилиндрических (в форме полуцилиндра) сводов, массивных толстых стен, обильных гладких поверхностей, крупных опор, декоративных скульптурных орнаментов. Все эти признаки характерны для церквей как раннего, так и позднего романского периода.
Если здания романских соборов сохранились на многие столетия, то росписей средневековых построек на сегодняшний момент почти не осталось. Храмовая живопись была необходима для организации внутреннего церковного пространства. Эффект достигался за счет использования ярких красок и четких, уравновешенных композиций.
Изображения на стенах христианских построек относились, как правило, к библейской тематике, рассматривать их следовало, двигаясь от входа в храм по направлению к алтарю. В самом центре собора находилось изображение Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы. Ниже располагались ангелы, святые и апостолы. На западной стене алтаря и на венчающей его триумфальной арке изображались сцены Страшного Суда. Внизу мастера располагали живописные орнаменты. Романские росписи имели ряд характерных жанровых особенностей. Они несли назидательный характер, изображения лиц, жестов и движений обязательно были выразительными и плоскими. Некоторые сцены порой представляли собой композицию из нескольких разных моментов.
Новые очертания обрела в романский период и светская архитектура. Деревянные до этого времени замки феодалов стали походить на неприступную каменную крепость. По такому принципу сооружались первые небольшие средневековые города, для защиты обнесенные рвами и крепостными стенами. Попасть в населенный пункт можно было, пройдя сквозь укрепленные массивные ворота башен.
В центре средневекового замка располагался донжон (главная башня средневекового светского сооружения; находится внутри крепостных стен). Согласно типовым проектам построек такого вида, подвалы использовались как тюрьма, первый этаж - в качестве кладовой, на втором располагались покои хозяина и членов его семьи. Более высокие уровни замка выделялись для проживания охраны и слуг. На вершине было удобнее всего внимательно наблюдать за окрестностями. Несколько позже рядом с замком стали строить отдельный комфортный дом, где феодал мог жить в мирное время.
За крепостными стенами находилось небольшое государство, удельное княжество со своими храмами, библиотеками, хозяйственными помещениями, конюшнями, кухней и другими неотъемлемыми объектами быта и культуры. Замок чаще всего обносился глубоким рвом, преодолеть его можно было по мосту, который спускался с вершины главной башни. Когда дозорные подавали сигнал о надвигающейся опасности, мост быстро убирали, и доступ к крепости можно было получить лишь одним способом: переплыть ров.
На исходе XII века стены замков были модернизированы. На них появились специальные башни с бойницами и машикулями (галереи с напольными люками). Благодаря этим инженерно-архитектурным нововведениям появилась возможность отбиваться от непрошенных гостей, бросая в них камни или поливая их кипящим маслом.
Романский период - время появления монументальной скульптуры в Западной Европе, в частности, рельефов, которые были сосредоточены на воротах (порталах), ведущих в храмы. При создании изображений художники нередко использовали краски. Это делалось для придания им убедительности, реалистичности и выразительности.
На фоне распространения монументальной романской живописи и иконописи не теряла своей популярности и средневековая книжная миниатюра. В церковно-монастырской жизни рукописям отводилась важнейшая роль. Монахи, владевшие навыками письма и искусством живописи, очень гордились своими навыками и имели привилегированное положение. Переписывание книг осуществлялось исключительно вручную, это была очень непростая, кропотливая работа, требовавшая не только грамотности и аккуратности, но и терпения и усидчивости.
С трудом средневековых монахов-переписчиков связано немало легенд, случались даже чудеса. Например, однажды писарь засиделся за работой до глубокой ночи и не заметил, что погасла лампада. Через несколько минут у него засияли пальцы, осветили страницу и позволили довести свое творение до конца.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия