интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Богема": богатая событиями жизнь в нищете

 
 
 

"Богема": богатая событиями жизнь в нищете

Автор: Ольга Пурчинская от 28-05-2012, 01:41, посмотрело: 3374

Богема... Это слово завораживает, словно волшебное, яркое, красочное шоу, и опьяняет, будто бутылка холодного игристого вина.

Но не будем пытаться представить себе, какие мысли, чувства и желания одолеют в случае употребления общеизвестного напитка, символа праздника, а лучше с холодной, трезвой, ясной головой попробуем выяснить, что же все-таки означает слово, вызывающее настолько неожиданные ассоциации.

Итак, в толковом словаре черным по белому написано, что богема – это эксцентричный стиль жизни, характерный для определенной части художественной интеллигенции, а также те, кто ведет подобный образ жизни. Это прослойка между интеллигенцией и другими общественными классами, театральные, литературные круги. Материальное положение таких людей чаще всего нестабильно.

Те, кто вел столь непростую жизнь, получившие в СССР название "творческая интеллигенция", дали богатый материал для работы не одному композитору.

Среди подобного рода произведений выделяется опера итальянского композитора Дж.Пуччини "Богема", первая постановка которой увидела свет 1 февраля 1896 года на сцене Туринского театра "Реджо".

В России этот спектакль не раз ставился, и сейчас его можно увидеть, например, в репертуаре Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В постановке режиссера Александра Тителя он идет уже довольно давно – с 1996 года.

Это – лирическая опера, центральной сюжетной линией которой становится интимная драма. Персонажи – люди творческие, деятели искусства. Среди них – поэт Рудольф (Чингис Аюшев, тенор), художник Марсель (Илья Павлов, баритон), музыкант Шонар (Дмитрий Степанович, бас), а также Мими (Наталья Петрожицкая, сопрано) и Мюзета (Мария Пахарь, сопрано) и другие, не менее "богемные", личности.

Обитает вся эта "элита" французского общества в мансардах Монмартра, легендарного района Парижа, в котором еще в начале ХХ века проживало множество по-настоящему гениальных деятелей культуры и искусства, которым периодически даже нечем было заплатить за снимаемую жилплощадь.

Жизнь персонажей оперы Пуччини кажется вполне реальной, соответствующей времени и месту действия. Уже в самом начале спектакля, который отличает отсутствие увертюры, они сидят в своей комнате и пытаются что-то сочинить, чтобы получить хоть немного денег. Дело существенно осложняет то, что на дворе Рождественский Сочельник, и продать созданные "шедевры" будет не так просто, как хотелось бы.

По заведенной среди богемной публики традиции, у кого есть средства, тот за всех и платит. И тогда вся счастливая (и довольно многочисленная!) компания отправляется в какой-нибудь ресторан, и там устраивает "пир на весь мир", который заканчивается вместе со скромными средствами.

А кто чаще всего является основным добытчиком средств в творческих кругах? Конечно же, девушки. Они дают уроки пения, бывают натурщицами у более-менее успешных художников (скульпторов). Или находят какого-нибудь юного, симпатичного виконта и становятся его содержанками. А что дальше? Само собой, стать женой такого кавалера у дамы полусвета шансов нет даже в теории. Так что потом они расстаются с богатым покровителем и возвращаются в свою родную мансарду, к любимому поэту, композитору или философу.

А юность-то не вечна. И остается она в итоге у разбитого корыта, ведь денег, которые выделяет своей подруге обеспеченный и высокородный приятель, надолго не хватит, при таких-то энергичных тратах! Шансы накопить равны нулю.

Молодость прошла, здоровье из-за определенного образа жизни почти загублено, денег нет. А в результате – нищета, тяжелые недуги и, как следствие, ранняя смерть. Но это – реальная история, на сцене же мы наблюдаем любовь, побеждающую все, кроме смерти.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Четыре акта оперы разбили на два отделения, и так вышло, что один является почти комедией, а во втором, когда Марсель и Рудольф ссорятся со своими подругами Мюзеттой и Мими, - происходит настоящая драма, для одного из выше названных персонажей заканчивается трагедией.

Блеск, нищета, талант, бесконечное веселье – все эти определения помогают максимально четко описать многочисленные перипетии жизни творческой интеллигенции в общем и жителей Монмартра в частности.

Пуччини удалось создать шедевр, который показал яркую сцену из жизни людей искусства. И оказалось, что даже в самые сложные времена мужчине на помощь приходит влюбленная в него женщина. Так, может быть, не нужно просто сидеть у камина и ждать, пока придет вдохновение, позволяя девушке гробить свое здоровье во имя его таланта, а попробовать что-то сделать самому? И тогда, словно в награду за правильные поступки, "очищенную карму", та самая Муза придет сама. И окажется она той самой возлюбленной, которая будет намного моложе, здоровее и свежее, поскольку нагрузка на хрупкие плечи станет в разы меньше…

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр