30 сентября 2022 года на сцене Московского театра оперетты горело яркими огнями кабаре «Орфеум», заглушая дворцовую роскошь жилища аристократов из Австро-Венгрии. Все это – бессмертный шедевр Имре Кальмана на либретто Иштвана Бекеффи и Деже Келлера в переводе Владимира Михайлова и Дмитрия Толмачева, имя которому – «Королева чардаша» («Сильва»).
Режиссер-постановщик и балетмейстер-постановщик: Валерий Архипов (Заслуженный деятель искусств России).
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Станислав Майский.
Режиссер: Татьяна Константинова (Заслуженная артистка России).
Ассистент балетмейстера: Павел Апатонов.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Евгения Рогозина.
Автор Видеопроекции: Анастасия Быкова.
Ассистент художника по свету: Денис Петрухнов.
Технический ассистент художника по свету: Алексей Ковреин.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев.
В ролях:
Цецилия фон Вайлерсхейм, княгиня: Елена Зайцева (Народная артистка России);
Князь Леопольд Мария Липперт фон Вайлерсхейм, ее муж: Александр Каминский;
Эдвин, их сын: Павел Иванов;
Сильва, певица кабаре: Анна Золотова;
Бони Каучиано фон Морово, граф: Дмитрий Никаноров;
Стаси, графиня: Ольга Белохвостова;
Ферри Керекеш: Леонид Бахталин;
Мишка, распорядитель кабаре «Орфеум»: Дмитрий Лебедев;
Киш, нотариус: Виктор Богаченко (Заслуженный артист России);
Адъютант: Константин Ужва;
Тонелли, аристократ: Александр Фролов;
Мерэ, аристократ: Игорь Оробей;
Мак Грев, аристократ: Василий Ремчуков;
Дамы на балу, танцовщицы, солдаты, слуги, гости на балу: артисты хора и балета.
Соло в оркестре:
П.Береславцев (скрипка);
М.Рыбина (скрипка);
В.Народицкий (скрипка);
И.Сотников (виолончель);
И.Мельников (виолончель);
М.Фридман (виолончель);
А.Морозов (гобой);
П.Капитанчук (гобой).
Новая постановка бессмертного шедевра классической оперетты случилась на столичных подмостках в июне 2021 года. Оригинальный замысел режиссера-постановщика Валерия Архипова делает происходящее на сцене основой для романа, который пишет один из центральных персонажей – Ферри Керекеш (Леонид Бахталин). Это один из завсегдатаев кабаре «Орфеум» со стажем. Многое в его жизни связано с этим местом, в том числе глубоко личные воспоминания. Сегодня он наблюдает за судьбой Сильвы Вареску (Анна Золотова), примадонны этого заведения, которую ждет блестящая международная карьера. Молодая артистка готовится к отъезду на гастроли в Париж. Но в далеко идущие планы вмешивается любовь, связанная с именем наследника богатого аристократического рода фон Вайлерсхейм. Князь Эдвин (Павел Иванов) мечтает жениться на певице, что заведомо противоречит его положению. Каким же будет финал романа господина Керекеша? Сумеет ли он, как подобает драматургу, оказать влияние на происходящее и направить течение сюжета в верном направлении?
В первом акте сцена столичного театра оперетты превращается в закулисное пространство кабаре «Орфеум». Там – нескончаемое движение, шум, гам, суета. Сперва все сотрудники творческого коллектива и администрация интенсивно готовятся к выходу на сцену и приему посетителей, затем наиболее привилегированные гости идут к героям вечера поблагодарить лично за доставленное удовольствие. Стандартные для многих храмов искусства будни переданы с невероятной точностью, однако не утратили и доли юмора, традиционной для одного из самых «легких» жанров музыкального театра.
Во втором действии создатели спектакля приглашают зрителей посетить роскошный дворец князей фон Вайлерсхейм в самом сердце столицы Австро-Венгрии. Современные технологии позволяют публике очень эффектно «войти» в шикарный зал и стать соучастниками происходящего. Видеопроекции дают возможность быстро перемещаться по огромному дому, без лишних усилий перебираясь из зала балкон, из сада в оранжерею и т.д. Но второй акт не заканчивается во дворце. Через некоторое время герои и зрители возвращаются в обновленное кабаре, где их ожидают перемены в интерьерах, оформлениях шоу и даже репертуаре.
Костюмы в постановке сделаны на стыке классики и модерна, в лучших традициях оперетты. Великосветская элегантность здесь гармонично сосуществует с театральной вычурностью, а обрамленные в меха и шелк бриллианты – с блестками, стразами и обилием перьев. Венский вальс уживается с чардашем, а шампанское – с вишневым ликером.
Музыкальный материал «Королевы чардаша» основан на невероятном наслоении чувств и эмоций. Легкая грусть, светлая ностальгия, искрящееся веселье, окрыляющее счастье, бурная фантазия, наивная мечтательность, бесценные верность, преданность и дружба – все это (и многое другое) находит отражение в изящных, искрящихся мелодиях, заставляющих ноги пускаться в пляс и дарящих солнечное настроение в пасмурный унылый вечер.
«Королева чардаша» - истинный калейдоскоп шлягеров и хитов. Здесь едва ли не каждый музыкальный номер горячо любим публикой и заканчивается шквалом аплодисментов. Кому не знакомы «Марш мужчин», дуэты Эдвина и Сильвы, Стаси и Бони, две арии Сильвы, песенка Бони и другие вокально-симфонические фрагменты? Все эти произведения позволяют поближе познакомиться с героями, понять, что именно беспокоит их в данную минуту и чего им не хватает для гармонии и счастья. Мелодии полны лирических или комических гармоний, которые обозначают эмоциональное состояние действующих лиц не менее точно, чем диалоги и монологи.
Музыкальный руководитель постановки Константин Хватынец добавил несколько номеров, которые до этого в «Королеве чардаша» появлялись редко. Это ария княгини Цецилии (Елена Зайцева), глубоко лирический квартет Сильвы, Эдвина, Бони (Дмитрий Никаноров) и Стаси (Ольга Белохвостова), веселый номер Мишки (Дмитрий Лебедев) ближе к финалу и др.
Режиссура спектакля простроена с ювелирной точностью. Все мизансцены, перемещения и сопутствующие тексты максимально уместны. Движения персонажей обретают статус важных средств сценической выразительности.
Сильва – блистательная примадонна кабаре «Орфеум», но, вопреки ожиданиям, «королева чардаша» - вовсе не она. Этот почетный титул носит другая героиня спектакля, та, которая уже давно покинула сцену и живет совсем иначе, чем «певичка из варьете». Много лет назад она была яркой звездой, явлением в «легком» искусстве второй половины XIX века. Затем в жизни Цецилии произошли судьбоносные перемены, она вышла замуж за князя Леопольда (Александр Каминский) и навсегда рассталась с театром. Позднее, оказавшись вновь в родном кабаре, великосветская дама вновь испытала те эмоции, которые сопровождали ее на протяжении карьеры. Правда, такую слабость княгиня может позволить себе лишь на секунду, когда поблизости никто не наблюдает за ней.
Театральное закулисье – пространство, где нет места фальши и притворству. Здесь люди настоящие, не скрывающие истинных чувств. Только в таком месте они могут хотя бы немного побыть собой, ведь доступ посторонним туда открывается далеко не всегда и только в определенное время.
Жрецы искусства на секунду замирают. Еще мгновение – и настанет время их выхода на сцену, звездного часа, ради созерцания которого публика до отказа заполнила зал. Песни и пляски, пантомима и монологи, шутки и сантименты позволяют отвлечься от будничной рутины, отключиться от актуальных проблем и неприятностей, получить щедрый заряд положительной энергии. Для этого людям и нужен театр. Как говорится в одном из номеров спектакля, «любить искусство – выше счастья нет». А если вспомнить еще один шедевр классической оперетты, то «оно нас делает добрей, и благородней, и мудрей».
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриян
«Королева чардаша» на официальном сайте Московского театра оперетты
Режиссер-постановщик и балетмейстер-постановщик: Валерий Архипов (Заслуженный деятель искусств России).
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Станислав Майский.
Режиссер: Татьяна Константинова (Заслуженная артистка России).
Ассистент балетмейстера: Павел Апатонов.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Евгения Рогозина.
Автор Видеопроекции: Анастасия Быкова.
Ассистент художника по свету: Денис Петрухнов.
Технический ассистент художника по свету: Алексей Ковреин.
Концертмейстеры: Александра Куксо (Заслуженный работник культуры России), Мария Ковалева, Елена Лигостаева, Иван Староверов, Константин Тимофеев.
В ролях:
Цецилия фон Вайлерсхейм, княгиня: Елена Зайцева (Народная артистка России);
Князь Леопольд Мария Липперт фон Вайлерсхейм, ее муж: Александр Каминский;
Эдвин, их сын: Павел Иванов;
Сильва, певица кабаре: Анна Золотова;
Бони Каучиано фон Морово, граф: Дмитрий Никаноров;
Стаси, графиня: Ольга Белохвостова;
Ферри Керекеш: Леонид Бахталин;
Мишка, распорядитель кабаре «Орфеум»: Дмитрий Лебедев;
Киш, нотариус: Виктор Богаченко (Заслуженный артист России);
Адъютант: Константин Ужва;
Тонелли, аристократ: Александр Фролов;
Мерэ, аристократ: Игорь Оробей;
Мак Грев, аристократ: Василий Ремчуков;
Дамы на балу, танцовщицы, солдаты, слуги, гости на балу: артисты хора и балета.
Соло в оркестре:
П.Береславцев (скрипка);
М.Рыбина (скрипка);
В.Народицкий (скрипка);
И.Сотников (виолончель);
И.Мельников (виолончель);
М.Фридман (виолончель);
А.Морозов (гобой);
П.Капитанчук (гобой).
Новая постановка бессмертного шедевра классической оперетты случилась на столичных подмостках в июне 2021 года. Оригинальный замысел режиссера-постановщика Валерия Архипова делает происходящее на сцене основой для романа, который пишет один из центральных персонажей – Ферри Керекеш (Леонид Бахталин). Это один из завсегдатаев кабаре «Орфеум» со стажем. Многое в его жизни связано с этим местом, в том числе глубоко личные воспоминания. Сегодня он наблюдает за судьбой Сильвы Вареску (Анна Золотова), примадонны этого заведения, которую ждет блестящая международная карьера. Молодая артистка готовится к отъезду на гастроли в Париж. Но в далеко идущие планы вмешивается любовь, связанная с именем наследника богатого аристократического рода фон Вайлерсхейм. Князь Эдвин (Павел Иванов) мечтает жениться на певице, что заведомо противоречит его положению. Каким же будет финал романа господина Керекеша? Сумеет ли он, как подобает драматургу, оказать влияние на происходящее и направить течение сюжета в верном направлении?
В первом акте сцена столичного театра оперетты превращается в закулисное пространство кабаре «Орфеум». Там – нескончаемое движение, шум, гам, суета. Сперва все сотрудники творческого коллектива и администрация интенсивно готовятся к выходу на сцену и приему посетителей, затем наиболее привилегированные гости идут к героям вечера поблагодарить лично за доставленное удовольствие. Стандартные для многих храмов искусства будни переданы с невероятной точностью, однако не утратили и доли юмора, традиционной для одного из самых «легких» жанров музыкального театра.
Во втором действии создатели спектакля приглашают зрителей посетить роскошный дворец князей фон Вайлерсхейм в самом сердце столицы Австро-Венгрии. Современные технологии позволяют публике очень эффектно «войти» в шикарный зал и стать соучастниками происходящего. Видеопроекции дают возможность быстро перемещаться по огромному дому, без лишних усилий перебираясь из зала балкон, из сада в оранжерею и т.д. Но второй акт не заканчивается во дворце. Через некоторое время герои и зрители возвращаются в обновленное кабаре, где их ожидают перемены в интерьерах, оформлениях шоу и даже репертуаре.
Костюмы в постановке сделаны на стыке классики и модерна, в лучших традициях оперетты. Великосветская элегантность здесь гармонично сосуществует с театральной вычурностью, а обрамленные в меха и шелк бриллианты – с блестками, стразами и обилием перьев. Венский вальс уживается с чардашем, а шампанское – с вишневым ликером.
Музыкальный материал «Королевы чардаша» основан на невероятном наслоении чувств и эмоций. Легкая грусть, светлая ностальгия, искрящееся веселье, окрыляющее счастье, бурная фантазия, наивная мечтательность, бесценные верность, преданность и дружба – все это (и многое другое) находит отражение в изящных, искрящихся мелодиях, заставляющих ноги пускаться в пляс и дарящих солнечное настроение в пасмурный унылый вечер.
«Королева чардаша» - истинный калейдоскоп шлягеров и хитов. Здесь едва ли не каждый музыкальный номер горячо любим публикой и заканчивается шквалом аплодисментов. Кому не знакомы «Марш мужчин», дуэты Эдвина и Сильвы, Стаси и Бони, две арии Сильвы, песенка Бони и другие вокально-симфонические фрагменты? Все эти произведения позволяют поближе познакомиться с героями, понять, что именно беспокоит их в данную минуту и чего им не хватает для гармонии и счастья. Мелодии полны лирических или комических гармоний, которые обозначают эмоциональное состояние действующих лиц не менее точно, чем диалоги и монологи.
Музыкальный руководитель постановки Константин Хватынец добавил несколько номеров, которые до этого в «Королеве чардаша» появлялись редко. Это ария княгини Цецилии (Елена Зайцева), глубоко лирический квартет Сильвы, Эдвина, Бони (Дмитрий Никаноров) и Стаси (Ольга Белохвостова), веселый номер Мишки (Дмитрий Лебедев) ближе к финалу и др.
Режиссура спектакля простроена с ювелирной точностью. Все мизансцены, перемещения и сопутствующие тексты максимально уместны. Движения персонажей обретают статус важных средств сценической выразительности.
Сильва – блистательная примадонна кабаре «Орфеум», но, вопреки ожиданиям, «королева чардаша» - вовсе не она. Этот почетный титул носит другая героиня спектакля, та, которая уже давно покинула сцену и живет совсем иначе, чем «певичка из варьете». Много лет назад она была яркой звездой, явлением в «легком» искусстве второй половины XIX века. Затем в жизни Цецилии произошли судьбоносные перемены, она вышла замуж за князя Леопольда (Александр Каминский) и навсегда рассталась с театром. Позднее, оказавшись вновь в родном кабаре, великосветская дама вновь испытала те эмоции, которые сопровождали ее на протяжении карьеры. Правда, такую слабость княгиня может позволить себе лишь на секунду, когда поблизости никто не наблюдает за ней.
Театральное закулисье – пространство, где нет места фальши и притворству. Здесь люди настоящие, не скрывающие истинных чувств. Только в таком месте они могут хотя бы немного побыть собой, ведь доступ посторонним туда открывается далеко не всегда и только в определенное время.
Жрецы искусства на секунду замирают. Еще мгновение – и настанет время их выхода на сцену, звездного часа, ради созерцания которого публика до отказа заполнила зал. Песни и пляски, пантомима и монологи, шутки и сантименты позволяют отвлечься от будничной рутины, отключиться от актуальных проблем и неприятностей, получить щедрый заряд положительной энергии. Для этого людям и нужен театр. Как говорится в одном из номеров спектакля, «любить искусство – выше счастья нет». А если вспомнить еще один шедевр классической оперетты, то «оно нас делает добрей, и благородней, и мудрей».
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриян
«Королева чардаша» на официальном сайте Московского театра оперетты