28, 29 июня, 1, 5, 6, 7 и 8 июля 2023 года в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана проходят премьерные показы оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» (либретто Гвидо Менаши и Джованни Тарджони-Тоццетти, литературная основа – одноименная новелла Джованни Верги).
Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Евгений Бражник (Народный артист России).
Художник-постановщик: Игорь Нежный (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Татьяна Тулубьева (Заслуженный художник России).
Художник по свету: Дамир Исмагилов (Заслуженный деятель искусств России).
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Эдвальд Смирнов (Лауреат Международных конкурсов).
В ролях:
Сантуцца: Елена Михайленко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Туридду: Иван Гынгазов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Мама Лючия: Лариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Альфио: Константин Бржинский (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Лола: Валентина Гофер (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Официанты: Дмитрий Коротков, Антон Фадеев;
Крестьяне, крестьянки: артисты хора.
Соло в оркестре:
Виолончель: Татьяна Оробинская (Заслуженная артистка России);
Арфа: Валентина Борисова;
Альт: Павел Макеев.
«Сельская честь» - основоположница веристских традиций в мире оперы. Именно с этого сочинения началась очень яркая, эмоционально окрашенная эпоха в истории музыкального театра. К моменту зарождения нового направления итальянская публика порядком устала от населявших оперные либретто полубогов, всемогущих героев и аристократов. Зрителям хотелось увидеть на сцене простых крестьян или ремесленников, переживающих знакомых им человеческие чувства, попадающих в привычные бытовые ситуации. На запросы конечного потребителя любого вида творчества первыми отреагировали П.Масканьи («Сельская честь» и др.), Дж.Пуччини («Богема» и др.) и Р.Леонкавалло («Паяцы» и др.).
Однако, несмотря на подлинно жизненные ситуации, веристские мастера не сумели добиться полной гармонии драматургии и музыкальной канвы, поэтому чувства на сцене все равно выглядели несколько нарочитыми. Тем не менее, мелодии настолько захватывали, трогая публику до глубины души, что на некоторые логические несоответствия в сюжете зрители не обращали никакого внимания.
Театр «Геликон-Опера» завершает 32-й сезон ярчайшей премьерой – «Сельской честью» П.Масканьи в постановке художественного руководителя Дмитрия Бертмана. Мастер сценических эффектов с глубоким философским подтекстом и долгим приятным послевкусием, Бертман предложил зрителям возможность насладиться зрелищным криминальным триллером с лирико-драматическим подтекстом.
Пересказывать содержание оперы не имеет смысла – сюжет «Сельской чести» во всех подробностях описан на многих тематических ресурсах. А вот на том, как встречает гостей зал «Стравинский» после того, как поднимается занавес, хочется ненадолго остановиться. Из названия сочинения следует, что мы попадаем в итальянскую деревню. Да, так и есть, «Геликон» приглашает публику на центральную площадь некоего небольшого населенного пункта, где на каждом шагу можно встретить бары, кафе, рестораны, ночные клубы и прочие заведения. Есть там и церковь, что очень важно, ведь действие происходит в праздник светлого Христова Воскресенья. О том, что на календаре выходной день, свидетельствует обилие народа, заполонившего главную улицу деревни. Это крестьяне и крестьянки, они же – артисты хора «Геликон-Оперы». Молодые и не очень, стройные и не слишком, благовоспитанные и не особо, сегодня все они отправляются в церковь, чтобы встретить один из главных праздников христианского календаря. Ну а затем и отметить можно, благо, соответствующие заведения есть на любой вкус.
Есть в огромной толпе несколько ярких индивидуальностей, жителей деревни, которым довелось стать героями оперы. Это беззаботный юноша Туридду (Иван Гынгазов), только что вернувшийся из армии и невольно ставший вершиной любовного треугольника; юная крестьянка Сантуцца (Елена Михайленко), несчастная с самого начала истории, обесчещенная любимым человеком, проклятая своими родными; роскошная красавица Лола (Валентина Гофер), страстная, любимая, богатая; состоятельный извозчик Альфио (Константин Бржинский), работящий, ревнивый, любящий хорошее вино и красавицу-супругу; строгая и чопорная снаружи, но чуткая и нежная внутри Мама Лючия (Лариса Костюк).
Каждый представитель этого квинтета, как сольно, так и в ансамблях, раскрывается, как яркая индивидуальность. Характеры развиваются в контексте музыкальной драмы на протяжении всего действа общей продолжительностью в 80 минут.
Музыкальный материал спектакля в интерпретации дирижера-постановщика Евгения Бражника захватывает зрителя с первых секунд и не отпускает до финального аккорда. Вся гамма человеческих чувств, от света до тьмы, от любви до ненависти, от добра до зла, от верности до предательства, от отчаяния до жестокости максимально точно выражаются доступными средствами музыкальной выразительности.
Интересно, что за время спектакля положение декорации не было изменено ни разу. Всю динамику на сцене создают исключительно артисты. Что происходит? То, без чего трудно представить себе обыденную жизнь населенного пункта – прогулки, походы по делам, дружеские (и не очень) встречи, небольшие потасовки, веселые гулянки или банальные конфликты. Все это развивается, наращивая напряжение. Постепенно обстановка накаляется добела не только в толпе, но и между центральными персонажами. В весенний праздник Пасхи становится жарко, как в середине лета.
Сельская местность предполагает наличие большого количества снопов сена или соломы. Этот элемент сценографии не представляется случайным. Корни можно отыскать в славянской мифологии. Наши предки представляли себе сухую траву некоей границей между мирами живых и мертвых. В стародавние времена народы, которые занимались земледелием, наделяли стебли злаковых культур особыми свойствами, духовной сущностью и сверхъестественными способностями. Люди верили, что солома – составная часть загробного мира. Ничего удивительного, ведь это мертвая трава, которая уже отжила свой век.
Так что большое количество соломенных стогов, которые фигурируют в спектакле, вероятнее всего несут глубокую смысловую нагрузку. Раскрывать все секреты режиссера Дмитрия Бертмана и художника-постановщика Игоря Нежного не буду, лучше всего увидеть результат сотворчества талантливой команды своими глазами и сделать собственные выводы.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Гелкон-Оперы
Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Евгений Бражник (Народный артист России).
Художник-постановщик: Игорь Нежный (Заслуженный художник России).
Художник по костюмам: Татьяна Тулубьева (Заслуженный художник России).
Художник по свету: Дамир Исмагилов (Заслуженный деятель искусств России).
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Эдвальд Смирнов (Лауреат Международных конкурсов).
В ролях:
Сантуцца: Елена Михайленко (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Туридду: Иван Гынгазов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Мама Лючия: Лариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Альфио: Константин Бржинский (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Лола: Валентина Гофер (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Официанты: Дмитрий Коротков, Антон Фадеев;
Крестьяне, крестьянки: артисты хора.
Соло в оркестре:
Виолончель: Татьяна Оробинская (Заслуженная артистка России);
Арфа: Валентина Борисова;
Альт: Павел Макеев.
«Сельская честь» - основоположница веристских традиций в мире оперы. Именно с этого сочинения началась очень яркая, эмоционально окрашенная эпоха в истории музыкального театра. К моменту зарождения нового направления итальянская публика порядком устала от населявших оперные либретто полубогов, всемогущих героев и аристократов. Зрителям хотелось увидеть на сцене простых крестьян или ремесленников, переживающих знакомых им человеческие чувства, попадающих в привычные бытовые ситуации. На запросы конечного потребителя любого вида творчества первыми отреагировали П.Масканьи («Сельская честь» и др.), Дж.Пуччини («Богема» и др.) и Р.Леонкавалло («Паяцы» и др.).
Однако, несмотря на подлинно жизненные ситуации, веристские мастера не сумели добиться полной гармонии драматургии и музыкальной канвы, поэтому чувства на сцене все равно выглядели несколько нарочитыми. Тем не менее, мелодии настолько захватывали, трогая публику до глубины души, что на некоторые логические несоответствия в сюжете зрители не обращали никакого внимания.
Театр «Геликон-Опера» завершает 32-й сезон ярчайшей премьерой – «Сельской честью» П.Масканьи в постановке художественного руководителя Дмитрия Бертмана. Мастер сценических эффектов с глубоким философским подтекстом и долгим приятным послевкусием, Бертман предложил зрителям возможность насладиться зрелищным криминальным триллером с лирико-драматическим подтекстом.
Пересказывать содержание оперы не имеет смысла – сюжет «Сельской чести» во всех подробностях описан на многих тематических ресурсах. А вот на том, как встречает гостей зал «Стравинский» после того, как поднимается занавес, хочется ненадолго остановиться. Из названия сочинения следует, что мы попадаем в итальянскую деревню. Да, так и есть, «Геликон» приглашает публику на центральную площадь некоего небольшого населенного пункта, где на каждом шагу можно встретить бары, кафе, рестораны, ночные клубы и прочие заведения. Есть там и церковь, что очень важно, ведь действие происходит в праздник светлого Христова Воскресенья. О том, что на календаре выходной день, свидетельствует обилие народа, заполонившего главную улицу деревни. Это крестьяне и крестьянки, они же – артисты хора «Геликон-Оперы». Молодые и не очень, стройные и не слишком, благовоспитанные и не особо, сегодня все они отправляются в церковь, чтобы встретить один из главных праздников христианского календаря. Ну а затем и отметить можно, благо, соответствующие заведения есть на любой вкус.
Есть в огромной толпе несколько ярких индивидуальностей, жителей деревни, которым довелось стать героями оперы. Это беззаботный юноша Туридду (Иван Гынгазов), только что вернувшийся из армии и невольно ставший вершиной любовного треугольника; юная крестьянка Сантуцца (Елена Михайленко), несчастная с самого начала истории, обесчещенная любимым человеком, проклятая своими родными; роскошная красавица Лола (Валентина Гофер), страстная, любимая, богатая; состоятельный извозчик Альфио (Константин Бржинский), работящий, ревнивый, любящий хорошее вино и красавицу-супругу; строгая и чопорная снаружи, но чуткая и нежная внутри Мама Лючия (Лариса Костюк).
Каждый представитель этого квинтета, как сольно, так и в ансамблях, раскрывается, как яркая индивидуальность. Характеры развиваются в контексте музыкальной драмы на протяжении всего действа общей продолжительностью в 80 минут.
Музыкальный материал спектакля в интерпретации дирижера-постановщика Евгения Бражника захватывает зрителя с первых секунд и не отпускает до финального аккорда. Вся гамма человеческих чувств, от света до тьмы, от любви до ненависти, от добра до зла, от верности до предательства, от отчаяния до жестокости максимально точно выражаются доступными средствами музыкальной выразительности.
Интересно, что за время спектакля положение декорации не было изменено ни разу. Всю динамику на сцене создают исключительно артисты. Что происходит? То, без чего трудно представить себе обыденную жизнь населенного пункта – прогулки, походы по делам, дружеские (и не очень) встречи, небольшие потасовки, веселые гулянки или банальные конфликты. Все это развивается, наращивая напряжение. Постепенно обстановка накаляется добела не только в толпе, но и между центральными персонажами. В весенний праздник Пасхи становится жарко, как в середине лета.
Сельская местность предполагает наличие большого количества снопов сена или соломы. Этот элемент сценографии не представляется случайным. Корни можно отыскать в славянской мифологии. Наши предки представляли себе сухую траву некоей границей между мирами живых и мертвых. В стародавние времена народы, которые занимались земледелием, наделяли стебли злаковых культур особыми свойствами, духовной сущностью и сверхъестественными способностями. Люди верили, что солома – составная часть загробного мира. Ничего удивительного, ведь это мертвая трава, которая уже отжила свой век.
Так что большое количество соломенных стогов, которые фигурируют в спектакле, вероятнее всего несут глубокую смысловую нагрузку. Раскрывать все секреты режиссера Дмитрия Бертмана и художника-постановщика Игоря Нежного не буду, лучше всего увидеть результат сотворчества талантливой команды своими глазами и сделать собственные выводы.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Гелкон-Оперы