В этой истории нет ярко выраженных злодеев. Даже всматриваясь очень долго и тщательно, глубоко, в самую суть, мы не увидим в ней каких-либо подлостей, интриг или скрытых подтекстов. Она полна красоты, гармонии, любви, нежности, искренности и пропитана духом творчества и таланта. И только сама смерть становится серьезной перипетией сюжета.
Речь идет об опере Дж.Пуччини (1858 – 1924) «Богема», написанной в 1896 году на либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики. Литературная основа – роман А.Мюрже «Сцены из жизни богемы». Герои произведения – молодые, талантливые творческие люди: поэт, музыкант, художник, белошвейка, философ и гризетка. Они живут в своем маленьком, узком, тесном мирке, где все между собой знакомы и готовы прийти на помощь друзьям, попавшим в беду. Здесь нет места подлости, алчности и конкуренции. Только чуткость, деликатность, чувство товарищества и взаимовыручка помогают им выдержать суровые испытания, подкидываемые спецификой определенного образа жизни, именуемого богемным. Все радости и печали, трагедии и комедии эти люди делят пополам.
Мне посчастливилось увидеть несколько постановок самого (без преувеличений) искреннего сочинения Дж.Пуччини, но глубже всех тронул спектакль московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова (премьера состоялась 4 декабря 2015 года). Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян (Заслуженный деятель искусств России). Дирижер-постановщик – Андрей Лебедев. Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России) и Андрей Лазарев.
Георгий Исаакян, по его словам, категорически не приемлет богему, как образ жизни, как явление. Поэтому в своем спектакле (а это уже его третья постановка оперы Пуччини) он представляет знаменитую историю как интимную драму. Главным здесь становится не внешний мир, а внутренний.
Георгий Исаакян:
«В моем представлении «Богема» - глубоко внутренняя история: размышление о художнике и творчестве; о кризисе, о том, что надо писать, а не пишется; что ты не ощущаешь времени, биения жизни. Цепляясь за человеческие связи, ты думаешь, что они «вытащат» тебя, но скорее приносишь и эти связи, и этих людей в жертву своему кризису и своему творчеству… Вообще, внешний мир – это следствие, а не причина. Мы видим в нем лишь отражение внутреннего мира. Вот почему в спектакле очень важна роль субъективной камеры»…
Действительно, во время просмотра спектакля у меня периодически создавалось ощущение, будто мы наблюдаем за происходящим сквозь объектив фотоаппарата или кинокамеры. А, может быть, это – увеличительные стекла райка, показывающего нам свое замечательное представление?
В любом случае, Хартмут Шоргхофер создал на сцене декорации в духе аскетичного минимализма. Круглое отверстие в центре с течением действия менялось. Сперва это было окно, точнее, давно уже остановившийся циферблат. Затем мы видим праздничную ярмарку, а пролетающий внутри круга бродячий торговец игрушками Парпиньоль напоминает Деда Мороза, летающего по поверхности новогодней игрушки - стеклянного шара. В следующем акте в середине – винтовая лестница, идущая вниз.
В финале спектакля вся сцена окрашена в ослепляющий белый цвет. Что это? Жизнь с чистого листа? Время начать что-то новое? Очередная попытка героев как-то изменить свое существование? Мечты о лучшей участи, о счастье, удаче и вдохновении - в общем, о том, чего так не хватает творческим людям?
27 февраля «Богему» сыграли в пятый раз. Этот день был ознаменован тремя дебютами, открывшими новые грани сложных личностей центральных персонажей оперы.
Роль Мими впервые исполнила Жаля Исмаилова (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Тонкая, хрупкая, нежная героиня находится во власти тяжелого недуга, периодически ее одолевают приступы кашля. Но она по-прежнему живет, чувствует и готова любить и быть любимой. Душа ее подобна внутреннему миру ребенка, с живым интересом познающего что-то новое. Немного кокетливая, очень искренняя, озорная, Мими способна радоваться даже, на первый взгляд, незначительным мелочам.
Эмоционально насыщенный, звонкий, согревающий голос певицы отражает образ героини, способной на сильные чувства, которые потухнут в ней лишь вместе с жизнью.
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон) дебютировал в партии Марселя – ярко выраженного лидера, вдохновителя. Настроение талантливого, но не слишком удачливого художника постоянно меняется: от беззаботной веселости и мальчишеского желания пошалить до глубоких переживаний, вызванных очередной серьезной размолвкой в отношениях с любимой.
Несмотря на постоянные жесткие, по-итальянски страстные, эмоциональные столкновения на личном фронте, Марсель остается верным другом, который никогда не бросит в беде. Да вот только, увы, помочь он может далеко не всегда, ведь финансовое положение обитателя мансарды чаще всего настолько тяжело, что приходится уничтожать плоды собственного творчества, чтобы согреться.
Легкость и изящество движений, харизма и мальчишеский задор артиста превращают его героя в «душу» компании, человека, задающего тон и настроение всей «богемной» компании и доставляющего зрителям эстетическое удовольствие.
Джульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано) впервые исполнила партию Мюзетты.
Яркая, бойкая, энергичная, обаятельная, всегда точно знающая, чего хочет, эта героиня – истинная звезда всего Латинского квартала. Искрящаяся, словно игристое вино, она все делает искренне и по-настоящему. Страстная, горячая любовь к Марселю стремительно сменяется праведным гневом девушки, не желающей быть чьей-то собственностью. Тем более в случае, когда неженатый человек ведет себя, словно ревнивый муж.
Взрывной темперамент Мюзетты гармонично сочетается с горячим сердцем и доброй душой. Эта героиня не может оставаться равнодушной к чужой беде и готова пожертвовать самым ценным имуществом, чтобы спасти тяжело больную подругу. Взывая к помощи Святой Девы, она на какой-то миг становится похожа на героиню картин мастеров эпохи Возрождения.
Рудольф в исполнении Андрея Дунаева (лауреат Международных конкурсов, тенор) – сладкоголосый поэт, умеющий слагать красивые слова, услаждающие слух прекрасной Музы. Увы, безбедное существование такой талант обеспечить не может. А сложности этого героя пугают, принятие серьезных, важных решений для него – задача из разряда невыполнимых.
Андрей Борисенко (баритон) воплотил образ музыканта Шонара – пожалуй, единственного представителя творческого сообщества, способного обеспечить пропитание не только себе, но и друзьям, переживающим глубокие личные драмы и никак не могущим отвлечься от этого. Обаятельный, находчивый, предприимчивый, этот персонаж, к тому же, - большой любитель беззаботного веселья и вкусной еды.
Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас) исполнил партию философа Коллена – спокойного, вальяжного, мудрого человека. Специфическое мировоззрение позволяет герою не слишком болезненно относиться к аскетичному образу жизни, на который он, по сути, сам себя обрек.
У него есть горячо любимая вещь – старое, поношенное, давно протертое пальто, служившее много лет верой и правдой бедным обитателям Латинского квартала. Коллен относится к предмету гардероба, как к некоей святыне, настоящему фетишу и личному неисчерпаемому источнику вдохновения. Но когда в их дом приходит беда – философ, переборов себя, решается избавиться от любимого изделия, продав его, и помочь той, кто остро в этом нуждается.
Не остались незамеченными герои, чье участие в спектакле исчисляется несколькими минутами: домохозяин Бенуа (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас), тщетно пытающий получить от творческих квартирантов плату за жилье и имеющий богатое на события прошлое; Альциндор (Андрей Фетисов, бас) – нелюбимый и богатый ухажер Мюзетты, значительно превосходящий ее по возрасту, исполняющий все ее капризы, получивший массу неприятных сюрпризов в рождественский сочельник; бродячий продавец игрушек Парпиньоль (Антон Бочкарев, тенор), эффектно парящий в воздухе и пролетающий, словно узор в калейдоскопе; таможенные сержанты (Иван Петров, Кирилл Троицкий, Павел Пфистер); продавец фруктов (Андрей Стебеньков) и мальчик (Савелий Бреус).
Праздничное настроение и возможность почувствовать атмосферу Рождества помогли артисты хора театра «Новая Опера», представшие в виде студентов, гризеток, горожан, торговцев, торговок и официантов в кафе, и хора Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Массовое скопление веселящегося народа, покупающего сладости и подарки, ожидающего чуда и верящего в сказку – неотъемлемые символы любимого с детства праздника.
Действие «Богемы» в постановке Георгия Исаакяна растягивается на 31 год. За это время меняется все: люди, окружающая обстановка, образы. «Невредимы» остаются только музы – Мими и Мюзетта (которая все же сменила прическу и костюм), эти символы любви, счастья, искусства и вдохновения.
Один из интереснейших постановочных элементов – наличие двух Мими. Точнее, героини и ее двойника (Ольга Мирошникова). Они появляются вместе – тело и душа. Но как только между швеей и поэтом зарождается сильное чувство, эти два «элемента» одного человека объединятся. Расхождения не будет, пока жива Муза.
«Глубоко личная внутренняя история», полная искренних чувств, переживаний, сильных эмоций и ярких страстей, нашла отражение в прекрасной музыке Дж.Пуччини. Композитор крайне щедро использовал богатейшую палитру средств музыкальной выразительности, в результате чего создал живые характеры героев и прописал звуковую драматургию их взаимоотношений.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева не просто создавал фон действию, а постепенно погружал зрителей в сложный, деликатный и прекрасный внутренний мир обитателей Монмартра. А это – лучший способ понять нюансы тонкой, закрытой, ранимой, благородной и подвижной творческой души.
Интимная драма, в течение двух с половиной часов разворачивающаяся на глазах публики, никого не оставляет равнодушным. Покидая по окончании спектакля зал, слезы утирали зрители обоих полов и всех возрастов, от учеников младших классов до театралов с полувековым (не меньше) стажем.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Речь идет об опере Дж.Пуччини (1858 – 1924) «Богема», написанной в 1896 году на либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики. Литературная основа – роман А.Мюрже «Сцены из жизни богемы». Герои произведения – молодые, талантливые творческие люди: поэт, музыкант, художник, белошвейка, философ и гризетка. Они живут в своем маленьком, узком, тесном мирке, где все между собой знакомы и готовы прийти на помощь друзьям, попавшим в беду. Здесь нет места подлости, алчности и конкуренции. Только чуткость, деликатность, чувство товарищества и взаимовыручка помогают им выдержать суровые испытания, подкидываемые спецификой определенного образа жизни, именуемого богемным. Все радости и печали, трагедии и комедии эти люди делят пополам.
Мне посчастливилось увидеть несколько постановок самого (без преувеличений) искреннего сочинения Дж.Пуччини, но глубже всех тронул спектакль московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова (премьера состоялась 4 декабря 2015 года). Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян (Заслуженный деятель искусств России). Дирижер-постановщик – Андрей Лебедев. Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России) и Андрей Лазарев.
Георгий Исаакян, по его словам, категорически не приемлет богему, как образ жизни, как явление. Поэтому в своем спектакле (а это уже его третья постановка оперы Пуччини) он представляет знаменитую историю как интимную драму. Главным здесь становится не внешний мир, а внутренний.
Георгий Исаакян:
«В моем представлении «Богема» - глубоко внутренняя история: размышление о художнике и творчестве; о кризисе, о том, что надо писать, а не пишется; что ты не ощущаешь времени, биения жизни. Цепляясь за человеческие связи, ты думаешь, что они «вытащат» тебя, но скорее приносишь и эти связи, и этих людей в жертву своему кризису и своему творчеству… Вообще, внешний мир – это следствие, а не причина. Мы видим в нем лишь отражение внутреннего мира. Вот почему в спектакле очень важна роль субъективной камеры»…
Действительно, во время просмотра спектакля у меня периодически создавалось ощущение, будто мы наблюдаем за происходящим сквозь объектив фотоаппарата или кинокамеры. А, может быть, это – увеличительные стекла райка, показывающего нам свое замечательное представление?
В любом случае, Хартмут Шоргхофер создал на сцене декорации в духе аскетичного минимализма. Круглое отверстие в центре с течением действия менялось. Сперва это было окно, точнее, давно уже остановившийся циферблат. Затем мы видим праздничную ярмарку, а пролетающий внутри круга бродячий торговец игрушками Парпиньоль напоминает Деда Мороза, летающего по поверхности новогодней игрушки - стеклянного шара. В следующем акте в середине – винтовая лестница, идущая вниз.
В финале спектакля вся сцена окрашена в ослепляющий белый цвет. Что это? Жизнь с чистого листа? Время начать что-то новое? Очередная попытка героев как-то изменить свое существование? Мечты о лучшей участи, о счастье, удаче и вдохновении - в общем, о том, чего так не хватает творческим людям?
27 февраля «Богему» сыграли в пятый раз. Этот день был ознаменован тремя дебютами, открывшими новые грани сложных личностей центральных персонажей оперы.
Роль Мими впервые исполнила Жаля Исмаилова (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Тонкая, хрупкая, нежная героиня находится во власти тяжелого недуга, периодически ее одолевают приступы кашля. Но она по-прежнему живет, чувствует и готова любить и быть любимой. Душа ее подобна внутреннему миру ребенка, с живым интересом познающего что-то новое. Немного кокетливая, очень искренняя, озорная, Мими способна радоваться даже, на первый взгляд, незначительным мелочам.
Эмоционально насыщенный, звонкий, согревающий голос певицы отражает образ героини, способной на сильные чувства, которые потухнут в ней лишь вместе с жизнью.
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон) дебютировал в партии Марселя – ярко выраженного лидера, вдохновителя. Настроение талантливого, но не слишком удачливого художника постоянно меняется: от беззаботной веселости и мальчишеского желания пошалить до глубоких переживаний, вызванных очередной серьезной размолвкой в отношениях с любимой.
Несмотря на постоянные жесткие, по-итальянски страстные, эмоциональные столкновения на личном фронте, Марсель остается верным другом, который никогда не бросит в беде. Да вот только, увы, помочь он может далеко не всегда, ведь финансовое положение обитателя мансарды чаще всего настолько тяжело, что приходится уничтожать плоды собственного творчества, чтобы согреться.
Легкость и изящество движений, харизма и мальчишеский задор артиста превращают его героя в «душу» компании, человека, задающего тон и настроение всей «богемной» компании и доставляющего зрителям эстетическое удовольствие.
Джульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано) впервые исполнила партию Мюзетты.
Яркая, бойкая, энергичная, обаятельная, всегда точно знающая, чего хочет, эта героиня – истинная звезда всего Латинского квартала. Искрящаяся, словно игристое вино, она все делает искренне и по-настоящему. Страстная, горячая любовь к Марселю стремительно сменяется праведным гневом девушки, не желающей быть чьей-то собственностью. Тем более в случае, когда неженатый человек ведет себя, словно ревнивый муж.
Взрывной темперамент Мюзетты гармонично сочетается с горячим сердцем и доброй душой. Эта героиня не может оставаться равнодушной к чужой беде и готова пожертвовать самым ценным имуществом, чтобы спасти тяжело больную подругу. Взывая к помощи Святой Девы, она на какой-то миг становится похожа на героиню картин мастеров эпохи Возрождения.
Рудольф в исполнении Андрея Дунаева (лауреат Международных конкурсов, тенор) – сладкоголосый поэт, умеющий слагать красивые слова, услаждающие слух прекрасной Музы. Увы, безбедное существование такой талант обеспечить не может. А сложности этого героя пугают, принятие серьезных, важных решений для него – задача из разряда невыполнимых.
Андрей Борисенко (баритон) воплотил образ музыканта Шонара – пожалуй, единственного представителя творческого сообщества, способного обеспечить пропитание не только себе, но и друзьям, переживающим глубокие личные драмы и никак не могущим отвлечься от этого. Обаятельный, находчивый, предприимчивый, этот персонаж, к тому же, - большой любитель беззаботного веселья и вкусной еды.
Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас) исполнил партию философа Коллена – спокойного, вальяжного, мудрого человека. Специфическое мировоззрение позволяет герою не слишком болезненно относиться к аскетичному образу жизни, на который он, по сути, сам себя обрек.
У него есть горячо любимая вещь – старое, поношенное, давно протертое пальто, служившее много лет верой и правдой бедным обитателям Латинского квартала. Коллен относится к предмету гардероба, как к некоей святыне, настоящему фетишу и личному неисчерпаемому источнику вдохновения. Но когда в их дом приходит беда – философ, переборов себя, решается избавиться от любимого изделия, продав его, и помочь той, кто остро в этом нуждается.
Не остались незамеченными герои, чье участие в спектакле исчисляется несколькими минутами: домохозяин Бенуа (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас), тщетно пытающий получить от творческих квартирантов плату за жилье и имеющий богатое на события прошлое; Альциндор (Андрей Фетисов, бас) – нелюбимый и богатый ухажер Мюзетты, значительно превосходящий ее по возрасту, исполняющий все ее капризы, получивший массу неприятных сюрпризов в рождественский сочельник; бродячий продавец игрушек Парпиньоль (Антон Бочкарев, тенор), эффектно парящий в воздухе и пролетающий, словно узор в калейдоскопе; таможенные сержанты (Иван Петров, Кирилл Троицкий, Павел Пфистер); продавец фруктов (Андрей Стебеньков) и мальчик (Савелий Бреус).
Праздничное настроение и возможность почувствовать атмосферу Рождества помогли артисты хора театра «Новая Опера», представшие в виде студентов, гризеток, горожан, торговцев, торговок и официантов в кафе, и хора Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Массовое скопление веселящегося народа, покупающего сладости и подарки, ожидающего чуда и верящего в сказку – неотъемлемые символы любимого с детства праздника.
Действие «Богемы» в постановке Георгия Исаакяна растягивается на 31 год. За это время меняется все: люди, окружающая обстановка, образы. «Невредимы» остаются только музы – Мими и Мюзетта (которая все же сменила прическу и костюм), эти символы любви, счастья, искусства и вдохновения.
Один из интереснейших постановочных элементов – наличие двух Мими. Точнее, героини и ее двойника (Ольга Мирошникова). Они появляются вместе – тело и душа. Но как только между швеей и поэтом зарождается сильное чувство, эти два «элемента» одного человека объединятся. Расхождения не будет, пока жива Муза.
«Глубоко личная внутренняя история», полная искренних чувств, переживаний, сильных эмоций и ярких страстей, нашла отражение в прекрасной музыке Дж.Пуччини. Композитор крайне щедро использовал богатейшую палитру средств музыкальной выразительности, в результате чего создал живые характеры героев и прописал звуковую драматургию их взаимоотношений.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева не просто создавал фон действию, а постепенно погружал зрителей в сложный, деликатный и прекрасный внутренний мир обитателей Монмартра. А это – лучший способ понять нюансы тонкой, закрытой, ранимой, благородной и подвижной творческой души.
Интимная драма, в течение двух с половиной часов разворачивающаяся на глазах публики, никого не оставляет равнодушным. Покидая по окончании спектакля зал, слезы утирали зрители обоих полов и всех возрастов, от учеников младших классов до театралов с полувековым (не меньше) стажем.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии