Красота и талант. Эти слова неразрывно связаны с творческой интеллигенцией, ее художественно-артистическими кругами. Действительно, поэты, писатели, музыканты и живописцы создавали (и создают поныне) произведения, которые общественность признала (или сделает это в далеком будущем) настоящими шедеврами. Авторы этих работ в таком случае могут быть признаны гениями. Увы, чаще посмертно. А жизнь их порой бывает не так уж проста и безоблачна, как иной раз кажется со стороны.
Блеск и роскошь создаваемых настоящими творцами произведений искусства имеет и свою изнанку – например, тот образ жизни, который вели художники, писатели, поэты, музыканты, артисты и т.д., известный под названием «богема». Одна из основных его характеристик – нестабильное материальное положение, выливавшееся в то, что людям попросту нечем было заплатить за хлеб насущный и хотя бы минимальный бытовой комфорт. Отсюда – постоянные недомогания и короткая жизнь, оставляющая, тем не менее, яркий и глубокий след в истории своей страны и ее национальной культуре.
Образ французской богемы увековечил Джакомо Пуччини (1858 – 1924) в одноименной лирической опере (1896). Авторы либретто – Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Литературный источник – роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» («Scènes de la vie de Bohème»). Впервые опус был показан публике 1 февраля 1896 года на сцене Teatro Regio (Турин, Италия).
18 января 2015 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова можно было услышать концертную версию оперы «Богема». Вечер стал символическим экватором проходящего в эти дни Крещенского фестиваля.
Режиссер Марианна Автандилова создала прекрасное ощущение присутствия на полноценном спектакле со сценографией и костюмами, соответствующими времени действия. На сценическом заднике разместился экран, на котором возникали небольшие черно-белые кадры, созданные Романом Кулигиным и Юлией Осауленко и представляющие собой пустынные заснеженные улицы. Зрители наблюдали знаменитые достопримечательности Парижа будто из окна, расположенного на чердаке (а ведь именно там, в мансардах, и разворачивались основные события спектакля!). Образы артистов состояли из одежды свободного покроя, дополненной элегантно повязанными шарфами – аксессуарами, предназначенными скорее для украшения, чем для того, чтобы согреться в морозный день.
Истории из жизни французской богемы, обитающей, главным образом, в мансардах домов, расположенных в Латинском квартаде, иллюстрировал не только видеоряд, но и, в первую очередь, симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Фабио Мастранджело. Музыкальный материал рисует живописные, разнообразные портреты яркого, веселого праздника Рождества, обаятельной юности и кристальной чистоты души.
Не менее талантливы другие «художники» - артисты, превратившие при помощи музыки, вокала и актерского мастерства известных многим персонажей в живых людей и открывшие характеры своих героев с неожиданной стороны.
Мими в исполнении Марии Пахарь (лауреат Международного конкурса, сопрано) – яркая, эффектная девушка, внутри которой погасить огонек, «изюминку» не смогла даже тяжелая болезнь. В тоже время она элегантна, романтична и почти по-детски наивна.
Нежный голос певицы отражает всю глубину натуры героини, полную внутренней красоты и обаяния, способную любить и мечтать, несмотря ни на что.
В антракте по этому поводу было высказано много недоумения, главным образом от театралов «со стажем». Но ведь должна же была героиня чем-то «зацепить» героя! А как этого добиться? Не единой же трогательной беспомощностью!
Рудольф Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор) – юный поэт, столкнувшийся с весьма серьезными проблемами, в том числе с отсутствием средств к существованию и неверностью Музы, не позволяющей доделать работу до конца. Случайное появление Мими в его комнате вызывает в молодом человеке настоящую бурю чувств, которых ему ранее испытывать не доводилось.
Олицетворение поэзии, герой и сам подобен лирическому произведению – элегии или поэме. Красивые, плавные речи и нежный, хрустальный голос в слиянии способны завоевать сердце Прекрасной Дамы за считанные минуты.
Марсель Андрея Бреуса (баритон) – художник, который, в отличии от своего друга, влюблен уже на момент начала действия. Жизнь его нестабильна. Это касается и материального положения (так, он в очередной раз задолжал оплату жилища), и дел сердечных. Он все время переживает из-за того, что любимая ему не верна, постоянно кокетничает «не с тем, с кем надо». Ярчайшие эпизоды оперы – моменты выяснения отношений Марселя и его Музы.
Возлюбленная художника – гризетка Мюзетта. В исполнении Екатерины Миронычевой (сопрано) эта героиня – сгусток энергии, настоящий огонь, горящий в ее глазах и в душе. Во время общения этой пары создавалось ощущение, что от них в любой момент искры полетят во все стороны!
Горячее сердце – широкая душа, готовая помочь человеку, попавшему в беду. Даже если для этого придется продать свое самое ценное имущество. Да, такова Мюзетта! Именно она оказывается главным ДЕЙСТВУЮЩИМ лицом оперы в самом буквальном смысле этого слова.
Причина очередной размолвки между влюбленной парой – государственный советник Альциндор (Андрей Фетисов, бас). Состоятельный ухажер следует за Мюзеттой буквально по пятам, чем изрядно действует ей на нервы. Но от него оказалось довольно легко отделаться – она же артистка, талантливый творческий человек с креативными мозгами!
Один из самых красивых моментов спектакля – квартет, завершающий третий акт. Точнее, два дуэта, как бы объединенных в один. Мими и Рудольф расстаются и высказывают робкую надежду, что когда-нибудь, весной, они еще встретятся. Боль и отчаяние, страсть и нежность, которыми пропитан этот эпизод, контрастируют с нешуточной ссорой Марселя и Мюзетты, традиционно бурно выясняющих отношения в соседнем помещении.
Соседи героев – музыкант Шонар (Заслуженный артист Республики Ингушетия Григорий Яковлев, баритон) и философ Коллен (лауреат Международных конкурсов Виталий Ефанов, бас) оказались более находчивыми и удачливыми.
Так, Шонару удалось заработать денег, которые помогли всей дружной компании встретить праздник Рождества в самых лучших традициях.
Спокойный, рассудительный философ, Коллен, подобно Диогену, довольствуется малым. Его жизнь проходит в любимом, теплом, уютном пальто. Но в момент острой нужды принимает непростое решение и избавляется от этого фетиша. Ради благого дела ничего не жалко!
Небольшой, но очень жизненный и запомнившийся образ домохозяина Бенуа воплотил Сергей Тарасов (бас). Как, оказывается, легко избавиться от так некстати появившегося кредитора! Творческие умы нигде не пропадут!
В начале и в конце спектакля (незадолго до драматичной развязки) Рудольф, Марсель, Шонар и Коллен развлекаются. Забавы их очень похожи на детские шалости, добрые и невинные. А ведь они, талантливые творческие личности, до конца так и не вышли из того прекрасного, беззаботного, счастливого времени, когда мечты и фантазии светлые и чистые, как и их души. Потому они и могут так естественно разыгрывать сценки из семейной жизни, искренне веселиться на рождественской ярмарке и не терять человеческий облик в любой ситуации.
Сочетание тенора, двух баритонов и баса придает «забавам» особый, глубоко мужественный, благородный оттенок.
Яркость, насыщенность, объем звучания и живую реалистичность бытовым сценам на улицах, в кафе и т.д. придали артисты хора, вышедшие на сцену в образах студентов, гризеток, горожан, торговцев, торговок и официантов. Кроме того, небольшие сольные партии исполнили: Андрей Балыбердин (продавец груш), Андрей Стебеньков (Парпиньоль, бродячий продавец игрушек), Кирилл Троицкий (таможенный сержант), Владимир Стрельцов (солдат) и Жанна Аверина (мальчик).
Путешествие в богатый мир творческой интеллигенции, создававшей множество шедевров планетарного масштаба и парадоксально жившей в нищете, продолжалось два с половиной часа. За это время так и не получается понять, как возможно, что, несмотря на голод, холод, болезни и душевные муки, эти люди могли создавать произведения, полные внутреннего света, ярких красок, спокойствия и безграничного счастья.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Блеск и роскошь создаваемых настоящими творцами произведений искусства имеет и свою изнанку – например, тот образ жизни, который вели художники, писатели, поэты, музыканты, артисты и т.д., известный под названием «богема». Одна из основных его характеристик – нестабильное материальное положение, выливавшееся в то, что людям попросту нечем было заплатить за хлеб насущный и хотя бы минимальный бытовой комфорт. Отсюда – постоянные недомогания и короткая жизнь, оставляющая, тем не менее, яркий и глубокий след в истории своей страны и ее национальной культуре.
Образ французской богемы увековечил Джакомо Пуччини (1858 – 1924) в одноименной лирической опере (1896). Авторы либретто – Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Литературный источник – роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» («Scènes de la vie de Bohème»). Впервые опус был показан публике 1 февраля 1896 года на сцене Teatro Regio (Турин, Италия).
18 января 2015 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова можно было услышать концертную версию оперы «Богема». Вечер стал символическим экватором проходящего в эти дни Крещенского фестиваля.
Режиссер Марианна Автандилова создала прекрасное ощущение присутствия на полноценном спектакле со сценографией и костюмами, соответствующими времени действия. На сценическом заднике разместился экран, на котором возникали небольшие черно-белые кадры, созданные Романом Кулигиным и Юлией Осауленко и представляющие собой пустынные заснеженные улицы. Зрители наблюдали знаменитые достопримечательности Парижа будто из окна, расположенного на чердаке (а ведь именно там, в мансардах, и разворачивались основные события спектакля!). Образы артистов состояли из одежды свободного покроя, дополненной элегантно повязанными шарфами – аксессуарами, предназначенными скорее для украшения, чем для того, чтобы согреться в морозный день.
Истории из жизни французской богемы, обитающей, главным образом, в мансардах домов, расположенных в Латинском квартаде, иллюстрировал не только видеоряд, но и, в первую очередь, симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Фабио Мастранджело. Музыкальный материал рисует живописные, разнообразные портреты яркого, веселого праздника Рождества, обаятельной юности и кристальной чистоты души.
Не менее талантливы другие «художники» - артисты, превратившие при помощи музыки, вокала и актерского мастерства известных многим персонажей в живых людей и открывшие характеры своих героев с неожиданной стороны.
Мими в исполнении Марии Пахарь (лауреат Международного конкурса, сопрано) – яркая, эффектная девушка, внутри которой погасить огонек, «изюминку» не смогла даже тяжелая болезнь. В тоже время она элегантна, романтична и почти по-детски наивна.
Нежный голос певицы отражает всю глубину натуры героини, полную внутренней красоты и обаяния, способную любить и мечтать, несмотря ни на что.
В антракте по этому поводу было высказано много недоумения, главным образом от театралов «со стажем». Но ведь должна же была героиня чем-то «зацепить» героя! А как этого добиться? Не единой же трогательной беспомощностью!
Рудольф Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор) – юный поэт, столкнувшийся с весьма серьезными проблемами, в том числе с отсутствием средств к существованию и неверностью Музы, не позволяющей доделать работу до конца. Случайное появление Мими в его комнате вызывает в молодом человеке настоящую бурю чувств, которых ему ранее испытывать не доводилось.
Олицетворение поэзии, герой и сам подобен лирическому произведению – элегии или поэме. Красивые, плавные речи и нежный, хрустальный голос в слиянии способны завоевать сердце Прекрасной Дамы за считанные минуты.
Марсель Андрея Бреуса (баритон) – художник, который, в отличии от своего друга, влюблен уже на момент начала действия. Жизнь его нестабильна. Это касается и материального положения (так, он в очередной раз задолжал оплату жилища), и дел сердечных. Он все время переживает из-за того, что любимая ему не верна, постоянно кокетничает «не с тем, с кем надо». Ярчайшие эпизоды оперы – моменты выяснения отношений Марселя и его Музы.
Возлюбленная художника – гризетка Мюзетта. В исполнении Екатерины Миронычевой (сопрано) эта героиня – сгусток энергии, настоящий огонь, горящий в ее глазах и в душе. Во время общения этой пары создавалось ощущение, что от них в любой момент искры полетят во все стороны!
Горячее сердце – широкая душа, готовая помочь человеку, попавшему в беду. Даже если для этого придется продать свое самое ценное имущество. Да, такова Мюзетта! Именно она оказывается главным ДЕЙСТВУЮЩИМ лицом оперы в самом буквальном смысле этого слова.
Причина очередной размолвки между влюбленной парой – государственный советник Альциндор (Андрей Фетисов, бас). Состоятельный ухажер следует за Мюзеттой буквально по пятам, чем изрядно действует ей на нервы. Но от него оказалось довольно легко отделаться – она же артистка, талантливый творческий человек с креативными мозгами!
Один из самых красивых моментов спектакля – квартет, завершающий третий акт. Точнее, два дуэта, как бы объединенных в один. Мими и Рудольф расстаются и высказывают робкую надежду, что когда-нибудь, весной, они еще встретятся. Боль и отчаяние, страсть и нежность, которыми пропитан этот эпизод, контрастируют с нешуточной ссорой Марселя и Мюзетты, традиционно бурно выясняющих отношения в соседнем помещении.
Соседи героев – музыкант Шонар (Заслуженный артист Республики Ингушетия Григорий Яковлев, баритон) и философ Коллен (лауреат Международных конкурсов Виталий Ефанов, бас) оказались более находчивыми и удачливыми.
Так, Шонару удалось заработать денег, которые помогли всей дружной компании встретить праздник Рождества в самых лучших традициях.
Спокойный, рассудительный философ, Коллен, подобно Диогену, довольствуется малым. Его жизнь проходит в любимом, теплом, уютном пальто. Но в момент острой нужды принимает непростое решение и избавляется от этого фетиша. Ради благого дела ничего не жалко!
Небольшой, но очень жизненный и запомнившийся образ домохозяина Бенуа воплотил Сергей Тарасов (бас). Как, оказывается, легко избавиться от так некстати появившегося кредитора! Творческие умы нигде не пропадут!
В начале и в конце спектакля (незадолго до драматичной развязки) Рудольф, Марсель, Шонар и Коллен развлекаются. Забавы их очень похожи на детские шалости, добрые и невинные. А ведь они, талантливые творческие личности, до конца так и не вышли из того прекрасного, беззаботного, счастливого времени, когда мечты и фантазии светлые и чистые, как и их души. Потому они и могут так естественно разыгрывать сценки из семейной жизни, искренне веселиться на рождественской ярмарке и не терять человеческий облик в любой ситуации.
Сочетание тенора, двух баритонов и баса придает «забавам» особый, глубоко мужественный, благородный оттенок.
Яркость, насыщенность, объем звучания и живую реалистичность бытовым сценам на улицах, в кафе и т.д. придали артисты хора, вышедшие на сцену в образах студентов, гризеток, горожан, торговцев, торговок и официантов. Кроме того, небольшие сольные партии исполнили: Андрей Балыбердин (продавец груш), Андрей Стебеньков (Парпиньоль, бродячий продавец игрушек), Кирилл Троицкий (таможенный сержант), Владимир Стрельцов (солдат) и Жанна Аверина (мальчик).
Путешествие в богатый мир творческой интеллигенции, создававшей множество шедевров планетарного масштаба и парадоксально жившей в нищете, продолжалось два с половиной часа. За это время так и не получается понять, как возможно, что, несмотря на голод, холод, болезни и душевные муки, эти люди могли создавать произведения, полные внутреннего света, ярких красок, спокойствия и безграничного счастья.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц