24 ноября 2022 года Московский театр оперетты отметил 95-летие со дня основания. К юбилею приурочено одно из знаковых событий сезона 2022/23 – премьера мюзикла Аркадия Укупника на либретто Карена Кавалеряна «Князь Серебряный». Первые показы прошли 26 и 27 ноября.
Режиссер-постановщик и балетмейстер: Валерий Архипов (Заслуженный деятель искусств России).
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Станислав Майский.
Автор инструментовки: Алексей Курбатов.
Автор аранжировки: Константин Губин.
Дирижер: Станислав Майский.
Режиссер: Александр Маракулин.
Постановщик сценических боев: Алексей Кулинкович.
Ассистент балетмейстера: Ульяна Бачерникова.
Видеоконтент: Студия Ula Projects.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Евгения Рогозина.
Ассистент художника по свету: Людмила Кожемячко.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры Москвы), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев, Елена Тимофеева, Светлана Тарноруцкая.
Технический ассистент художника по свету: Алексей Ковреин.
В ролях:
Князь Серебряный: Иван Викулов;
Елена: Арина Чернышова;
Князь Вяземский: Леонид Бахталин;
Иван Грозный: Игорь Балалаев;
Дружина Морозов: Артем Маковский;
Михеич: Константин Ужва;
Матвей Хомяк: Игорь Оробей;
Ванька Перстень: Давид Левин;
Колдунья: Ольга Белохвостова;
Мануйлиха: Елена Сошникова (Заслуженная артистка России);
Малюта: Михаил Беспалов (Заслуженный артист России);
Опричники, стрельцы, разбойники, дружинники, лесная нечисть, монахи, скоморохи, селяне, бояре, челядь: артисты хора и балета.
Соло в оркестре:
М.Акинфина (флейта);
А.Владимиров (флейта);
А.Морозов (гобой);
П.Капитанчук (гобой);
Д.Ирьянов (кларнет);
С.Тетеркин (кларнет);
А.Салахетдинов (фагот);
С.Матвеенко (фагот);
В.Витвицкий (валторна);
К.Арсенов (валторна);
А.Орехов (труба);
И.Зуев (труба);
М.Чиж (труба);
И.Баканов (тромбон);
А.Рашин (тромбон);
М.Демидов (бас-гитара);
И.Староверов (синтезатор);
А.Истратов (синтезатор);
Л.Каретникова (синтезатор).
Литературная основа спектакля – исторический роман А.К.Толстого «Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного». Сочинение, действие которого происходит в годы опричнины, впервые было издано в 1862 году. Авторское издание с предисловием вышло через год. Центральная фигура романа – князь Серебряный, который возвращается из очередного военного похода и попадает под облаву бесчинствующих на Руси опричников. Беспредел творится повсеместно, в том числе при дворе царя Иоанна Грозного.
Лирическая линия в романе связана с юной красавицей Еленой, которая была суженой Серебряного до его отъезда на войну. Ожидая жениха, девушка постоянно сталкивалась с преследованиями безнадежно влюбленного князя Вяземского, главаря опричников. Чтобы отделаться от навязчивого кавалера, героиня вступает в спасительный брак с боярином Морозовым, значительно превосходящим ее по возрасту. На историческом фоне стремительно набиравшей обороты опричнины события развиваются таким образом, что супруг и угнетатель Елены заканчивают жизнь на плахе, сама девушка отправляется в монастырь, а князь Серебряный погибает на очередной войне с татарами.
Перед создателями мюзикла стояла сложная задача: сохранить сюжетные линии, заявленные в первоисточнике, а затем обработать их в канонах «легкого» жанра музыкального театра. Результатом кропотливого труда внушительной творческой команды стал изящный, стильный, эффектный спектакль, проходящий на одном дыхании.
В костюмах, созданных Вячеславом Окуневым, герои стали похожи на персонажей средневековых эпических саг. Особенно это заметно во внешности Колдуньи и ее спутников – лесных жителей. Остальные действующие лица – купцы, бояре, воины, знать, - одеты в костюмы, стилизованные под наряды Смутных времен, сохраняющие, однако, связь с современностью. В качестве дополнительного приятного бонуса – всевозможные головные уборы, гармонично завершающие образы.
Авторам спектакля, композитору Аркадию Укупнику и драматургу Карену Кавалеряну, удалось решить сложнейшую задачу: в их сочинении один из наиболее мрачных фрагментов отечественной истории, известный как Смутные времена, окрасился не только леденящими душу оттенками, но и яркими, светлыми, легкими, изящными тонами. Всю эту живописную музыкально-драматическую мозаику чутко поддерживает и контролирует симфонический оркестр Московского театра оперетты под управлением Константина Хватынца.
Самые смутные времена отечественной истории оживают перед глазами зрителей благодаря видеопроекции. На протяжении спектакля небеса регулярно затягивают черные грозовые тучи. Буйство стихии – один из четко зафиксированных признаков мрачного периода. Иногда сквозь плотную облачность все же пробиваются слабые лучи солнца – символы стойкости характера и неугасаемой веры в лучшее будущее.
На сцене гармонично уживаются реальные исторические личности и вымышленные литературные персонажи. Царь Иоанн Грозный (Игорь Балалаев) погружен в мрачные мысли, задумчив, обеспокоен. Его покой охраняет ворожея Мануйлиха (Елена Сошникова), которая при помощи сестры-колдуньи (Ольга Белохвостова) рассчитывает вскоре открыть самодержцу имя недруга. В это время из очередного военного похода с триумфом возвращается князь Серебряный (Иван Викулов), который тут же становится очевидцем деятельности опричников. Во главе этих блюстителей порядка стоит князь Вяземский (Леонид Бахталин). Оба сиятельных героя влюблены в красавицу Елену (Арина Чернышова), которая, ожидая любимого и спасаясь от преследований главного опричника, вышла замуж за старого боярина Морозова (Артем Маковский).
Музыкальный материал спектакля интересен и разнообразен. Герои поют в самобытной манере, рожденной на стыке классического академизма и фолка, причем народные элементы гармонично уживаются с характерными чертами поп- и рок-музыки. Каждому персонажу на протяжении двух действий придется пройти большой драматический путь, где найдется время мечтам и надеждам, отчаянию и разочарованию, агрессии и злобе, любви и дружбе, верности и чести, предательству и вероломству.
Так сложилось, что в произведениях, действие которых происходит во времена правления Иоанна Грозного, нередко появляется тема мистики и колдовства. Мюзикл «Князь Серебряный» не стал исключением из этого правила. Князь Вяземский обращается к Колдунье за помощью, потеряв все надежды на благосклонность со стороны прекрасной Елены. Только ей по силам приворожить неуступчивую девушку.
Какая история об Иоанне Грозном и его окружении возможна без знаменитого Малюты? Карен Кавалерян также ввел его в сюжет. Легендарная личность в исполнении Михаила Беспалова обрела взрывную энергетику и харизму, а художник по костюму и гримеры придали ему весьма устрашающий вид.
Роман А.К.Толстого получил трагическую развязку. Мюзикл А.Укупника и К.Кавалеряна, созданный по его мотивам, значительно отличается от первоисточника. У Московского театра оперетты получился уникальный, самобытный спектакль, который дарит не только внушительную порцию жизненных сил и прекрасного настроения, но и поднимает на новый уровень чувство патриотизма, действуя предельно тактично, мягко и деликатно.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты
Режиссер-постановщик и балетмейстер: Валерий Архипов (Заслуженный деятель искусств России).
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Станислав Майский.
Автор инструментовки: Алексей Курбатов.
Автор аранжировки: Константин Губин.
Дирижер: Станислав Майский.
Режиссер: Александр Маракулин.
Постановщик сценических боев: Алексей Кулинкович.
Ассистент балетмейстера: Ульяна Бачерникова.
Видеоконтент: Студия Ula Projects.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Евгения Рогозина.
Ассистент художника по свету: Людмила Кожемячко.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры Москвы), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев, Елена Тимофеева, Светлана Тарноруцкая.
Технический ассистент художника по свету: Алексей Ковреин.
В ролях:
Князь Серебряный: Иван Викулов;
Елена: Арина Чернышова;
Князь Вяземский: Леонид Бахталин;
Иван Грозный: Игорь Балалаев;
Дружина Морозов: Артем Маковский;
Михеич: Константин Ужва;
Матвей Хомяк: Игорь Оробей;
Ванька Перстень: Давид Левин;
Колдунья: Ольга Белохвостова;
Мануйлиха: Елена Сошникова (Заслуженная артистка России);
Малюта: Михаил Беспалов (Заслуженный артист России);
Опричники, стрельцы, разбойники, дружинники, лесная нечисть, монахи, скоморохи, селяне, бояре, челядь: артисты хора и балета.
Соло в оркестре:
М.Акинфина (флейта);
А.Владимиров (флейта);
А.Морозов (гобой);
П.Капитанчук (гобой);
Д.Ирьянов (кларнет);
С.Тетеркин (кларнет);
А.Салахетдинов (фагот);
С.Матвеенко (фагот);
В.Витвицкий (валторна);
К.Арсенов (валторна);
А.Орехов (труба);
И.Зуев (труба);
М.Чиж (труба);
И.Баканов (тромбон);
А.Рашин (тромбон);
М.Демидов (бас-гитара);
И.Староверов (синтезатор);
А.Истратов (синтезатор);
Л.Каретникова (синтезатор).
Литературная основа спектакля – исторический роман А.К.Толстого «Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного». Сочинение, действие которого происходит в годы опричнины, впервые было издано в 1862 году. Авторское издание с предисловием вышло через год. Центральная фигура романа – князь Серебряный, который возвращается из очередного военного похода и попадает под облаву бесчинствующих на Руси опричников. Беспредел творится повсеместно, в том числе при дворе царя Иоанна Грозного.
Лирическая линия в романе связана с юной красавицей Еленой, которая была суженой Серебряного до его отъезда на войну. Ожидая жениха, девушка постоянно сталкивалась с преследованиями безнадежно влюбленного князя Вяземского, главаря опричников. Чтобы отделаться от навязчивого кавалера, героиня вступает в спасительный брак с боярином Морозовым, значительно превосходящим ее по возрасту. На историческом фоне стремительно набиравшей обороты опричнины события развиваются таким образом, что супруг и угнетатель Елены заканчивают жизнь на плахе, сама девушка отправляется в монастырь, а князь Серебряный погибает на очередной войне с татарами.
Перед создателями мюзикла стояла сложная задача: сохранить сюжетные линии, заявленные в первоисточнике, а затем обработать их в канонах «легкого» жанра музыкального театра. Результатом кропотливого труда внушительной творческой команды стал изящный, стильный, эффектный спектакль, проходящий на одном дыхании.
В костюмах, созданных Вячеславом Окуневым, герои стали похожи на персонажей средневековых эпических саг. Особенно это заметно во внешности Колдуньи и ее спутников – лесных жителей. Остальные действующие лица – купцы, бояре, воины, знать, - одеты в костюмы, стилизованные под наряды Смутных времен, сохраняющие, однако, связь с современностью. В качестве дополнительного приятного бонуса – всевозможные головные уборы, гармонично завершающие образы.
Авторам спектакля, композитору Аркадию Укупнику и драматургу Карену Кавалеряну, удалось решить сложнейшую задачу: в их сочинении один из наиболее мрачных фрагментов отечественной истории, известный как Смутные времена, окрасился не только леденящими душу оттенками, но и яркими, светлыми, легкими, изящными тонами. Всю эту живописную музыкально-драматическую мозаику чутко поддерживает и контролирует симфонический оркестр Московского театра оперетты под управлением Константина Хватынца.
Самые смутные времена отечественной истории оживают перед глазами зрителей благодаря видеопроекции. На протяжении спектакля небеса регулярно затягивают черные грозовые тучи. Буйство стихии – один из четко зафиксированных признаков мрачного периода. Иногда сквозь плотную облачность все же пробиваются слабые лучи солнца – символы стойкости характера и неугасаемой веры в лучшее будущее.
На сцене гармонично уживаются реальные исторические личности и вымышленные литературные персонажи. Царь Иоанн Грозный (Игорь Балалаев) погружен в мрачные мысли, задумчив, обеспокоен. Его покой охраняет ворожея Мануйлиха (Елена Сошникова), которая при помощи сестры-колдуньи (Ольга Белохвостова) рассчитывает вскоре открыть самодержцу имя недруга. В это время из очередного военного похода с триумфом возвращается князь Серебряный (Иван Викулов), который тут же становится очевидцем деятельности опричников. Во главе этих блюстителей порядка стоит князь Вяземский (Леонид Бахталин). Оба сиятельных героя влюблены в красавицу Елену (Арина Чернышова), которая, ожидая любимого и спасаясь от преследований главного опричника, вышла замуж за старого боярина Морозова (Артем Маковский).
Музыкальный материал спектакля интересен и разнообразен. Герои поют в самобытной манере, рожденной на стыке классического академизма и фолка, причем народные элементы гармонично уживаются с характерными чертами поп- и рок-музыки. Каждому персонажу на протяжении двух действий придется пройти большой драматический путь, где найдется время мечтам и надеждам, отчаянию и разочарованию, агрессии и злобе, любви и дружбе, верности и чести, предательству и вероломству.
Так сложилось, что в произведениях, действие которых происходит во времена правления Иоанна Грозного, нередко появляется тема мистики и колдовства. Мюзикл «Князь Серебряный» не стал исключением из этого правила. Князь Вяземский обращается к Колдунье за помощью, потеряв все надежды на благосклонность со стороны прекрасной Елены. Только ей по силам приворожить неуступчивую девушку.
Какая история об Иоанне Грозном и его окружении возможна без знаменитого Малюты? Карен Кавалерян также ввел его в сюжет. Легендарная личность в исполнении Михаила Беспалова обрела взрывную энергетику и харизму, а художник по костюму и гримеры придали ему весьма устрашающий вид.
Роман А.К.Толстого получил трагическую развязку. Мюзикл А.Укупника и К.Кавалеряна, созданный по его мотивам, значительно отличается от первоисточника. У Московского театра оперетты получился уникальный, самобытный спектакль, который дарит не только внушительную порцию жизненных сил и прекрасного настроения, но и поднимает на новый уровень чувство патриотизма, действуя предельно тактично, мягко и деликатно.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты