13 марта 2022 года зрители московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова вновь смогли погрузиться в страницы «Энциклопедии русской жизни», написанной А.С.Пушкиным и превращенной в оперу П.И.Чайковским (либретто - результат сотворчества композитора и К.С.Шиловского). Легендарная постановка «Евгения Онегина» уже более двадцати пяти лет собирает в столичном зале меломанов разных поколений.
Музыкальная редакция: Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер: Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография: Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы: Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Свет: Сергей Макряшин.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Дирижер: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
В ролях:
Ларина: Наталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Татьяна: Елизавета Соина (сопрано);
Ольга: Вероника Ершова (меццо-сопрано);
Онегин: Артем Гарнов (ларуета премии «Онегин», баритон);
Ленский: Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Гремин: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Зарецкий: Андрей Фетисов (бас);
Трике: Антон Бочкарев (тенор).
Соло в хоре: Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор).
«Лирические сцены в семи картинах», которые идут одна за другой, не прерываясь на музыкальные паузы и антракты. В такой оригинальной, привлекательной форме предстает перед зрителем грандиозное сочинение П.И.Чайковского, которое, как правило, делится на два, а то и три действия. Автор музыкальной редакции постановки Евгений Колобов чутко, деликатно «отсек все лишнее», не изменив изначального смысла и не исказив мелодического языка сочинения русского классика. Результатом кропотливой работы Маэстро стала камерная постановка, не потерявшая своей зрелищности, русского простора и заложенного в музыкальные и драматические тексты глубокого смысла. Картины из русской жизни рисует симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова.
Онегин путешествует по картинам, переходя из одной в другую, перенося во времени и пространстве свое настроение и душевное состояние. В исполнении Артема Гарнова он холоден, надменен и насмешлив, во взгляде присутствует ирония, в голосе – благородный аристократизм. Душа героя мечется, томится, он не в ладах не только с окружающим миром, но и, прежде всего, с самим собой. Драматичная дуэль, последующие путешествия, возвращение в светский Петербург и неожиданная встреча с изменившейся до неузнаваемости Татьяной приводят к мощному эмоциональному всплеску. Взгляд загорается, голос теплеет, в движениях чувствуется жажда жизни. А что в конце? Полное поражение по всем фронтам жизни, моральное опустошение. «Лишний» человек на короткий миг проснулся, встрепенулся, начал жить, дышать, чувствовать, но не получил ожидаемой отдачи.
Татьяна в интерпретации Елизаветы Соиной впечатляет силой своего темперамента. Девушка решительно, смело, уверенно движется к достижению цели – подробному, искреннему объяснению в любви неожиданно нагрянувшему в ее родные края красавцу-герою. Широта голосового диапазона артистки подобна широте бескрайних русских просторов, а природная стать позволяет ей предстать гордой, блестящей аристократкой, «простой, величавой, небрежной», такой, что смогла вскружить голову до того абсолютно холодному, равнодушному Онегину.
Светлая, задорная, веселая, юная, беспечная, игривая, - такова Ольга в исполнении молодой солистки Вероники Ершовой. Героиня буквально излучает обаяние юности и получает явное удовольствие от галантных, изысканных, традиционных для русских дворян ухаживаний своего жениха Ленского. На празднике сестры она беззаботно веселится, абсолютно искренне недоумевая, чем так рассердила Владимира. Глубокий, насыщенный красками голос свеж и звонок, а образ актриса создала тщательно продуманный, интересный.
Невероятной красоты квартет в исполнении сестер Лариных, а также их матери (Наталья Креслина) и няни (Александра Саульская-Шулятьева) в этот раз спели два сопрано и два меццо-сопрано. Звонкость и свежесть, глубина и опыт, задушевность и искренность, шаловливость и мечтательность, перспективы и ностальгия наполнили этот элегантный ансамбль из четырех отборных женских голосов.
Владимир Ленский Станислава Мостового – горячий, страстный, порывистый, искренний юноша, яркая творческая личность, поэт, которого вдохновляет красота родных селений и чувство к прелестной юной соседке. Этот персонаж – воплощенная эмоция, он расцветает от любви и сгорает от ревности. Поток горячих итальянских страстей, бушующий у него в душе, захватывает и уничтожает молодого человека изнутри. Теплый, солнечный голос влюбленного поэта журчит, заполняя пространство обаянием юности и мальчишеского озорства. В знаменитой арии, предшествующей роковой дуэли, он звучит мистически, потусторонне, в нем как бы угасает жизнь, постепенно пропадают краски, остается только боль, тоска и обреченность.
Князь Гремин в исполнении Виталия Ефанова предстает сильным, мудрым, благородным человеком, истинным защитником тех, кто ему по-настоящему дорог. Любовь к молодой супруге зажгла в душе офицера и представителя высшего света Петербурга, подарила его жизни смысл и открыла дальнейшие перспективы. Образ наполнен счастливым спокойствием и уверенностью.
Трике в интерпретации Антона Бочкарева – элегантный, галантный француз, который напомнил европейского придворного певца и музыканта, умеющего создать настроение. Его куплеты вызывают легкую улыбку, это посвящение – истинное украшение зимнего праздника в усадьбе Лариных.
Зарецкий (Андрей Фетисов) – строгий секундант, педантичный блюститель правил и многовековых традиций проведения дуэлей. Он же – один из гостей сельского праздника, распорядитель, объявляющий очередность танцев. А еще – единственное существенное препятствие, вставшее на пути Онегина и Ленского и помешавшее им сразиться прямо на балу.
Артисты хора – крестьяне, гости на празднике в усадьбе Лариных и на балу в Петербурге. Между танцами они наблюдают за развитием важнейших сюжетных линий, шепотом обсуждают происходящее, а в перерывах танцуют. Молодые люди беззаботно веселятся в сельском поселении, их старшие родственники и соседи зорко следят за действием. Все это окрашивается насыщенной палитрой ярких голосов, буйством тембровых красок и столкновением темпераментов.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Музыкальная редакция: Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер: Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография: Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы: Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Свет: Сергей Макряшин.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Дирижер: Евгений Самойлов (Заслуженный артист России).
В ролях:
Ларина: Наталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Татьяна: Елизавета Соина (сопрано);
Ольга: Вероника Ершова (меццо-сопрано);
Онегин: Артем Гарнов (ларуета премии «Онегин», баритон);
Ленский: Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Гремин: Виталий Ефанов (Заслуженный артист России, бас);
Зарецкий: Андрей Фетисов (бас);
Трике: Антон Бочкарев (тенор).
Соло в хоре: Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор).
«Лирические сцены в семи картинах», которые идут одна за другой, не прерываясь на музыкальные паузы и антракты. В такой оригинальной, привлекательной форме предстает перед зрителем грандиозное сочинение П.И.Чайковского, которое, как правило, делится на два, а то и три действия. Автор музыкальной редакции постановки Евгений Колобов чутко, деликатно «отсек все лишнее», не изменив изначального смысла и не исказив мелодического языка сочинения русского классика. Результатом кропотливой работы Маэстро стала камерная постановка, не потерявшая своей зрелищности, русского простора и заложенного в музыкальные и драматические тексты глубокого смысла. Картины из русской жизни рисует симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Евгения Самойлова.
Онегин путешествует по картинам, переходя из одной в другую, перенося во времени и пространстве свое настроение и душевное состояние. В исполнении Артема Гарнова он холоден, надменен и насмешлив, во взгляде присутствует ирония, в голосе – благородный аристократизм. Душа героя мечется, томится, он не в ладах не только с окружающим миром, но и, прежде всего, с самим собой. Драматичная дуэль, последующие путешествия, возвращение в светский Петербург и неожиданная встреча с изменившейся до неузнаваемости Татьяной приводят к мощному эмоциональному всплеску. Взгляд загорается, голос теплеет, в движениях чувствуется жажда жизни. А что в конце? Полное поражение по всем фронтам жизни, моральное опустошение. «Лишний» человек на короткий миг проснулся, встрепенулся, начал жить, дышать, чувствовать, но не получил ожидаемой отдачи.
Татьяна в интерпретации Елизаветы Соиной впечатляет силой своего темперамента. Девушка решительно, смело, уверенно движется к достижению цели – подробному, искреннему объяснению в любви неожиданно нагрянувшему в ее родные края красавцу-герою. Широта голосового диапазона артистки подобна широте бескрайних русских просторов, а природная стать позволяет ей предстать гордой, блестящей аристократкой, «простой, величавой, небрежной», такой, что смогла вскружить голову до того абсолютно холодному, равнодушному Онегину.
Светлая, задорная, веселая, юная, беспечная, игривая, - такова Ольга в исполнении молодой солистки Вероники Ершовой. Героиня буквально излучает обаяние юности и получает явное удовольствие от галантных, изысканных, традиционных для русских дворян ухаживаний своего жениха Ленского. На празднике сестры она беззаботно веселится, абсолютно искренне недоумевая, чем так рассердила Владимира. Глубокий, насыщенный красками голос свеж и звонок, а образ актриса создала тщательно продуманный, интересный.
Невероятной красоты квартет в исполнении сестер Лариных, а также их матери (Наталья Креслина) и няни (Александра Саульская-Шулятьева) в этот раз спели два сопрано и два меццо-сопрано. Звонкость и свежесть, глубина и опыт, задушевность и искренность, шаловливость и мечтательность, перспективы и ностальгия наполнили этот элегантный ансамбль из четырех отборных женских голосов.
Владимир Ленский Станислава Мостового – горячий, страстный, порывистый, искренний юноша, яркая творческая личность, поэт, которого вдохновляет красота родных селений и чувство к прелестной юной соседке. Этот персонаж – воплощенная эмоция, он расцветает от любви и сгорает от ревности. Поток горячих итальянских страстей, бушующий у него в душе, захватывает и уничтожает молодого человека изнутри. Теплый, солнечный голос влюбленного поэта журчит, заполняя пространство обаянием юности и мальчишеского озорства. В знаменитой арии, предшествующей роковой дуэли, он звучит мистически, потусторонне, в нем как бы угасает жизнь, постепенно пропадают краски, остается только боль, тоска и обреченность.
Князь Гремин в исполнении Виталия Ефанова предстает сильным, мудрым, благородным человеком, истинным защитником тех, кто ему по-настоящему дорог. Любовь к молодой супруге зажгла в душе офицера и представителя высшего света Петербурга, подарила его жизни смысл и открыла дальнейшие перспективы. Образ наполнен счастливым спокойствием и уверенностью.
Трике в интерпретации Антона Бочкарева – элегантный, галантный француз, который напомнил европейского придворного певца и музыканта, умеющего создать настроение. Его куплеты вызывают легкую улыбку, это посвящение – истинное украшение зимнего праздника в усадьбе Лариных.
Зарецкий (Андрей Фетисов) – строгий секундант, педантичный блюститель правил и многовековых традиций проведения дуэлей. Он же – один из гостей сельского праздника, распорядитель, объявляющий очередность танцев. А еще – единственное существенное препятствие, вставшее на пути Онегина и Ленского и помешавшее им сразиться прямо на балу.
Артисты хора – крестьяне, гости на празднике в усадьбе Лариных и на балу в Петербурге. Между танцами они наблюдают за развитием важнейших сюжетных линий, шепотом обсуждают происходящее, а в перерывах танцуют. Молодые люди беззаботно веселятся в сельском поселении, их старшие родственники и соседи зорко следят за действием. Все это окрашивается насыщенной палитрой ярких голосов, буйством тембровых красок и столкновением темпераментов.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц